Способ определения коррозионной агрессивности конденсата продуктов сгорания топлив на основе бензина, отработанных в двигателе

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к исследованиям свойств топлив и масел при коррозионных испытаниях. Цель изобретения - приближение условий испытаний к эксплуатационным. Способ определения коррозионной агрессивности конденсата продуктов сгорания топлив на основе бензина, отработанного в двигателе, заключается в нанесении на поверхность металлических образцов слоя масла, размещении их в головке двигателя с последующим воздействием конденсатом сначала при пониженном тепловом режиме работы двигателя в течение 7 ч, затем при повышенном - в течение 1 ч в несколько циклов, общей продолжительностью не менее 80 ч. В качестве параметра, по которому судят о коррозионной агрессивности, выбирают кислотность.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ .

РЕСПУБЛИК (s>)5 G 01 N 17/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

О

Ы

U (21) 4669895/28 (22) 31.03,89 (46) 15.07.91, Бюл. ¹ 26 (71) Государственный научно.-исследовательский институт по химмотологии (72) T,Н,Иванова, В.Г.Городецкий и А.Е.Воронин (53) 620.199 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N913178,,кл. G 01 N 17/00, 1980. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРРОЗИОННОЙ АГРЕССИВНОСТИ КОНДЕНСАТА

ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ ТОПЛИВ НА ОСНОВЕ БЕНЗИНА, ОТРАБОТАННЫХ В ДВИГАТЕЛ Е (57) Изобретение относится к исследованиям свойств топлив и масел при коррозионИзобретение относится к испытаниям материалов, а именно к исследованию свойств топлива и масел, и может быть.использовано для оценки коррозионной агрессивности конденсата продуктов сгорания топлив.

Целью изобретения является приближение условий испытаний к эксплуатационным, Способ определения коррозионной агрессивности заключается в том, что на поверхность металлических образцов наносят слой масла. размещают их в головке двигателя, подвергают воздействию конденсатом сначала при пониженном тепловом режиме работы двигателя в течение 7 ч, затем при повышенном — в течение 1 ч в несколько циклов, общей продолжительностью не менее 80 ч. В качестве параметра, по которому судят о коррозионной агрессивности, выбирают кислотность, „„5U„„1663514 А1 ных испытаниях. Цель изобретения — приближение условий испытаний к эксплуатационным, Способ определения коррозионной агрессивности конденсата продуктов сгорания топлив на основе бензина, отработанного в двигателе, заключается в нанесении на поверхность металлических образцов слоя масла, размещении их в головке двигателя с последующим воздействием конденсатом сначала при пониженном тепловом режиме работы двигателя втечение 7 ч, затем при повышенном — в течение 1 ч в несколько циклов общей продолжительностью не менее 80 ч. В качестве параметра, по которому судят о коррозион ной агрессивности, выбирают кислотность.

Способ реализуют следующим образом, Была использована одноцилиндровая моторная установка НАМИ-1М. Определение коррозионной агрессивности конденсата продуктов сгорания топлив было произведено следующим образом. В картер двигателя залили 1,5 кг испытуемого масла, например M-11, а в топливный бак — бензин

А-76, двигатель был запущен и проведены десять 8-часовых этапов, Каждый этап включал 7 ч работы двигателя на "холодном" режиме и 1 ч на "горячем".

С точки зрения возникновения условий протекания электрохимической коррозии наиболее опасна работа двигателя на пониженном тепловом режиме, так как для протекания процессов коррозии необходимо наличие электролита. При работе двигателя на таком режиме продукты сгорания топлив, прорвавшихся в картерное пространство, интенсивно конденсируются на холодных

1663514 деталях, за счет чего в масло попадает большое количество воды. Наличие воды ведет к образованию минеральных и органических кислот, которые способствуют старению масла и интенсифицйруют коррозионное воздействие на металлические детали двигателя, Следовательно, в способе оценки необходимо предусмотреть длительную работу двигателя на пониженном тепловом режиме.

В то же время, учитывая, что углеводороды, содержащиеся в масле, наиболее интенсивно подвергаются процессам окисления, полимеризации и разложения при высоких температурах, необходимо в способе предусмотреть работу двигателя на таком режиме. Это необходимо еще в связи с тем, что за время работы двигателя на низкотемпературном режиме масло значительно разжижается топливом за счет прорыва в картерное пространство свежего заряда рабочей смеси в момент такта сжатия. В результате снижается вязкость масла, что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на работоспособности двигателя. Работа на высокотемпературном режиме позволяет значительно уменьшить содержание топлива в масле.

Проведенные исследования показали, что за 7 ч работы двигателя на пониженном тепловом режиме в масле образуется до

10 воды, а за 1 ч прогрева уровень ее снижается до 0,2ф,, Исходя из этого в предлагаемом способе предусмотрена работа двигателя 8-часовыми этапами, каждый из которых состоит из 7 ч работы двигателя на пониженном тепловом режиме и 1 ч на высокотемпературном не менее 80 ч, Во время проведения "холодного" режима в каждом этапе были отобраны пробы конденсата картерных газов через 0,5: 2.5;

4,5 и 7 ч работы двигателя, С целью отбора конденсата в линию отвода картерных газов от двигателя был включен холодильник XLU8 ГОСТ 9499-70, охлаждаемый водопроводной водой. Каждая из проб была отобрана в течение 30 мин; произведено определение кислотности конденсата согласно ГОСТ

5985-79, после чего рассчитано ее среднее арифметическое значение (К л). При работе двигателя на масле М-11 и бензине А-76 значение Кол составляет 132,8 мг КОН/100 мл.

Во время проведения 3,7 и 10 этапов был определен индукционный период коррозии (г) с помощью реэисторных датчиков коррозии. На внешнюю поверхность датчиков для этого нанесли слой эталонного масла М-1 с 10 присадки КП, датчики

10 монтированы в конденсационной камере головки двигателя и установлена температура поверхности датчиков соответственно рабочему режиму двигателя. Индукционный период (г) был определен с помощью изме15 рительной системы по времени до достижения заданной величины сопротивления масляной пленки, покрывающей датчик. После определения (т ) в названных этапах было рассчитано его среднее арифметиче20

25 ское значение, которое для приведенных образцов масла и топлива равно 0,54 ч, После этого была вычислена расчетная кислотность конденсата, которая равна для данного примера 120,04 мг КОН/100 мл, и далее сравнивали измерительную и расчетную кислотности.

Формула изобретения

Способ определения коррозионной агрессивности конденсата продуктов сгорания топлив на основе бензина, отработанных вдвигателе,,по которому на поверхность металлических образцов наносят слой масла и размещают их в головке двигателя, после чего образцы подвергают

35 воздействию конденсата при работающем двигателе и определяют параметр, по которому судят о его коррозионной агрессивности, отличающийся тем, что, с целью приближения условий испытаний к эксплуатационным, воздействие конденсатом проводят сначала при пониженном тепловом режиме работы двигателя в течение 7 ч, затем при повышенном — в течение 1 ч в несколько циклов общей продолжительностью не менее 80 ч, а в качестве параметра, по которому судят о коррозионной агрессивности, выбирают кислотность конденсата, 40

Составитель Н. Швырковэ

Редактор А. Лежнина Техред М.Моргентал Корректор В. Гирняк

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2262 Тираж 381 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5