Судоходный канал в устье реки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области гидротехнического строителельства. Цель изобретения - повышение экономичности судоходства путем снижения объемов ремонтных, дноуглубительных работ и помех движению судов по судоходной прорези. Судоходный рукав реки 1 впадает в водоем 2 устьем 3, перед ним расположен устьевой бар 4. Сопрягающий канал 5 соединяет судоходный рукав реки 1 с водоемом 2 с помощью ответвлений 7 и соответствующего числа проток 8. Канал 5 обходит бар 4 со стороны, противоположной действию сил Кариолиса 6. Направление продольных осей ответвлений, искусственных проток и русла реки ориентировано с обеспечением образования острых углов между ними. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s Е 02 В 5/00, 5/04
ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4647221/15 (22) 06.02.89 (46) 07,08.91, Бюл, М 29 (71) Одесский филиал Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (72) Н,Д. Штефан, Л.M. Добров, Н.С. Зубков и О,A. Солдатенков (53) 627,2(088.8) (56) Орлович К,С. и др, Внутренние водные пути и проходная обстановка, — М.: Транспорт, 1982, с. 135.
Авторское свидетельство СССР
М 1193220, кл. E 02 В 5/04, 1983.
Михайлов В.Н. Динамика потока и русла в неприливных устьях реки. — М.: Гидрометеоиэдат, 1971, с. 128.
„„Я „„166853у А1 (54) СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ В УСТЬЕ РЕКИ (57) Изобретение относится к гидротехническому строительству. Цель изобретения— повышение экономичности судоходства путем снижения объемов ремонтных, дноуглубительных работ и помех движению судов по судоходной прорези. Судоходный рукав реки 1 впадает в водоем 2 устьем 3, перед ним расположен устьевой бар 4. Сопрягающий канал 5 соединяет судоходный рукав реки 1 с водоемом 2 с помощью ответвлений
7 и соответствующего числа проток 8. Канал
5 обходит бар 4 со стороны, противоположной действию сил Кариолиса 6. Направление продольных осей ответвлений, искусственных проток и русла реки ориен- тировано с обеспечением образования острых углов между ними. 1 ил.
1668539
Формула изобретения
Судоходный канал в устье реки, включающий в прирусловой ее части судоходную прорезь, сопрягающую реку с водоемом, и устьевой бар, от л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения экономичности судоходства путем снижения объемов ремонтных и дноуглубительных работ и помех движению судов по судоходной прорези, последняя выполнена криволинейной в обход устьевого бара, причем сопряжение реки с водоемом осуществлено посредством ответвлений и связанных с ними искусственных протоков, впадающих в водоем в прирусловой части реки, а направление продольных осей ответвлений, искусственных протоков и русла реки ориентировано с образованием острых углов между ними. горная ал Корректор Т.Колб
Редактор С.Пекарь
Заказ 2633 Тираж 375 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для обеспечения судоходства в устьях преимущественно дел ьтообразующих рек.
Цель изобретения — повышение эконо- 5 мичности судоходства путем снижения объемов ремонтных и дноуглубительных работ и помех движению судов по судоходной прорези.
На чертеже изображен судоходный ка- 10 нал в устье реки, план, Судоходный рукав реки 1 размещен впадающим в водоем 2 устьем 3, перед которым расположен устьевой бар 4, Сопрягающий канал 5 устроен обходящим бар 4 со 15 стороны, противополо>кной действию сил
Кариолиса 6, и в своей прирусловой части имеет одно-два (на чертеже показаны два) ответвления 7 и соответствующее количество искусственных проток 8, соединяющих 20 канал 5 с водоемом 2. Выше последней искусственной протоки 8 расположен участок
9 канала 5 полного профиля. Длина участка
9 канала 5 устанавливается такой, чтобы его гидравлическое сопротивление превышало 25 более чем в 5 раз,гидравлическое сопротивление русла реки1 ниже места сопряжения и ответвлений 7 с протоками 8. Угол между осью реки 1 и осями ответвлений 7 устанавливается большим 50 . 30
Канал работает следующим образом, Конструкция канала по предлагаемой схеме позволяет использовать силы инерции потока, на долю которых в приустьевой зоне реки приходится 70 — 80/ всех сил, 35 обусловливающих движение речной воды и гидравлическое сопротивление для уменьшения количества наносов, поступающих иэ реки в.сопрягающий канал.
Для использования сил инерции при- 40 русловая часть канала 5 образуется из одного-двух ответвлений 7 и соответствующего количества коротких искусственных проток
8, являющихся продолжением каждого ответвления 7 и соединяющих канал 5 с водо- 45 емом 2. При этом острый угол между продольными осями русла и первого колена, первого и второго колен, а также второго колена и остальной частью канала устанавливается большим 50, При таком конструк- 50 тинном оформлении прирусловой части канала действие сил инерции потока вызыСоставитель Р.На
Техред М.Моргент вает уменьшение площади действующего сечения на входе из реки 1 в первое ответвление 7, иэ первого колена во второе колено и из второго колена в остальную часть канала 5. Наличие участка 9 полного профиля, гидравлическое сопротивление которого за счет его длины устанавливается не менее чем в 5 раз большим, чем гидравлическое сопротивление участка реки 1 ниже места сопряжения и искусственных проток 8, также способствует тому, что подавляющая часть речного стока поступает в водоем 2 через устье 3 и искусственные протоки 8, минуя основную часть канала 5.
Обход устьевого бара в сочетании с мероприятиями, использующими гидравлическое сопротивление и силы инерции, позволяет уменьшить поступление в канал речных наносов и объемы ремонтных дноуглубительных работ, что снижает помехи судоходству и затраты на эксплуатацию канала. Кроме того, снижение объемов ремонтных черпаний и то, что канал по предлагаемой схеме обходит стороной устьевой бар, на котором располагаются нерестилища и поля нагула молоди и взрослых особей рыб ценных пород, повышают экологическую чистоту предлагаемой конструкции сопрягающего канала, Канал предлагаемой конструкции может быть использован для решения проблемы судоходства в советской части дельты реки Дунай.