Контрольно-предохранительное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение предназначено для контроля наполнения автомобильных баллонов сжиженным газом при заправке и сброса излишков газа при повышении давления газа в баллоне выше допустимого. Цель изобретения - повышение эффективности и надежности за счет совмещения функций предохранительного клапана и вентиля контроля наполнения баллона в одном клапане контрольно-предохранительного устройства (КПУ). КПУ представляет собой предохранительный клапан пружинного типа с механизмом принудительного открытия в виде маховика, установленного на штоке предохранительного клапана и опирающегося на венчик муфты. Венчик муфты имеет впадины, а маховик - выступы, входящие в эти впадины при закрытом запирающим элементом седле клапана. В качестве запирающего элемента используется уплотнительная диафрагма, разделяющая полость для прохождения газа и полость механизма привода запирающего элемента. При положении маховика выступами напротив впадин венчика муфты запирающий элемент (диафрагма) прижат к седлу пружиной, при этом КПУ работает как предохранительный клапан, т.е. открывается при повышении давления выше допустимого, и возвращается в исходное положение при понижении давления до допустимой величины. При повороте на 90° маховик заходит своими выступами на венчик муфты, перемещая шток, сжимая пружину и освобождая диафрагму, которая освобождает проходное сечение для газа. В этом режиме работы КПУ используется для контроля наполнения баллона сжиженным газом. При повороте маховика до совмещения его выступов с впадинами венчика муфты КПУ переключается в исходный режим - режим работы предохранительного клапана. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СООф1АЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1666845 А1 (19) ()() (я)ю Е 17 С 13/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4410258/26 (22) 14.04.88 (46) 30.07.91. Бюл. М 28 (71) Сибирский автомобильно-дор ный институт им, В.В.Куйбышева (72) А.П.Елгин, Н.Г.Певнев и В,И.Строганов (53) 621,59(088.8) (56) Патент Японии N 58-15678, кл, F 17 С 5/00. 1983. (54) КОНТРОЛЬНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение предназначено для контроля наполнения автомобильных баллонов сжиженным газом при заправке и сброса излишков газа при повышении давления газа в баллоне выше допустимого. Цель изобретения — повышение эффективности и надежности за счет совмещения функций предохранительного клапана и вентиля контроля наполнения баллона в одном клапане контрольно-предохранительного устройства (КПУ). КПУ представляет собой предохранительный клапан пружинного типа с механизмом принудительного открытия в виде маховика, установленного на штоке предохранительного клапана и опирающеИзобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к системе питания автомобиля, работающего на газообразном топливе, а именно к конструкции контрольно-предохранительной арматуры автомобильного баллона для сжиженного газа.
Цель изобретения — повышение эффективности и надежности. гося на венчик муфты. Венчик муфты имеет впадины, а маховик — выступы, входящие в эти впадины при закрытом запирающим элементом седле клапана. В качестве запирающего элемента используется уплотнительная диафрагма, разделяющая полость для прохождения газа и полость механизма привода запирающего элемента, При положении маховика выступами напротив впадин венчика муфты запирающий элемент (диафрагма) прижат к седлу пружиной, при этом КПУ работает как предохранительный клапан, т.е, открывается при повышении давления выше допустимого, и возвращается в исходное положение при понижении давления до допустимой величины. При повороте на 90 маховик заходит своими выступами на венчик муфты, перемещая шток, сжимая пружину и освобождая диафрагму, которая освобождает проходное сечение и для газа. В этом режиме работы КПУ используется для контроля наполнения баллона 0 сжиженным газом. При повороте маховика 0 до совмещения его выступов с впадинами Ch венчика муфты КПУ переключается в исход- QQ ный режим — режим работы предохранительного клапана. 1 з,п. ф-лы, З,ил. (Л ! ъ
На фиг.1 изображено контрольно-предохранительное устройство с положением подвижных деталей в режиме работы предохранительного клапана; на фиг,2 — то же, с положением подвижных деталей в режиме работы устройства контроля напо)) нения баллона; на фиг.З вЂ” установка контрольнопредохранительного устройства на автомобильном баллоне для сжиженного газа.
1666845
Контрольно-предохранительное устройство содержит корпус 1, в который эапрессовано седло клапана 2 и приварен газоотводящий штуцер 3. В корпусе 1 закреплена при помощи муфты 4 и шайбы 5 уплотнительная диафрагма 6, разделяющая полость А прохождения газа и полость 8 механизма привода, которая служит запирающим элементом предохранительного клапана и механизма контроля наполнения баллона.
В муфте 4 размещен механизм привода запирающего элемента 6, устроенный следующим образом, В опорный стакан 7, установленный днищем на диафрагму 6, помещен опорный конец штока 8, на котором установлена пружина 9. Опорами для пружины 9 служат опорный конец штока 8 и регулировочная втулка 10, установленная в центральной части муфты 4, Механизм привода запирающего элемента включает в себя механизм принудительного открытия последнего с фиксацией в открытом положении, содержащий установленный на конце штока 8, выступающем над регулировочной втулкой 10, маховик 11 с выступами на его опорной поверхности.
При этом венчик муфты 4 служит опорой выступам маховика 11, который зафиксирован на штоке 8 шайбой 12 и шплинтом 13.
На венчике муфты 4 имеются впадины для входа в них выступов маховика 11 при закрытом запирающим элементом седле клапана.
Устройство работает следующим образом.
При расположении маховика 11 выступами напротив впадин венчика муфты 4 шток 8 перемещается под действием и ружины 9, воздействуя через стакан 7 на диафрагму 6 и прижимая ее к седлу 2. При достижении давления газов, находящихся под.седлом 2, допустимого предела, который задается положением регулировочной втулки 10, сила давления газа на диафрагму
6 становится больше силы давления пружины 9. В результате этого диафрагма 6 перемещается вверх, открывая проходное сечение седла 2 для прохождения газа. При этом излишки газа из баллона сбрасывают5
50 ся, давление газа достигает допустимой величины и устройство возвращается под действием пружины 9 в исходное положение.
Этот режим работы соответствует режиму работы предохранительного клапана.
При провороте маховика 11 на 90 его выступы заходят на венчик муфты 4, при этом маховик 11 перемещается и через шайбу 12 и шплинт 13 перемещает шток 8, сжимая пружину 9 и освобождая тем самым стакан 7 и диафрагму 6. Диафрагма 6 под действием давления газа перемещается, открывая проходное сечение для газа. Этот режим работы соответствует режиму работы контрольного вентиля.
При повороте маховика 11 на 90 устройство переключается в исходное положение, чем приводится в режим работы предохранительного клапана, Предлагаемое устройство имеет следующие преимущества: упрощенную конструкцию баллона, ввиду того. что использование лишь одного подводящего штуцера делает возможным подвод газа по одному каналу с уровня соответствующего
90 наполнения баллона сжиженным газом; возможность установки предохранительного клапана непосредственно на баллоне в багажнике легкового автомобиля ввиду наличия централизованного отвода газа через отводящий штуцер при срабатывании предохранительного клапана.
Формула изобретения
1. Контрольно-предохранительное устройство, содержащее клапан. выполненный в виде корпуса с расположенным в нем седлом, запорным органом с направляющим штоком, связанным с приводом и пружиной, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности и надежности, оно снабжено уплотнителем, установленным над седлом клапана и делящим корпус на герметичные полости, шток установлен с воэможностью поворота и его привод выполнен в виде расположенного нэ штоке маховика, взаимодействующего с размещенной в корпусе муфтой.
2. Устройство по п.1, отл и чэ е щеес я тем, что уплотнитель выполнен в виде диафрагмы.
1666845
Фиг.2
1666845
О/Ч
Составитель Г.Ольшанская
Техред М.Моргентал Корректор 8 i ирняк
Редактор С.Лисина
Производственно-издатеаьскии комбинат "Патент, г. уаггород. уа.гагарина. ЗОЗ
Заказ 2513 Тираж 317 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
Ф
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5