Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения вращающихся узлов электрических машин с регулированием расхода хладагента. Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического регулирования расхода охлаждающей жидкости. Устройство позволяет автоматически, без обслуживающего персонала и без специального привода, удерживать заданный уровень жидкости во вращающемся коллекторе 2, независимо от частоты вращения ротора, а также автоматически подавать и перекрывать подачу жидкости в коллектор при пусках и остановах электрической машины, что повышает надежность ее работы. 2 ил.

СО!ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 9/193

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К .АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с о с (Л

Ф (Ь

Ы, (21) 4663049/07 (22) 13,03.89 (46) 23.07.91.Бюл.М 27 (71) Ленинградское производственное электрома шиностроител ьное объединение

"Электросила" (72) В.М.Червяковский, И.А.Кади-Оглы и

И.Г. Балабанов (53) 621.313.713(088.8) (56) Сборник "Электросила", N 3333, — Л: Энергоиздат, 1981, с.33-34.

Чертеж ОБС 419.308 ГЗ ЛПЭО " Электросила", 1987. (54) УСТРОЙСТВО ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения вращающихся узлов электрических машин с регулированием расхода хладагента.

Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического регулирования расхода охлаждающей жидкости.

На фиг.1 показано устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины, продольный разрез; на фиг.2 изображен дроссельный кран, продольный разрез.

Устройство содержит вращающийся вместе с ротором 1 напорный кольцевой коллектор 2, концентрично совмещенный с неподвижным коллектором 3, заполненным охлаждающей жидкостью, поступающей из,, Ы„„1665463 А1 (57) Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения вращающихся узлов электрических машин с регулированием расхода хладагента. Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического регулирования расхода охлаждающей жидкости, Устройство позволяет автоматически, без обслуживающего персонала и без специального привода, удерживать заданный уровень жидкости во вращающемся коллекторе 2, независимо от частоты вращения ротора, а также автоматически подавать и перекрывать подачу жидкости в коллектор при пусках и остановах электрической машины. что повышает надежность ее работы. 2 ил. напорной системы 4 от насосной установки (не показана). Напорный кольцевой коллектор 2 на рабочих режимах электрической машины заполнен охлаждающей жидкостью 5 вместе с каналами 6 обмотки ротора

1, В коллекторе 2 размещен заборник 7жидкости в виде трубки. торцом обращенной навстречу вращения ротора 1 (стрелка Д).

Другой конец трубки опущен в резервуар 8 автономного поплавкового регулятора уровня. который выполнен проточным благодаря наличию в нем сливного патрубка 9 с краном

10, а также переливной трубы 11, соединенных с резервуаром сливной системы, снабженным поплавковым регулятором уровня в ней (не показаны), В резервуаре 8 автономного поплавкового регулятора уровня имеется попла вок 12, механически соединенный с полым стрежнем 13, распо1665463

45 сигнала по частоте вращения стопорное устройство освобождает поплавок 12 и одно- 50 временно клапан 22 перекрывает на 2 — 3

55 ложенным с возможностью поворота в корпусе 14 дроссельного крана. Полый стержень 13 и корпус 14 дроссельного крана снабжены входными15 и 16 и выходными 17 и

18 окнами соответственно для прохода охлаждающей жидкости в напорной системе, Стержень 13 снабжен канавкой 19 (фиг.1.), а корпус 14 — отверстием 20 с трубопрово дом 21, в котором установлен электроклаI пан 22, подсоединенным к резервуару 8,, Место расположения канавки 19 подбирает ся опытным путем, исходя из требования; при крайнем верхнем положении поплавка

12 канавка должна соединять отверстие 20 !

; с входным окном 16. Для фиксации поплав-! ка 12 в верхнем положении предусмотрено !

1 управляемое стопорное устройство 23.

Дроссельный кран встроен в кольцевую ка, меру 24, разделенную на центральный от сек 25 (фиг,2), служащий для входа жидкости, через окна 15,16 в кран (стрелка А), и два боковых отсека 26 для выхода жидкости че,, рез окна 17,18 из крана в патрубки напорной системы 4 (стрелки Б и В).

Устройство работает следующим обра, зом, В исходном положении при невращающемся роторе поплавок 12 удерживается ! стопорным устройством 23 в верхнем положении, т.е. находится на уровне переливной трубы 11. B этом положении входные 16 и выходные 18 окна в корпусе 14 дроссельного крана полностью закрыты стержнем 13, а канавка 19 соединяет отверстие 20 и частично входное окно 16. Электроклапан

22 на трубопроводе 21 открыт, После включения насоса жидкость через трубопровод 21 наполнит резервуар 8 до переливной трубы 11, так как расход ее через трубопровод 21 достаточен, чтобы восполнить расход через сливной патрубок

9, заданный краном 10, а избыток поступит в переливную трубу 11, При подъеме частоты вращения ротора, например при пуске и достижении ею заданной величины, при которой удерживается уровень жидкости 5 во вращающемся кольцевом коллекторе 2, от электрического мин. трубопровод 21. Уровень жидкости в резервуаре 8 будет снижаться, перемещая поплавок 12 вниз и обеспечивая через открывающиеся окна 15-18 поступление жидкости в напорный кольцевой коллектор 2 ротора 1 до уровня, при котором будет захват жидкости 5 заборником 7. По мере роста частоты вращения ротора уровень жидкости 5 во вращающемся напорном

30 кольцевом коллекторе будет стремиться переходить на большой диаметр и захват жидкости заборником 7 уменьшится, а поплавок

12, перемещаясь вниз, обеспечит большее поступление жидкости в напорный коллектор 2.

При снижении частоты вращения, например при остановке ротора, уровень жидкости 5 в коллекторе 2 будет переходить на меньший диаметр и захват жидкости заборником 7 увеличится, обеспечивая подъем поплавка 12 и соответствующее уменьшение подачи жидкости во вращающийся кольцевой коллектор ротора за счет дросселирования в кране его окнами, а при достижении определенной частоты вращения канавка 19 соединит отверстие 20 и частично окно 16, что обеспечит быстрое наполнение через трубопровод 21 резервуара 8 до переливной трубы 11, а поплавок 12 зафиксируется стопорным устройством 23, В дроссельном кране охлаждающая жидкость протекает от центрального отсека.

25 в полость пустотелого стержня 13 через окна 16 корпуса крана и окна 15 стержня и далее по полости стержня 13 в боковые отсеки 26 через окна 17 в стержне и 18 в корпусе. При подъеме или опускании поплавка 12 механически соединенный с ним стержень 13 поворачивается, в результате чего проходные сечения в окнах 15-18 уменьшаются или увеличиваются, уменьшая или увеличивая подачу охлаждающей жидкости в напорной системе, Предложенное устройство позволяет автоматически, без обслуживающего персонала и без специального привода удерживать заданный уровень жидкости во вращающемся коллекторе независимо от частоты вращения ротора, а также автоматически подавать и перекрывать подачу жидкости в коллекторе при пусках и остановках электрической машины, что повышает надежность ее работы.

Ф о р мул а. и зоб рете ни я

Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины, содержащее установленный на роторе напорный кольцевой коллектор, резервуар с размещенным в нем поплавковым регулятором уровня и дроссельный кран, состоящий из пустотелого стержня, механически соединенного с поплавком и размещенного в корпусе с входными и выходными окнами для прохода жидкости, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения автоматического регулирования подачи охлаждающей жидкости, напорный кольцевой коллектор снабжен заборником жидкости в виде трубки, торцом обращенной

1665463 навстречу вращения ротора, второй конец которой размещен в резервуаре, соединенном через трубопровод с злектроклапаном с дроссельным краном, нэ наружной повер5 хности стержня которого расположены канавка, сообщающая трубопровод с входным окном корпуса дроссельного крана при крайнем верхнем положении поплавка. . 665463

Составитель А.Воинов

Редактор Л,Лашкова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M.Màêcèìèøèíåö

Заказ 2397 Тираж 333 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101