Тормозное устройство выемочного комбайна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к механизации выемки полезных ископаемых очистными комплексами и агрегатами. Цель - повышение надежности тормозного устр-ва при работе на наклонных пластах и обеспечение автоматического режима торможения выемочной машины. Тормозное устр-во включает корпус 1 редуктора подачи, приводной вал /ПВ/ 3 которого имеет винтовую шейку 4 с упором 5, контактирующим с торцом гайки 6. К последней жестко прикреплены тормозной диск 7 и направляющие пальцы 8, соединенные с возможностью осевого перемещения с отверстиями 9 обода 10 муфты свободного хода. Обод 10 контактирует с клиновой звездочкой 11 через ролики 12, расположенные в пазах звездочки 11. К ободу 10 соосно с ПВ 3 жестко прикреплена вторая звездочка 17 с обратным звездочке 11 расположением клиновых элементов. Через ролики 12 они взаимодействуют с ободом 18, прикрепленным соосно с ПВ 3 к корпусу 1, к которому прикреплена и тормозная колодка 19 в виде диска. В случае отключения двигателя 2 комбайн может начать перемещаться в обратную подаче сторону. Зубчатый венец 16 поворачивается в противоположную сторону, поворачивая обод 10 и звездочку 17 в противоположную сторону и заклинивая ролики 12 между поверхностями контакта звездочки 17 и обода 18. Звездочка заклинивает, останавливая обод 10 с венцом 16 и комбайн. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1666693 А1 (Я)5 Е 21 С 27/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ л ,1 (21) 4065457/03 (22) 05.05.86 (46) 30.07.91. Бюл. М 28 (71) Тульский политехнический институт (72) Л.Г.Зысманов, Л.В.Лукиенко, B.Ã.Íàóмова, А.Ю.Ткачев, С,Н.Смирнов, В.Д,Потапов, Л.M.Ãåëüôàíä и Д.А.Ветчинкин (53) 622.232.72 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hL 418439, кл. В 66 d 5/18, 1971.

Патент США

М 4491203, кл.F 16 D 55/24, опублик. 1985. (54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ВЫЕМОЧНОГО КОМБАЙНА (57) Изобретение относится к механизации выемки полезных ископаемых очистными комплексами и агрегатами. Цель- — повышение надежности тормозного устр-еа при работе на наклонных пластах и обеспечение автоматического режима торможения выемочной машины. Тормозное устр-во включает корпус 1 редуктора подачи, приводной вал (ПВ) 3 которого имеет винтовую шейку 4 с упором 5, контактирующим с торцом гайки

6, К последней жестко прикреплены тормозной диск 7 и направляющие пальцы 8, соединенные с возможностью осевого перемещения с отверстиями 9 обода 10 муфты свободного кода. Обод 10 контактирует с клиновой звездочкой 11 через ролики 12, расположенные в пазах звездочки 11. К ободу 10 соосно с ПВ 3 жестко прикреплена вторая звездочка 17 с обратным звездочке

11 расположением клиновых элементов. Через ролики 12 они взаимодействуют с ободом 18, прикрепленным соосно с ПВ 3 к корпусу 1, к которому прикреплена и тормозная колодка 19 в виде диска, В случае отключения двигателя 2 комбайн может начать перемещаться в обратную подаче сторону. Зубчатый венец 16 поворачивается в противоположную сторону, поворачивая обод 10 и звездочку 17 в противоположную сторону и заклинивая ролики 12 между поверхностями контакта звездочки 17 и обода

18. Звездочка заклинивает, останавливая обод 10 с венцом 16 и комбайн, 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1666693

Изобретение относится к механизации выемки полезных ископаемых очистными комплексами и агрегатами и может быть использовано для торможения выемочных ма шин при работе на наклонных пластах. 5

Цель изобретения — повышение надежности тормозного устройства при работе на наклонных пластах, а также обеспечение автоматического режима торможения выемочной машины. 10

На фиг.1 представлена схема тормозного устройства выемочного комбайна, про,дольный разрез; на фиг.2 и 3 — то же, поперечный разрез по муфтам свободного хода. 15

Тормозное устройство выемочного ком байна включает корпус 1 редуктора подачи, к которому жестко закреплен двигатель 2 машины, выходной вал которого (не показан) жестко соединен с приводным валом 3, 20 ,содержащим винтовую шейку 4 с упором 5, контактирующим с торцом гайки 6, содер1 жащий жестко прикрепленные к ней тормозной диск 7 и направляющие пальцы 8,,соединенные с возможностью осевого пе- 25 ремещения с отверстиями 9 обода 10 муфты свободного хода. Гайка 6 контактирует с

,винтовой шейкой 4 приводного вала 3, а, обод 10 контактирует с клиновой звездоч,кой 11 через посредство роликов 12, распо- 30

,ложенных в пазах 13 звездочки 11 и

1 прижатых к поверхностям контакта обода

l10 и звездочки 11 пружинами 14, размещен ными между звездочкой и роликами 12 в углублениях 15 лучей звездочки 11, а звез- 35 дочка 11 жестко соединена с приводным ,валом 3 посредством, например, шлицевого соединения(не показано). К ободу 10муфты, содержащему зубчатый венец 16, соосно приводному валу 3 жестко закреплена вто- 40 рая звездочка 17 с обратным звездочке 11 расположением клиновых элементов, контактирующих через посредство роликов 12, отжимаемых пружинами 14, с ободом 18, 45

)кестко закрепленным соосно приводному аралу 3 к корпусу 1 редуктора. Также соосно приводному валу 3 к корпусу 1 редуктора

)кестко закреплена тормозная колодка 19," выполненная в виде диска. Дисковая тор-. мозная колодка 19 может быть насажена, 50 например, на сферические шлицы (не пока. аны) втулки 20 с возможностью относи.1ельного поворота в. вертикальной и горизонтальной плоскости симметрии, а втулка 20 жестко закреплена к корпусу 1 редуктора.

Устройство работает следующим образом.

Движение комбайна вниз по падению

6ласта.

От двигателя 2, вал которого жестко соединен с приводным валом 3 устройства(не показано), последнему сообщается вращение. Вал 3, содержащий винтовую шейку4 с упором 5, вращает звездочку 11, жестко закрепленную на нем, и гайку 6, контактирующую своим левым торцом (на фиг.1) с упором

5 и винтовой шейкой 4 приводного вала 3, и содержащую тормозной диск 7 и направляющие пальцы 8, соединенные с отверстиями

9 обода 10 муфты свободного хода с возможностью перемещения вдоль продольной оси устройства. При этом ролики 12, расположенные в пазах 13 звездочки 11 и отжимаемые пружинами 14, размещенными в углублениях 15, от лучей звездочки 11, заклинивают между поверхностями контакта звездочки 11 и обода 10, содержащего зубчатый венец 16, передавая вращение последним, например, по часовой стрелке в направленииы по фиг.2 и одновременно звездочке 17, жестко прикрепленной к ободу 10, клиновые лучи которой выполнены противоположно лучам звездочки 11 (фиг.3).

При этом, ролики 12 второй муфты свободного хода свободно перемещаются совместно со звездочкой 17 относительно обода 18, жестко закрепленного соосно валу 3 к корпусу 1 редуктора, Зубчатый венец 16 обода

10 муфты передает вращение кинематически связанным с ним зубчатым колесам редуктора и приводному элементу подачи комбайна, контактирующему с направляющей рейкой (не показаны). перемещая комбайн.

В случае, когда приводной вал 3 со звездочкой 11 имеет скорость вращения, меньшую скорости вращения обода 10 с зубчатым венцом 16, т.е. когда комбайн перемещается со скоростью больше сообщаемой ему приводным валом 3, а также при отключении двигателя, зубчатый венец 16 с ободом 10 продолжают вращаться в указанном направлении, поворачивают гайку 6 с. тормозным диском 7 посредством направляющих пальцев 8 относительно винтовой шейки 4 приводного вала 3. Гайка 6 при этом получает осевое перемещение по резьбе слева направо, направляющие пальцы 8 ее скользят в отверстиях 9 обода 10, а тормозной диск 7 прижимается к дисковой тормозной колодке 19, жестко закрепленной к корпусу редуктора, либо закрепленной на сферических шлицах втулки 20, жестко за крепленной к корпусу дедуктора. Происхо-. дит торможение системы и остановка комбайна либо подтормаживание комбайна, до выравнивания скоростей вращения приводного вала 3 и обода 10 с зубчатым венцом 16.

1666693

Установка тормозной дисковой колодки

19 на сферических шлицах втулки 20 обеспечивает незначительный относительный поворот колодки 19 в вертикальной и горизонтальной плоскостях симметрии, что ком- 5 пенсирует погрешности как изготовления элементов тормозного устройства, так и сборки, и обеспечивает контакт тормозного диска 7 с тормозной колодкой 19 по всем поверхностям трения. 10

При движении комбайна вверх по.восстанию пласта система работает вышеописанным порядком. Опережение вращения обода 10 с зубчатым венцом 16 относительно звездочки 11 исключено. В случае отклю- 15 чения двигателя комбайн может начать перемещаться в обратнчю подаче сторону.

При этом зубчатый венец 16 начнет пово-, рачиваться в противоположную сторону, поворачивая обод 10 и жестко закрепленную к 20 нему звездочку 17 также в противоположную сторону и заклинивая ролики 12 между. поверхностями контакта звездочки 17 и обода 18, жестко закрепленного к корпусу 1 редуктора. Звездочка 17 эаклинивает, оста- 25 навливая обод 10 с венцом 16 и комбайн в целом.

Для реверсирования направления движения комбайна по лаве в редукторе подающей части машины используется 30 паразитная шестерня, кинематически связанная с приводными зубчатыми колесами и выходным валом редуктора подачи(не показана), Кроме того, в случае установки на комбайне одновременно двух редукторов 35 подачи с тормозными устройствами предлагаемой конструкции, необходимость в механизме реверса в редукторе подачи отпадает, а тормозные устройства, при этом, содержат муфты обгона со звездочка- 40 ми, клиновые лучи которых расположены противоположно.

Формула изобретения

1. Тормозное устройство выемочного комбайна, включающее корпус редуктора, приводной вал, тормозной диск, тормозную колодку, винтовое нажимное устройство, выполненное в виде винта и гайки, муфту свободного хода, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения автоматического режима торможения выемочной машины на наклонных пластах, тормозное устройство дополнительно снабжено муфтой свободного хода с обратным первой муфте расположением клиновых элементов. а приводной вал выполнен с винтовой шейкой и упором и жестко соединен с муфтой свободного хода, обод которой оснащен зубчатым венцом и сквозными отверстиями, а гайка, контактирующая с винтовой шейкой и упором приводного вала, выполнена с направляющими пальцами, установленными в отверстиях муфты с возможностью осевого перемещения, и жестко закреплена с тормозным дис- . ком, причем дополнительная муфта жестко соединена с корпусом редуктора и с ободом первой муфты соосно ее оси, а тормозная колодка выполнена в виде диска и жестко закреплена на корпусе редуктора соосно приводному валу.

2 Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е-, с я тем, что тормозная колодка, выполненная в виде диска, закреплена на сферических шлицах втулки с воэможностью поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а втулка жестко прикреплена соосно приводному валу к корпусу редуктора.

1666693

Составитель А. Торопов

Техред M.Moðãåíòàë КоРРектоР О. Кравцова

Редактор М, Товтин

Заказ 2506 Тираж 305 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101