Валовинтовой комплекс судна с устройством катодной защиты
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к защите от коррозии в судостроении и может быть использовано для катодной защиты валовинтового комплекса судна. Цель изобретения - повышение эффективности защиты валовинтового комплекса с винтом регулируемого шага. В теле ступицы винта соединенный с валопроводом 1 установлен контактный узел 9. Контактный узел содержит сферический контакт, установленный в направляющей обойме с подвижной прижимной пружиной, смонтированной между неподвижной и подвижной направляющими шайбами. Повышение эффективности защиты достигается за счет обеспечения электрического контакта между лопастью и ступицей винта. 1 з.п.ф-лы., 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (Я)5 С 23 F 13/00
ГОСУДАРСТВЕ|+|Ъ|Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4615799/02 (22) 05.12.88 (46) 07.08,91. Бюл. М 29 (71) Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт. морского флота и Ленинградское высшее инженерно-морское училище им, С.О,Макарова (72) П.С.Щербаков, О.В.Евдокимов и
В.П.Дорогань (53) 620.197.5 (088,8) (56) Патент Великобритании М 1462931, кл.
С 23 Г 13/00, 1977.
Авторское свидетельство СССР
М 1425253, кл. С 23 F 13/00. 1985. Ж, 1668474 А1 (54) ВАЛОВИНТОВОИ КОМПЛЕКС СУДНА
С УСТРОЙСТВОМ КАТОДНОЙ ЗАЩИТЫ (57) Изобретение относится к защите от коррозии в судостроении и может быть использовано для катодной защиты валовинтового комплекса судна. Цель изобретения — повышение эффективности защиты валовинтового комплекса с винтом регулируемого шага, В теле ступицы винта соединенный с валопроводом 1 установлен контактный узел 9.
Контактный узел содержит сферический контакт, установленный в направляющей обойме с подвижной прижимной пружиной, смонтированной между неподвижной и подвиж- ной направляющими шайбами. Повышение эффективности защиты достигается эа счет обеспечения электрического контакта меж- ф ду лопастью и ступицей винта. 1 з.п. ф. 3 ил.
/корпусу
1668474
40
Изобретение относится к защите от коррозии в судостроении..
Цель изобретения — повышение эффективности защиты валовинтового комплекса судна с винтами регулируемого шага путем обеспечения электрического контакта между лопастью и ступицей гребного винта.
На фиг.1 изображена система защиты валовинтового комлпекса судна; на фиг.2— контактный узел в сборе; на фиг.3 — место установки контактного узла.
Комплекс содержит валопровод 1, контактно-щеточное устройство, закрепленное на нем и содержащее контактное кольцо 2 и щетки 3, За, установленные в щеткодержателях, регулятор 4 тока, преобразователь 5 напряжения (выпрямитель), блок 6 питания, выполненный в виде трансформатора переменного напряжения 220/24, милливольтметр 7.
На валопроводе 1 закреплено бронзовое контактное кольцо 2, по которому скользят щетки 3, соединенные с корпусом судна (не показано) через регулятор 4 тока, преобразователь 5 и блок 6 питания. Отрицательный полюс милливольтметра 7 соединен с корпусом судна, а положительный — с валопроводом 1 через щетку, изолированную от щетки 3. Между лопастью и ступицей гребного винта 8 установлен контактный узел 9.
Контактный узел (фиг.2) содержит сферический контакт 10, находящийся в направляющей обойме 11 с подвижной прижимной пружиной 12, установленной между неподвижной 13 и подвижной 14 направляющими шайбами. Контактный узел 9 устанавливается в поворотном кольце 15, в котором делается дополнительное сверление 16.
Комплекс работает следующим образом.
На судах с винтами регулируемого шага перед введением комплекса в действие производят нажатие подво;.кной прижимной пружины 12 на сферический контакт 10, благодаря чему обеспечивается электрический контакт между лопастью и ступицей винта.
При повороте лопасти контактный узел 9 поворачивается вместе с поворотным кольцом 15, при этом сферический контакт 10 двигается по поверхности кривошипного кольца 17 ступицы (фиг.3), обеспечивая гальванический контакт лопасти со ступицей, ступицы с валом, вала через систему защиты с корпусом судна. Для фиксации контактного узла 9 относительно поворотного кольца l5 в дополнительном сверлении 16 сделаны шлицы (не показаны), При вращении валопровода 1 в его подшипниках образуется масляная пленка с конечным сопротивлением. Милливольтметр
7 в этом случае показывает разность потенциалов, соОтветствующую падению напряжения на сопротивлении масляной пленки всех подшипников валопровода и пропорциональную величине протекающего по данной цепи электрического тока. Перемен. ное напряжение судовой сети понижают в блоке 6 питания до величины 24 В и подают на выпрямитель. При подключении на контактное кольцо 2 щеток 3 и З,а, выравнивающих разность потенциалов между валопроводом 1 и корпусом судна, милливольтметр 7 показывает значение напряжения меньше, чем до их включения, которое теоретически должно стремиться к нулю.
Однако ввиду наличия значительного переходного сопротивления между щетками и контактной поверхно тью контактного кольца этого не происходит, разность потенциалов между валопроводом и корпусом остается значительной, достигая в отдельных случаях 200 и более милливольт. Для эффективной защиты валовинтового комплекса разность потенциалов между валопроводом и корпусом должна быть 40 — 60 мВ.
Поэтому регулятор 4 тока настраивают так, чтобы разность потенциалов не превышала значения 40 — 60 мВ. Это значение контролирует милливольтметр 7. Постоянный ток, протекая через корпус, воду и контактные щетки, снижает величину падения напряжения до требуемого значения за счет изменения тока с помощью регулятора 4. Любое изменение величины переходного сопротивления между кольцом 2 и щетками отражается на показаниях милливольтметра 7 и регулируется до требуемой величины регулятором 4, Компенсация переходного сопротивле. ния между кольцом и щетками контактнощеточного устройства (КЩУ) происходит следующим образом.
К КЩУ подключается блок питания с преобразователем напряжения 220/24, регулятор тока с амперметром. Ток от преобразователя через регулятор обеспечивает компенсацию падения напряжения на переходном сопротивлении щеток, так как преобразователь включен встречно гальваническому источнику винт — корпус. При этом образуется короткозамкнутая цепь через КШУ с сопротивлением, равным примерно О, Величина этого сопротивления контролируется по милливольтметру. Регулируя ток. обеспечивают необходимую величину потенциала гальванической пары винт — корпус. Номинальной величиной является значение потенциала 50 мВ. так как
1668474
Фиг. 2 рР
РиГ. Л
Составитель Л.Груднева
Редактор М.Стрельникова Техред М.Моргентал Корректор M.Êó÷åðÿâàÿ г
Заказ 2630 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 при атом обеспечивается оптимальная защита гребного винта.
Предлагаемый комплекс можно использовать как на судах с винтами фиксированного шага, так и на судах с винтами регулируемого шага.
Формула изобретения . 1. Валовинтовой комплекс судна с устройством катодной защиты, содержащий валопровод, контактно-щеточное устройство, установленное нэ нем, миллиамперметр, включенный через контактно-щеточное устройство между валопроводом и корпусом судна, блок питания с преобразователем напряжения и регулятор тока, соединенный с щетками контактно-щеточного устройства, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности защиты валовинтового комплекса с винтом регулируе5 мого шага, он снабжен контактным узлом, установленным между лопастью и ступицей винта.
2. Валовинтовой комплекс по п.1, о т л и10 ч а ю шийся тем, что контактный узел выполнен в виде сферического контакта, установленного в направляющей обойме с подвижной прижимной пружиной, смонтированной между неподвижной и подвижной
15 направляющими шайбами.