Гидродинамическое уплотнение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения валов высокооборотных гидравлических машин. Цель изобретения - повышение надежности и коэффициента полезного действия уплотнения. Гидродинамическое уплотнение содержит корпус 1, размещенные на валу 2 подшипник 3 качения 3, диск 4 со ступицей 5 и импеллер 6 с осевыми отверстиями 7, в которых установлены с возможностью осевого перемещения толкатели 8, одним концом 9 упирающиеся во внутреннее кольцо 10 подшипника 3, а другим концом 11 соединенные с охватывающим вал 2 подпружиненным в сторону уплотняемой полости А кольцом 13, образующим с кольцевым выступом 14 корпуса 1 торцовое уплотнение. Ступица 5 диска 4 жестко закреплена на наружном кольце 15 подшипника 3, а внутреннее кольцо 10 подшипника 3 установлено на валу 2 с возможностью осевого перемещения, что обеспечивает возможность отключения торцового уплотнения при вращении импеллера 6 за счет осевого перемещения диска 4 под действием на него осевой силы. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (gg)g F 16 J 15/54
ГОСУДАР СТ8Е ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с (21) 4453971/29 (22) 01.07.88 (46) 15.07.91, Бюл, М 26 (72) А.А.Быковский и Э.M.Ãàéñèíñêèé (53) 62 — 762(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1Ф 792016, кл. F 16 J 15/447, 1979. (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ: (57) Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения валов высокооборотных гидравлических машин. Цель изобретения— повышение надежности и коэффициента полезного действия уплотнения. Гидродинамическое уплотнение содержит корпус 1, размещенные на валу 2 подшипник,3 качения, диск 4 со ступицей 5 и импеллер 6 с
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения валов высокооборотных гидравлических машин, Цель изобретения — повышение надежности и коэффициента полезного действия уплотнения.
На чертеже изображено уплотнение, продольный разрез, Гидродинамическое уплотнение содержит корпус 1, размещенные последовательно со стороны уплотняемой полости А на валу 2 подшипник качения 3, диск 4 со ступицей 5 и импеллер 6. В импеллере 6 выполнены осевые отверстия 7, в которых установлены с воэможностью осевого перемещения толкатели 8, упирающиеся одним
„„. Ж„„1663293 А1 осевыми отверстиями 7, в которых установ,лены с воэможностью осевого перемещения толкатели 8, одним концом 9 упирающиеся во внутреннее кольцо 10 подшипника 3, а другим концом 11 соединенные с охватывающим вал 2 подпружиненным в сторону уплотняемой полости А кольцом 13, образующим с кольцевым выступом 14 корпуса 1 торцовое уплотнение, Ступица 5 диска 4 жестко закреплена на наружном кольце 15 подшипника 3, а внутреннее кольцо 10 подшипника 3 установлено на валу 2 с возможностью осевого перемещения. что обеспечивает возможность отключения торцового уплотнения при вращении импеллера 6 за счет осевого перемещения диска 4 под действием на него осевой силы. 1 з.п. ф-лы. 1 ил. концом 9 во внутреннее кольцо 10 подшипника 3, а другим концом 11 крепятся к подпружиненному в сторону полости А упругим элементом 12, охватывающему вал 2 уплотнительному кольцу 13, образующему с кольцевым выступом 14 корпуса 1 торцовое уплотнение, Ступица 5 диска 4 жестко закреплена на наружном кольце 15 подшипника 3. а внутреннее кольцо 10 подшипника установлено на валу 2 с возможностью осевого перемещения. Толкатели 8 могут образовывать в отверстиях 7 импеллера 6 регулируемые дроссели 16 за счет выполнения толкателей 8 с переменным диаметром, изменяющие площади проходных сечений отверстий 7 при осевых перемещениях толкателей 8. Диск 4 выполнен с наружным
1663293 кольцевым выступом 17, охватывающим импеллер с радиальным зазором и образующим с корпусом 1 регулируемый при осевых перемещениях диска 4 осевой зазор S.
Гидродинамическое уплотнение работа- 5 ет следующим образом.
При остановке или небольшой скорости вращения импеллера 6 со ступицей 5 диска
4, закрепленной на наружном кольце 15 подшипника 3 осевая сила, прижимающая 10 диск 4 к импеллеру 6 невелика и подпружиненное уплотнительное кольцо 13 образует с кольцевым выступом 14 корпуса 1 торцовое уплотнение. Максимальный КПД уплотнения в это время обеспечивается ус- 15 транением утечек через торцовое уплотнение, образуемое кольцами 13 и 14.
С ростом оборотов при выходе импелле- -ра 6 на расчетный режим, возросшая осевая сила смещает диск 4 вместе с подшипником, 20
3 к импеллеру 6 и перемещает толкателями
8 кольцо 11, сжимая пружину 12, При этом торцовое уплотнение отключается. Герметичность и максимальный КПД уплотнения обеспечивается работой импеллера 6.. 25
При вращении импеллера 6 на расчетном режиме обеспечивается герметичность эа счет образования с лопаточной стороны импеллера 6 границы раздела фаз Б между уплотняемой жидкостью В и газовой поло- 30 стью Г.
При увеличении. скорости вращения импеллера 6 по сравнению с расчетным значением произойдет перемещение границы раздела фаз Б к наружному диаметру им- 35 пеллера 6.
Перемещение границы раздела фаз снизит надежность работы уплотнения за счет возникновения барботажа газа из полости Г в уплотняемую полость А, Одно- 40 временно увеличивается осевая сила, смещающая диск 4 вместе с подшипником
3 к импеллеру 6 и еще более перемещающая толкатели 8 с переменным диаметром. Отверстия 7 приоткрываются, а осевой зазор 45
S между выступом 17 диска 4 и кольцевым выступом корпуса 1 уменьшается, При этом поток жидкости из уплотняемой полости А подается через отверстия 7 к лопаточной стороне импеллера 6 и уменьшается переток жидкости через осевой зазор S в полость диска 4, что приводит к восстановлению прежней границы раздела фаз Б.
Радиальный расход жидкости с лопаточной стороны импеллера 6 снижает температуру рабочей жидкости в полости уплотнения, что также повышает надежность работы, Использование предлагаемого уплотнения позволяет свести к минимуму объемные потери и барботаж газа в уплотняемую полость, повысить надежность работы путем устранения возможностей задиров и приварки диска к импеллеру и, таким образом, повысить экономичность и межремонтный ресурс работы.
Формула изобретения
1. Гидродинамическое уплотнение вала, содержащее корпус и размещенные на валу последовательно со стороны уплотняемой полости подшипник качения, диск со ступицей и импеллер, о тл и чаю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности в работе и КПД, в импеллере выполнены осевые отверстия, в которых установлены с возможностью осевого перемещения упирающиеся ,концами во внутреннее кольцо подшипника толкатели, на противоположных концах которых закреплено охватывающее вал подпружиненное в сторону уплотняемой полости кольцо, образующее с выполненным на корпусе кольцевым выступом торцевое уплотнение, при этом ступицы диска жестко закреплена на наружном кольце подшипника, а внутреннее кольцо подшипника установлено на валу с возможностью осевого перемещения.
2. Уплотнение по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что толкатели выполнены переменного сечения и образуют с выполненными в импеллере отверстиями регулируемые дроссели, а диск выполнен с наружным кольцевым выступом, охватывающим с радиальным зазором импеллер и образующим с корпусом регулируемый осевой зазор.
1663293
7 17
3 1ЮУд7 Б/
11 1
Составитель Г.Щуренко
Техред М,Моргентал Корректор И.Муска
Редактор И.Сегляник
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2251 Тираж 449 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5