Реактивного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Кл. 62Ь, 37os

4бд, 10

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 18.XI 1.1946 (№ 10682/350455/40-23) МПК В 64с

F 02k с присоединением заявки №

Приоритет—

Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР

Опубликовано 10.XI.1964. Бюллетень № 21

Дата опубликования описания 11.1.1965

ABTOp изобретения

К В Шуликов

Заявитель

СОПЛО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Подписная группа № 188

На известных турбореактивных двигателях применяются неподвижные цилиндрические сопла, ось которых совпадает с продольной осью двигателя. Такое сопло сообщает газовой струе движение только в одном продольном направлении. Это исключает использование тяги двигателя в качестве непосредственной подъемной силы.

Особенность предлагаемой конструкции сопла реактивного дви-ателя состоит в том, что оно оборудовано поворотными в вертикальной плоскости реактивными насадками, монтируемыми на опорно-упорных подшипниках и связанными червячной передачей с приводным механизмом. С помощью этих насадков можно изменять напраьление вектора тяги в вертикальной плоскости.

При такой конструкции сопла энергию газовой струи реактивного двигателя можно использовать непосредственно как источник подъемной силы для осуществления вертикального взлета, вертикальной посадки и тормо>кения летательного аппарата.

На фиг. 1 изображен реактивный двигатель с описываемым соплом, вид сбоку; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 — поворотное сопло, вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг.4— сечение по Б-Б на фиг. 1.

Цилиндрическое сопло 1 реактивного двигателя 2 оканчивается двумя симметрично расходящимися каналами 8. В конце каждого капала имеется реактивный поворотный наса5 док 4, имеющий свою плоскость вращения.

Насадки крепятся к торцам каналов с помощью опорно-упорных подшипников 5.

Для отклонения реактивного насадка движение ему сообщается от электропривода 6, 10 установленного на неподвижной части сопла, через червячную передачу, состоящую из червяка 7 и зубчатого сектора 8, закрепленного ца насадке.

15 Сопло снабжено направляющими лопатками 9, а также кожухом 10, предназначенным для внутреннего охлаждения.

Плоскости вращения насадков могут быть как вертикальными, так и наклонными, что

20 диктуется конструктивными размерами и величиной нужного разноса каналов.

Насадки могут поворачиваться на любой заданный угол, благодаря чему достигается не25 сбходимое отклонение газовой струи в зависимости от режима полета. Максимальное отклонение соответствует взлету и посадке, которые выполняются на максимальных оборотах двигателя; для торможения сопло отклоЗо няется вперед.

1об "-.44

Предмет изобретения

Вид A

f г

Фиг 3

E-б

Составитель В. И. Гуслинников

Редактор Л. В. Калашникова Текред Т. П. Курилко Корректор Т. С. Дрожжина

Заказ 3499/ll Тираж 500 Формат бум. 60><90 >

UHHIiHH Государственного комитета по делам изобретений п открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Повороты пасадков е требуют болыпих усилий.

Основными нагрузками па подшипник при работе двигателя являются аксиальпыс и опорные.

Управление силовым электроприводом может осуществляться дистанционно летчиком или автоматически.

Сопло реактивного двигателя, orëè÷àioùååся тем, что, с целью возможности управления

5 вектором тяги в вертикальной плоскости, оно снабжено поворотными в вертикальной плоскости насадками, монтируемыми на опорно-упорных подшипниках и связанными червячной передачей с приводным механизмом.