Статор турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к турбостроению. Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического регулирования. Статор турбомашины содержит корпус 1, внутри которого установлены сопловые лопатки 2 со сквозными каналами 3, конические кольца 4 с каналами, установленные с осевым зазором относительно друг друга, и устройство для перемещения колец 4, выполненное в виде диафрагмы 7 с каналами 8, соответствующие входы и выходы которых размещены в различных диаметральных плоскостях. Диафрагма 7 для перемещения колец 4 сообщена с проточной частью турбомашины посредством сквозных каналов 3 в сопловых лопатках 2. Диафрагма 7 выполнена из тонкостенных конструкций с элементами жесткости и имеет теплоинерционность меньшую, чем теплоинерционность конических колец 4. Входы каналов 8 сообщены со сквозными каналами 3 сопловых лопаток 2. На выходе из каналов 8 диафрагмы 7 установлен коллектор с дренажным клапаном. В канале 8 диафрагмы 7 могут быть установлены гофрированные вставки, которые образуют два канала, при этом вход одного канала подключен к проточной части турбомашины, а выход - к коллектору, вход другого канала подключен к проточной части турбомашины, а выход - к полости за компрессором (на чертеже не показан). Полости 14 между диафрагмами 7 подключены к полости за компрессором. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 01 0 11/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В (21) 4423242/06 (22) 12.05.88 (46) 15.07.91. Бюл, М 26 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) M. А. Алабин, О. Н. Антонов и.А.A. Смолин (53) 621.438(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1020649, кл. F 04 D 29/08, 1979. (54) CTATOP ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к турбостроению. Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения .автоматического регулирования. Статор турбомашины содержит корпус 1, внутри которого установлены сопловые лопатки 2 со сквозными каналами 3, конические кольца 4 с каналами, установленные с осевым зазором 6 относительно друг друга, и устройство для перемещения колец 4, выполненное в виде диафрагмы 7 с каналами 8, соответствующие входы и выходы которых размеще„„Я ÄÄ 1663202 А1 ны в различных диаметральных плоскостях.

Диафрагма 7 для перемещения колец 4 сообщена с проточной частью турбомашины посредством сквозных каналов 3 в сопловых лопатках 2. Диафрагма 7 выполнена иэ тонкостенных конструкций с элементами жесткости и имеет теплоинерцион ность меньшую, чем теплоинерционность конических колец 4. Входы каналов 8 сообщены со сквозными каналами 3 сопловых лопаток 2.

На выходе из каналов 8 диафрагмы 7 установлен коллектор с дренажным клапаном. В канале 8 диафрагмы 7 могут быть установлены гофрированные вставки, которые образуют два канала> при этом вход одного канала подключен к проточной части турбомашины, а выход — к коллектору. вход другого канала подключен к проточной части турбомашины, а выход — к полости эа компрессором (на чертеже не показан). Полости

14 между диафрагмами 7 подключены к полости за компрессором. 1 э. п. ф-лы, 2 ил.

1663202

Изобретение относится к турбостроению.

Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического регулирования, На фиг. 1 изображена проточная часть компрессора; на фиг. 2 — коническое кольцо с диафрагмой, установленной над рабочими лопатками; на фиг. 3-диафрагма с установленной в ее полости гофрированной проставкой, поперечное сечение; на фиг. 4— турбина, поперечное сечение.

Статор турбомашины содержит корпус

1, внутри которого установлены сопловые лопатки 2 со сквозными каналами 3, конические кольца 4 с каналами 5, установленные с осевым зазором 6 относительно друг друга, и устройство для перемещения колец 4, выполненное в виде диафрагмы 7 с каналами 8. соответствующие входы и выходы которых размещены в различных днам .тральных плоскостях, Диафрагма 7 для и .ремещения колец 4 сообщена с Bpolочной частью турбомашины посредством сквозных каналов 3 в сопловых лопатках 2. Диафрагма 7 выполнена из тонкостенных конструкций с элементами жесткости и имеет теплоинерционность меньшую, чем теплоинерционность конических колец 4.

Входы каналов 8 сообщены со сквозными каналами 3 сопловых лопаток 2. На выходе из каналов 8 диафрагмы 7 установлен кonлектор с дренажным клапаном 10, B канале 8 диафрагмы 7 могут быть установлены гофрированные вставки 11, которые образуют два канала 12 и 13, при этом вход канала 12 подключен к проточной «асти турбомашины, а выход — коллектору 9, вход канала 13 подключен к проточной час.ти турбомашины, а выход — к полости эа компрессором (не показано). Полости 14 между диафрагмами 7 подключены к полости за компрессором, Каналы 8 диафрагмы

7 подключены к проточной части в районе радиальных зазоров 15, образованных сопловыми лопатками 2 и коническими проставками 16, при этом угол а конусности конических проставок 16 и торцов сопловых лопаток 2 выполнен равным углу раскрытия проточной части. Таким образом, достигается подобие радиального зазора

15 и радиального зазора 17 между рабочими лопатками 18 и коническими кольцами 4.

Устройство работает следующим образом.

При работе турбомашины после запуска двигателя происходит прогрев деталей тур5 бины. При этом детали ротора лопатки 18,. как более инерционные,прогреваются медленнее деталей корпуса 1 и радиальные зазоры 15 увеличиваются на величину Ari.

Радиальные зазоры 17 изменяются анало10 гично радиальным зазорам 15, Быстрый прогрев диафрагмы 7 приводит к увеличению их длины на Л I, в результате чего происходит осевое перемещение конических колец 4, что вызывает уменьшение ве15 личины радиального зазора 15 на величину

Лгг=Ь tgg, При равенстве величин Лг1=

=Л гг радиальный зазор 15 не изменяется, С прогревом ротора турбомашины радиальный зазор 15 уменьшится, что приведет к .-"0 уменьшеиию расхода рабочего тела, поступающего в каналы 8 диафрагмы 7. и снижению температуры диафрагмы 7, в резул ьтате чего длина последних уменьшится, а радиальные зазоры 15 возрастут. Рез25 кое выключение двигателя, повторная приемистость и т. и. приведут к охлаждению диафрагм 7 и к быстрому увеличению зазоров 17 до безопасных величин, что значительно повысит надежность работы

30 двигателя.

Формула изобретения

1. Статор турбомашины, содержащий корпус. внутри которого установлены сопловые лопатки со.сквозными каналами, кони35 ческие кольца с каналами, установленные с осевым зазором друг относительно друга, и устройство для перемещения колец, сообщенное с проточной частью турбомашины посредством сквозных каналов в сопловых

40 лопатках, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, устройство для перемещения конических колец выполнено в виде диафрагмы с каналами. соответствующие входы и выходы которых

45 размещены в различных диаметральных плоскостях, при этом теплоинерционность диафрагм выполнена меньше теплоинерционности конических колец, а входы каналов сообщены со сквозными каналами сопло50 вых лопаток.

2, Статор по и. 1, о тл и ча ю щи и с я тем, что на выходе из каналов диафрагмы установлен коллектор с дренажным клапаном, 55

1663202