Тренажер водителя транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение, в частности, при профессиональной подготовке и проверке квалификации водителей. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей тренажера путем обучения водителя экономичному управлению транспортным средством. Тренажер содержит органы 1 - 3 управления, датчики 4 - 6 обратной связи, блоки 7 - 9 моделирования реальных процессов, дифференциатор 15 и двухпороговый блок 16 сравнения. Нажатие на педаль акселератора приводит к изменению сигнала на выходе датчика 4 обратной связи, поступающего на вход дифференциатора 15, в котором происходит формирование сигнала, пропорционального скорости нажатия на педаль. Сигнал с дифференциатора поступает на вход блока 16 сравнения, в котором сравнивается с допустимым значением. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 G 09 В 9/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 798957 (21) 4608846/11 (22) 24.11.88 (46) 07.07,91. Бюл. Рв 25 (71) Иркутский политехнический институт (72) И. Ю. Кузьмин и В.И. Молодых (53) 629.113(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
ЬЬ 798957, кл. G 09 В 9/04, 1972. (54) ТРЕНАЖЕР ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение, в частности, при профессиональной подготовке и проверке квалификации водителей, Цель изобретения — расширение функцио„„5U„„1661821 А2 нальных воэможностей тренажера путем обучения водителя экономичному управлению транспортным средством. Тренажер содержит органы 1 — 3 управления, датчики
4 — 6 обратной связи, блоки 7 — 9 моделирования реальных процессов. дифференциатор 15 и двухпороговый блок 16 сравнения.
Нажатие на педаль акселератора приводит к изменению .сигнала на выходе датчика 4 обратной связи, поступающего на вход дифференциатора 15. в котором происходит формирование сигнала, пропорционального скорости нажатия на педаль. Сигнал с дифференциатора поступает на вход блока
16 сравнения, в котором сравнивается с допустимым значением. 1 ил.
1661821
Составитель Б. Ионова
Техред М.Моргентал Корректор Э Лончакова
Редактор Л. Гратилло
Заказ 2128 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Изобретение относится к обучающим устройствам, может найти применение, в частности, при профессиональной подготовке и проверке квалификации водителей, и является усовершенствованием известного устройства по авт. св. М 798957.
Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей тренажера путем обучения водителя экономичному управлению транспортным средством.
На чертеже представлена структурная схема устройства тренажера.
Тренажер содержит органы управления; педаль 1 акселератора, педаль 2 сцепления и рычаг 3 переключения передач, соединенные с датчиками 4 — 6 обратной связи, а также последовательно соединенные блоки (моделирования реальных процессов) двигателя 7,сцепления 8 и коробок
9 передач, блок 10 моделирования динамики поступательного движения, блок 11 интегрирования (пройденного пути), формирователь 12 сигналов изменения критических параметров учебного процесса, блок 13 ввода программы обучения, блок 14 индикации, дифференциатор 15 и двухпороговый блок 16 сравнения. Педаль 1 акселератора, педаль 2 сцепления и рычаг 3 коробки передач соответственно через датчики 4 — 6 обратной связи соединены с блоками 7, —,9 моделирования реальных процессов двигателя, муфты сцепления и коробки передач. Кроме того, выходдатчика
4 соединен с входом дифференциатора 15, выход которого соединен с входом двухпорогового блока 16 сравнения. Выход блока
16 соединен с входом блока 14 индикации.
Выход блока 7 соединен с входом блока 8, выход блока 8 — с входами блоков 7 и 9, выход блока 9 — с входом блока 8. Блок 10 моделирования динамики поступательного движения одним из входов присоединен к выходу блока 9 моделирования реальных процессов коробки передач, а вторым — к выходу формирователя 12 сигналов изменения критических параметров учебного процесса, вход которого соединен через блок
11 интегрирования с выходом блока 10 моделирования. Один из выходов блока 13 вво5 да программы обучения подключен к входу формирователя 12 сигналов изменения критических параметров учебного процесса.
Блок 14 индикации соединен с выходами блоков 7 и 10 моделирования и выходом
10 двухпорогового блока 16 сравнения.
Тренажер водителя транспортного средства работает следующим образом.
Нажатие на педаль акселератора приводит к изменению сигнала на выходе датчика
15 4 обратной связи ее .положения. Сигнал с датчика 4 обратной связи поступает на вход дифференциатора 15 определения интенсивности нажатия на педаль акселератора.
В дифференциаторе 15 происходит форми20 рование сигнала, пропорционального скорости (интенсивности) нажатия на педаль акселератора. Сигнал с выхода дифференциатора 15 поступает на вход двухпорогового блока 16 сравнения, в котором
25 происходит сравнение сигнала, поступившего с дифференциатора 15, с крайними значениями заданного интервала оптимальной скорости нажатия на педаль акселератора, Если в результате сравнения сигнала
30 с заданным значением он выходит иэ указанного интервала, вырабатывается сигнал, поступающий на блок 14 индикации.
Формула изобретения
Тренажер водителя транспортного
35 средства по авт, св. N798957,,о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей тренажера путем обучения водителя экономичному управлению транспортным средством, он
40 снабжен двухпороговым блоком сравнения и дифференциатором, вход которого соединен с датчиком обратной связи педали акселератора, а выход связан с входом двухпорогового блока сравнения, выход ко45 торого соединен с входом блока индикации.