Устройство подачи охлаждающей жидкости во вращающийся ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении надежности жидкостного охлаждения ротора путем автоматического поддержания заданного соотношения расходов охлаждающей жидкости по параллельным ветвям охлаждения. Устройство подачи охлаждающей жидкости во вращающийся ротор 1 электрической машины состоит из неподвижной трубы и вращающейся части с приемной камерой 2. Благодаря тому, что введены дополнительные вращающиеся напорные камеры 7, каждая из которых соединена с приемной камерой, обеспечивается достижение поставленной цели. 4 ил.

союз советских социмистических

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ TKHT:СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

42

ЪГ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4692578/07 (22) 16.05.89 (46) 30.07.91. Бюл. t4 28 (71} Всесоюзный научно-исследовательский институт злектромашиностроения (72) И.С.Ганжинов. Г.М;Зимин, С,А,Иванов и

Н.Ф. Кузьмин (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1372449, кл. Н. 02 К 1/24, 1988.

Авторское свидетельство СССР

hh 253219, кл. Н 02 К 9/19, 1969. (54) УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ВО ВРАЩАЮЩИЙСЯ

РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ.,, Я2 1667195 А1 (st)s Н 02 К 3/24 9/197: - :-;:.- г; .. (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении надежности жидкостного охлаждения ротора путем автоматического поддержания заданного соотношения расходов охлаждающей жидкости по параллельным ветвям охлаждения. Устройство подачи охлаждающей жидкости во вра-. щающийся ротор 1 электрической машины состои иэ неподвижной трубы и вращающейся части с приемной камерой 2, благодаря тому. что введены дополнительные вращающиеся напорные камеры 7, каждая из которых соединена с приемной камерой, обеспечивается достижение по-. ставленной цели. 4 ил.

16 71()5

Изобретение относится к злектромашиностроению и может быть использовано в ! электрических машинах для подачи ох лаждающей жидкости в каналы обмотки вращающегося ротора, в частности я турбо генераторах с жидкостным охлаждением, обмотки возбуждения либо в криогенерато,рах с азотным жидкостным охлаждением, (Цель изобретения — увеличение надежности электрической машины путем повышения эффективности жидкостного охлаждения ротора посредством автоматического поддержания постоянства расхода, охлаждаюшей жидкости по каждой из па раллельных ветвей охлаждения обмотки ротора.

На фиг.1 изображено предлагаемое устройство; на фиг.2 и 3 — то же, примеры ! исполнения; на фиг.4 — разрез А-А на фиг,3.

Коаксиально валу ротора 1 установлена приемная камера 2, образованная торцовой стенкой 3, цилиндрической оболочкой 4 и, центрирующим кольцом 5 и снабженная ка; налами 6, Последовательно с приемной камерой 2 в гидравлическую цепь тракта

1 охлаждения введены напорные камеры 7, сообщающиеся с приемной камерой 2 с по-! мощью каналов 6; Каждая из нзпорных ка1 мер 7 посредством каналов 8 сообщается с ,, параллельной ветвью 9 охлаждении обмот, ки 10 возбуждения. В кольцевой зазор меж;ду валом ротора 1 и торцовой стенкой 3 введена неподвижная труба 11.

Возможно выполнение патрубков 7 ра диально ориентированными (фиг.1 и 2) или, в виде несообщающихся между собой на, порных отсеков 7 (фиг.З), образованных с помощью ребер 12 в кольцевой камере, отгороженной от приемной камеры с помощью перегородки 13, Устройство работает следующим образом.

Жидкость подается по неподвижной трубе 11 в приемную камеру 2, вращающу юся вместе с валом 1 и центрирующим кольцом 5, Через калиброванные каналы 6 жидкость из приемной камеры распределяется по напорным камерам 7 под действием центробежных сил с одинаковым расходом.

При исполнении устройства согласно фиг.2 жидкость накапливается в приемной камере 2, заполняя ее до уровня открытых концов радиальных патрубков 7, и затем поступает в патрубки 7. В устройстве по фиг.3 жидкость распределяется по напорным отсекам 7, переливаясь иэ приемной камеры через перегородку 13. В каждой из напорных камер образуется и поддержива5

1G

40 ется такой столб жидкости, который обеспе- чивает равный расход жидкости по параллельным ветвям обмотки возбуждения.

Из напорных камер охлаждающая жидкость через каналы 8 поступает в параллельные ветви охлаждения обмотки.

В том случае, когда гидравлическое сопротивление одной иэ параллельных ветвей обмотки ротора возрастает, расход жидкости через нее в первый момент времени соответственно уменьшается, но при неизменном расходе жидкости через калиброванный канал 6 увеличивается высота столба жидкости в напорной камере до величины, при которой возросшее за счет увеличения столба давление нз входе в канал 8 восстанавливает прежний расход до параллельной ветви обмотки.

При автоматическом поддержании заданного расхода охлаждающей жидкости по всем параллельным ветвям охлаждения обмотки возбуждения ротора мощного турбогенератора в условиях изменения их гидравлического сопротивления во вращающемся роторе сохраняется заданный теплосъем и симметрия температурного поля активной зоны, что исключает воэникновение местных перегревов и несимметричных термодеформзций ротора, которые приводят к разбалансировке, повышению вибрзций N перенапряжениям в материале ротора.

Изобретение обеспечивает повышение надежност-и турбогенератора, з также уменьшение времени на,ro внеплановые остановки и оемонт, Кроме этого, могут быть снижены технологические требования и удешевлено изготовление системы охлаждения обмотки ротора.

Формула изобретения

Устройство подачи охлаждаю цей жидкости во вращающийся ротор электрической машины, состоящее из неподвижной подающей жидкость трубы и вращающейся части, содержащей приемную камеру, и параллельныее охлаждающие ка нал ы обмотки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности жидкостного охлаждения ротора путем автоматического поддержания заданного соотношения расходов охлаждающей жидкости по параллельным ветвям охлаждения, вращающаяся часть содержит дополнительные напорные камеры, причем каждая напорная камера гидравлически соединена с приемной камерой и с одной из параллельных ветвей каналов олаждения обмотки ротора, 1

1557195

166 7195

Составитель Л.Карцева

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С.Шевкун

Редактор A,Огар

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2531 Тираж 342 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5