Буксировочное судно

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству буксирного типа для проводки судов через шлюзы, и служит для улучшения эксплуатационных качеств. Буксировочное судно содержит автономные буксиры, выполненные в виде модулей, имеющих в сечении по ватерлинии либо форму равносторонней трапеции, либо параллелограмма. Каждый буксир включает движитель 3, установленный в проточной трубе, снабженной заслонками 16, 17, 18 и 19, служащими для перекрытия проточной трубы и для создания упора под 90°. Буксиры могут подсоединяться у носовой и кормовой оконечностей по обоим бортам буксируемого судна. Движение по курсу обеспечивается движителями буксиров или судна, а управление маневрированием - движителями буксиров. Возможно выполнение буксировочного судна с четырьмя, шестью и более модулями. 5 з.п.ф-лы, 13 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)s В 63 В 21/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Jf

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ о

iQ, )

СО

О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4080596/11 (22) 01.07.86 (46) 15.07.91. Бюл, М 26 (72) Р.К.Энглин, В.М.Герасимов, С.С.Литвин,В.M, Боярский и Л, Г. Мангалова (53) 629,12.013 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1068331, кл. В 63 В 21/62, 1982. (54) БУКСИРОВОЧНОЕ СУДНО (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к устройству буксирного типа для проводки судов через шлюзы, и служит для улучшения эксплуатационных качеств. Буксировочное судно содержит автономные буксиры, выполненные в виде мо5Ц 1662895 А1 дулей, имеющих в сЕчении по ватерлинии либо форму равносторонней трапеции, либо параллелограмма, Каждый буксир включает движитель 3, установленный в проточной трубе, снабженной заслонками 16, 17, 18 и

19. служащими для перекрытия проточной трубы и для создания упора под 90 . Буксиры могут подсоединяться у носовой и кормовой оконечностей по обоим бортам буксируемого судна. Движение по курсу обеспечивается движителями буксиров или судна, а управление маневрированием— движителями буксиров. Возможно выполнение буксировочного судна с четырьмя, шестью и более модулями, 5 з.п.ф-лы. 13 ил.

1662895

Изобретение относится к судостроению и морской практике,а именно к устройству буксирного судна и способу er о применения для проводки судов через гвл>озы.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств устройства.

На фиг, 1 показан буксир, выполненнь.й из двух модулел, общий вид; на фиг, 2— модуль, вид сбоку; на фиг. 3 -- сечение Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез А — А на фиг,2; на фиг, 5 — буксир, выполг-:енный иа четырех модулей; на фиг. 6 — схема проводки судна, вид сверху; на фиг. 7 — ви,ц В на фиг. 6; на фиг. 8 — буксировка несамоходно о судна, на фиг. 9 — швартовка судна; на фиг. 10—

,õåìà управления заслон>.ами модуля, ход вперед; на фиг, 11 — го же правый поворот и хоп вперед; на фиг. 12 — создание упора под углом 90", хода нет; !àфиг. 13 — буксировочное судно из модулей в виде параллелограмма, Буксио (фиг,1) выполнен составным, по крайней мере, из двух автономных, симметричных относительно диаметральной плос кОсти (ДП) уп ра ел Я Io LQMx модулей I

Модули 1 сочленены средствами 2 сцепления. Каждый модуль имеет co6!3TBer!Hb!Ir движи =.ль 3, устаíовлeнный с возмо>кноО 1 стью .издания упора под углом 0 к ДП модуля (на черте>ке упор обозначсн стрелкам„n3

Управляющий модуль 1 имеет водоизмещающий корпус, состоящий из наружной обшивки 4, подкрепленной набором 5, и верхней палубы б. Внутренний GG åì модуля:.",,ожет бьп ь разделен попереч:->в ми переборками 7 и имегь платформы, Управляющий модуль в сечениях по BB

Те pr1ÐI I и ям может иметь ф(>рму ра вноб очной трапеции (фиг.3). Основания которой совмещены с линиями борта. Прл этс>м один борт длинный 8, а другой короткий 9. Такая конструктивная форма обеспечивает удобство сочленения модулей, образование симметричного корпуса буксировочного:удна, его достаточно хорошие мореходные качества.

Некоторое ухудшение мореходных качеств модуля 1 при его автономных перемещениsIx (увод корпуса из-за несимметричной формы носа) легко компенс:ируетс работой движителя и устройст, о которых будет сказано ниже.

Борта модуля 1 могут быть завалены на уго; а =-1-2 (фиг.4). Это обеспечивает более

ПЛОТIIOe ПрИЛЕГаНИЕ МОдуяя К барту СОЧЛЕНяемо с модуля или к борту г:роводимого суцна. .; этой же цель,о борта модуля не имеют привального бруса и других выступающих частей, Вместо этого борта модуля могут иметь покрыгие из эластлчного ма-.ериала, например резины 10, которое предохраняет от повреждений бортовые поверхности (фиг,4), Возможен вариант исполнения букси5 ровочного судна из четырех расположенных друг за другом модулей 1 (фиг.5). При этом два носовых модуля сочленены по ДП длинными бортами 8, а два кормовых короткими 9. При необходимости в состав букси10 ра может быть Обьединено и большее число модулей.

Модульное построение буксира позволяет выбрать рациональнос их сочленение и построение в зависимости оТ водоизмеще15 ния проводимого судна и др,причин, Трапецеидальная форма модуля не яв ляется единственно,,возможной, может быть избрана форма параллелограмма, показанная на фиг, 13.

20 Буксировочные судна могут быть выполнены с разли .ными исто никамл энергии.

Возможен вариант, ко да модули имеют электродвигатели 11, кинематически связанные с движителями. Модули должны

25 иметь электрические кабели (не показаны) для подключения к электрической сети проводимого судна или берегового источника.

В этом случае модули должны иметь устройство накопления энергии. например ак30 кумуляторы, маховики и т.п, (не показаны).

Накопление энергии позволяет модулял1 вь полнять работу и после откл очения о. Источника питания.

Возможен другой вариан . когда управ35 ляющие модули имеют собственныи ис1очник энергии, например двигатель 17 внутреннего сгорания, кичематически или электрически связанный с движителями 3.

Может быть осуществлен и такой вариант

40 буксира, когда один или несколько базовых модулей снабжены собственными источниicBlvIM энергли, а другие имеют только устройства накопления энергии и могут питаться оТ электрической сети проводимо45 го судна, с берега или базового модул .

Средства 2 сцепления могут иметь различную конструкцию. Наиболее целесообразен вариант лх выполнения в виде вакуумных присосов 13. установленных на

50 поворотно-телескопических штангах 14.

Для создания вакуума модули снабжены вакуум-насосами (не показаны).

Целесообразно движители 3 ра=полагать внутри корпуса модуля 1. С этой целью

55 каждый модуль должен иметь проточные сообщающиеся трубы 15, располо>кенные вдоль и поперек модуля. которые снабжены внутренними заслонками i 6 и 17 III выходными заслонками 18 и 19. Для защиты от засорения трубы 15 имеют защитные решетки

1662895

20. Внутренние заслонки 16 и 17 предназначены для перекрытия труб, а выходчые заслонки 18 и 19 кроме того еще служат средствами отклонения потока воды от движителей, т,е. играют роль рулевых устройств, Изменение направления потока достигается реверсом движителя или применением винтов регулируемого шага. Буксировочное судно предназначено для управления движением судна 21.

Движитель 3 (например, гребной винт) может быть расположен в продольной и (или) поперечной части трубы 15. Выбор количества и места расположения движителей производится в соответствии с известными правилами проектирования судов.

Способ проводки судна с помо цью бук сира состоит в следующем.

Буксир подходит к судну 21 и разделяется на отдельнь.е автономные управляющие модули 1. Для "-т-ого отключают вакуум-насосы v. отделя.ат присосы 13 от палуб 6 соседних модулей и устанавливают с помощью поворотно-телескопических штанг 14 в штатное положение.

Под действием собственных движителей 3 каждый модуль 1 или группа модулей подходят к проводимому судну 21 и закрепляются вбллзи от оконечностей по правому и левому борту. Закрепление модулей в четь рек крайнлх точках судна 21 позволяет наиболее эффективно обеспечивать управление, повороты и удержа-.èå судно на курсе, так как создает наибольшии вращающий момент, Если мощности одиночных модулей недостаточно, то используют группы из двух и более модулей, закрепляемых а тех же местах судна.

Перемещение судна 21 вдоль заданной траектории может быть обеспечено либо движителями модулей, либо собственными движителями судна 21. При этом в течение всего процесса проводки модули 1 сохраняют неизменным свое положение относительно судна 21.

В качестве средств крепления могут быть использованы вакуумные присосы 13.

Как известно, перемещение судов e гаванях. портах, через шлюзы при небольших глубинах может осуществляться только на малом ходу. Но рулевое устройство при малых ходовых скоростях неэффективно. Поэтому проводку судов осуществляют буксиры, которые не только тянут, но и управляют перемещением судна.

Для буксира предлагаемой конструкции возможны два случая использования. В первом случае перемещение вдоль заданной траектории судна 21 происходит под действием собственного движителя, удержание

55 на курсе и повороты — с помощью упрааляющих модулей 1. Так,поворот влево осуществляется за счет момента вращения. создаваемого упорами движителей (напр". вляемых под углом 90 к ДП) правого носоаого и левого кормового модулей (фиг, 6. 7).

Во втором случае использования буксира (фиг.8) модули перемещают несамоходное судно вдоль траектории движения и обеспечивают повороты и удержание на курсе. Два модуля левого борта ведут швартовку судна 21 к причальной стенке, а два модуля правого борта открепились от судна

21, соединились и движутся вперед и налево для соединения с модулями левого борта

Маневрирование одиночных модулей ы буксира предлагаемой конструкции произ водится за счет р" áîòû движителей и управления заслонками 16 — 18, При этом в зависимости от вида маневра, числа движителей и места их расположения меняется характер управления заслонками 16-19.

Пример. Рассмотрим маневрирование одиночного модуля, имеющего один движитель 3, установленный в продольной частл трубы 15.

Для движения модуля вперед заслонки

16 и 17 должны быть открыты, заслонка 18 закрыта, заслонка 19 частично открыта для компенсации ".носа вгево из-за несимметричности обводов носовой конечности модуля (фиг,10).

Для движения вперед с поворотом вправо заслонки 16, 17 и 19 должны быть открыты, заслонка 18 закрыта. Упор направлен под углом 90 С к ДП и в плоскости продольного перемещения (фиг.11), Для создания бокового перемещения заслонки 16 и 19 должны быть закрыты, заслонки 17 и 18 открыты. Хода вперед нет (фи г. 12).

Пример перемещения буксира, состоящего из четырех модулей, показан на фиг. 5.

При этом носовые модули создают упор в продольном направлении через приоткрытые бортовые заслонки 18, а кормовые— через открытые заслонки 16 и 17.

Управление работой модулей при проводке судна осуществляется централизованно, например лоцманом, находящимся на мостике проводимого судна 21.

Формула изобретения

1. Буксировочное судно, содержащее соединенные междусобой модули, снабженные подрулиаающими устройствами. о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, в нем корпус судна образован симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости судна упомянутыми модулями. каждый из кото1бб2895 рых имеет четырехугольное сечение в плоскости ватерлинии и снабжен движителем, 2. Судно по п,1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что модули в сечении по плоскости ватерлинии имеют форму равносторонней. трапеции с основаниями, образующими борт модулей, 3. Судно по п.2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно выполнено в виде четырех попарно расположенных друг за другом модулей, два носовых из которых соединены между собой большими основаниями TpBt18ций, а два кормовых — их меньшими основаниями.

4, Судно по п.1. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что модули в плоскости ватерлинии

5 спрофилированы по форме и",ð3ëïåë0ãðàìма, 5. Судно по и 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что барта модулей выполнены с завал ом иод углом в 1-2, I0 6. Судно по п,1, о т л и ч а ю ш, е е с я тем, что обшивка модулей покрь та снаружи эластичным материалом, 6и() 6

21 фиг. У

10 3

1б 18 рие. 1f

Фцг fZ

7б 1д 17

p<> >o

1 7 1б

Составитель О.Аргасов

Редактор Н.Кии| улинец Техред M.Моргентал Корректор M. Максимишинец

Заказ 4611 Тира>к Подписное ьНИИПИ (осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113О35, Москва, Ж-35, Рауыскал наб., 4/5

Производст венно издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101