Рабочее оборудование карьерного экскаватора-драглайна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к землеройной технике. Цель изобретения - уменьшение габаритов и массы рабочего оборудования и улучшение условий эксплуатации. Рабочее оборудование включает тяговый 2 и подъемный 3 канаты и связанный с упряжью 5 ковша и кузовом экскаватора-драглайна фиксирующий канат 4. Механизм натяжения фиксирующего каната 4 имеет закрепленную на кузове лебедку 6. Гидропривод лебедки 6 выполнен из гидронасоса 11 и соединенного с ним через обратный клапан 12 гидромотора 13, вал которого связан с валом 15 лебедки 6. Гидропривод имеет гидробак 20, клапан 16 давления, расположенный в гидролинии между гидронасосом 11 и гидробаком 20, и клапан 17 давления, расположенный между гидромотором 13 и гидробаком 20. Настройка клапана 16 соответствует выбранному усилию натяжения каната 4, а настройка клапана 17 несколько выше. При работе ковш 1 подтягивается к кузову, рабочая жидкость от гидронасоса 11 через обратный клапан 12 поступает в напорную линию 27 гидромотора 13, обеспечивая вращение лебедки 6. При этом клапан 16 поддерживает необходимый крутящий момент. Когда ковш 1 перемещается от кузова, фиксирующий канат 4 разматывается с лебедки 6 и обратимый гидромотор 13 заряжает пневмогидроаккумулятор 21. Гидронасос 11 подает рабочую жидкость на всасывание гидромотора 13. При натягивании тягового каната 2 разность между длинами пролета каната 2 и каната 4 компенсируется перемещением подвижного блока 8. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)л Е 02 F 3/48
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ (21) 4728911/03 (22) 11.08.89 (46) 07,08.91. Бюл. М 29 (71) Институт горного дела им. А.А.СкочинСКОГО (72) Ю.И.Голубь, А.Д.Гоэман, Н.И.Завьялов, И.Г.Зандман, Д.M.Êèñëèê, А.С.Мельников и
Е.А.Этингоф (53) 621,879 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1270226, кл, Е 02 F 3/48, 1986.
Авторское свидетельство СССР
hh 1330272, кл. Е 02 F 3/48, 1987. (54) РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА-ДРАГЛАИНА
„„Я „„1668571 А1 (57) Изобретение относится к землеройной технике. Цель изобретения — уменьшение габаритов и массы рабочего оборудования и улучшение условий эксплуатации. Рабочее оборудование включает тяговый 2 и подъемный 3 канаты и связанный с упряжью 5 ковша и кузовом экскаватора-драглайна, фиксирующий канат 4. Механизм натяжения фиксирующего каната 4 имеет закрепленную на кузове лебедку 6. Гидропривод лебедки 6 выполнен из гидронасоса 11 и соединенного с ним через обратный клапан
12 гидромотора 13, вал которого связан с валом 15 лебедки 6. Гидропривод имеет гидробак 20, клапан 16 давления, расположен1668571 ный в гидролинии между гидронасосом 11 и гидробаком 20, и клапан 17 давления, расположенный между гидромотором 13 и гидробаком 20. Настройка клапана 16 соответствует выбранному усилию натяжения каната 4, а настройка клапана 17 несколько выше, При работе ковш 1 подтягивается к кузову, рабочая жидкость от гидронасоса 11 через обратный клапан 12 поступает в напорную линию 27 гидромотора 13, обеспечивая вращение лебедки 6. При этом клапан
Изобретение относится к землеройной технике.
Цель изобретения — уменьшение габаритов и массы рабочего оборудования и. улучшение условий эксплуатации;
На чертеже изображена гидромеханическая схема рабочего оборудования экскаватора-драглайна. . Рабочее оборудование экскаваторадраглайна содержит ковш 1, тяговый 2 и подъемный 3 канаты и фиксирующий канат
4, соединенный с упряжью 5 ковша, Устройство натяжения фиксирующего каната 4 содержит закрепленную на кузове экскава тора лебедку 6, на барабан 7 которой намотан фиксирующий канат 4, подвижный блок
8, через который заведен фиксирующий канат 4. С подвижным блоком 8 кинематически связан упругий элемент 9.
B рабочем оборудовании предусмотрен дискретный позиционный датчик 10 подвижного блока, выполненный, например, в виде конечного выключателя, Привод лебедки 6 выполнен гидравлическим и содержит гидронасос 11 и гидравлически связанный с ним посредством обратного клапана 12 гидромотор 13. Вал 14 гидромотора 13 кинематически связан с валом 15 лебедки 6 фиксирующего каната 4. Гидравлический привод лебедки 6 фиксирующего каната 4 имеет четыре клапана 16-19 давления, гидробак 20, пневмогидроаккумулятор 21, электроуправляемый двухпозиционный гидрораспределитель 22, фильтр 23 и теплообменник 24.
Выход дискретного датчика 10 перемещения подвижного блока связан с органом
25 управления двухпозиционным электроуправляемым гидрораспределителем 22, Первый клапан 16 давления включен между напорной линией 26 гидронасоса 11 и гидробаком 20, а втордй клапан 17 давления— между напорной линией 27 гидромотора 13
16 поддерживает необходимый крутящий момент. Когда ковш 1 перемещается от кузова, фиксирующий канат 4 разматывается с лебедки 6 и обратимый гидромотор 13 заряжает пневмогидроаккумулятор 21. Гидронасос 11 подает рабочую жидкость на всасывание гидромотора 13. При натягивании тягового каната 2 разность между длинами пролета каната 2 и каната 4 компенсируется перемещением подвижного блока 8. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. и гидробаком 20, Вход третьего клапана 18 давления и его первая линия 28 управления связаны с напорной гидролинией гидромотора 13, а вторая гидролиния 29 управления
5 — с гидробаком 20. Выход третьего клапана
18 давления связан с пневмогидроаккумулятором 21, Вход четвертого клапана 19 давления. и его первая линия 30 управления связаны с пневмогидроаккумулятором 21.
10 Вторая линия 31 управления четвертого клапана 19 давления посредством двухпозиционного электроуправляемого гидрораспределителя 22, в зависимости от его позиции, связана с пневмогидроаккумуля15 тором 21 или гидробаком 20.
Лебедка снабжена нормально заторможенным с помощью пружин 32 тормозом 33.
Для управления тормозом 33 предусмотрен пневмоцил индр 34.
20 Рабочее оборудование экскаваторадраглайна работает следующим образом, Разгрузка ковша осуществляется путем стопорения барабана 7 лебедки 6 фиксирующего каната 4 с помощью тормоза ЗЗ и
25 одновременного ослабления натяжения (разматывания) тягового каната 2, Во всех других. операциях рабочего цикла экскаватора-драглайна барабан лебедки расторможен.
30 Настройка первого клапана 16 давления соответствует выбранному усилию натяжения фиксирующего каната 4. Настройка второго клапана 17 давления.несколько выше, чем первого, а настройка
35 третьего клапана 18 давления выше, чем настройка первого 16, но ниже, чем настройка второго клапана 17 давления.
Когда ковш 1 посредством тягового каната 2 приближается к кузову экскаватора40 драглайна, например в процессе копания, рабочая жидкость поступает от гидронасоса
11 через обратный клапан 12 в напорную линию 27 обратимого гидромотора 13, обес1668571
55 тяжения фиксирующего каната. 35
8 процессе разгона барабана лебедки разность между длинами пролета тягового
2 и фиксирующего 4 канатов компенсируется перемещением подвижного блока 8, поджатого упругим элементом 9, что позволяет 40 избежать провисания фиксирующего каната 4. При этом сила натяжения фиксирующего каната 4 и сжатие упругого элемента 9 печивая его вращение, а вместе с ним вращение вала 15 лебедки 6. Одновременно на валу лебедки поддерживается настраиваемый регулировкой первого клапана 16 давления крутящий момент, соответствующий заданному усилию натяжения фиксирующего каната 4.
Когда ковш 1 удаляется от кузова экскаватора путем наматывания подъемного каната 3 с одновременным разматыванием тягового каната 2, осуществляется принудительное разматывание фиксирующего каната 4 с барабана лебедки 6..Рабочая жидкость поступает из напорной линии 27 гидромотора 13, работающего в режиме насоса через третий клапан 18 давления в пневмогидроаккумулятор 21, заряжая его.
Процесс зарядки пневмогидроаккумулятора при разматывании фиксирующего каната происходит до тех пор, пока давле- ние в пневмогидроаккумуляторе не станет равно давлению настройки второго клапана
17 давления. При достижении этого давления рабочая жидкость будет сливаться через клапан 17 давления в линию низкого давления гидромотора 13, которая в данном случае будет линией его всасывания. Во все время разматывания фиксирующего каната
4 гидронасос 11 будет разгружен, так как клапан 16 давления открыт давлением в напорной линии 27 гидромотора 13, В этом случае рабочая жидкость от гидронасоса 11 практически без сопротивления поступает на всасывание обратимого гидромотора 13.
Находясь в натянутом состоянии, фиксирующий канат поджимает упругий элемент, кинематически связанный с подвижным блоком 8, Изменение направления или скорости перемещения ковша 1 вызывает изменение натяжения фиксирующего каната 4. При переходе от наматывания подъемного каната
3 к наматыванию тягового каната 2 упругий элемент 9 позволяет сохранить натяжение фиксирующего каната, пока гидромотор не разгонится до достаточно большой скорости. Развиваемый гидромотором 13 крутящий момент, величина которого, оп ределяемая настройкой первого клапана 16 давления, приблизительно, постоянна, используется для разгона маховых масс и на5
30 несколько уменьшаются, подвижный блок 8 поднимается, срабатывает дискретный позиционный датчик 10 подвижного блока 8, Вследствие этого двухпозиционный гидрораспределитель 22 переключается его органом 25 управления в левую (по схеме) позицию, линия 31 управления четвертого клапана 19 давления соединяется с пневмогидроаккумулятором 21, а последний соединяется с напорной линией 27 гидромотора
13, увеличивая его частоту вращения.
Таким образом при удалении ковша от кузова экскаватора-драглайна пневмогидроаккумулятор заряжается, а при приближении разряжается. Это позволяет уменьшить установочную мощность гидронасоса 11 и потери энергии в тепло на клапанах давления.
Формула изобретения
1. Рабочее оборудование карьерного экскаватора-драглайна, включающее тяговый и подьемный канаты и связанный с упряжью ковша и кузовом экскаватора фиксирующий канат с механизмом его натяжения, содержащим подвижный блок, отл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения габаритов и массы рабочего оборудования и улучшения условий эксплуатации, механизм натяжения фиксирующего каната имеет закрепленную на кузове экскаватора лебедку с гидроприводом, который выполнен из гидронасоса и соединенного с ним через обратный клапан гидромотора, вал которого кинематически связан с валом лебедки фиксирующего каната, из гидробака и двух клапанов давления, первый из которых расположен в гидролинии между гидронасосом и гидробаком, а другой — между гидромотором и гидробаком, при этом первый клапан давления посредством линии управления соединен с выходом обратного клапана.
2. Оборудование по п.1,о т л и ч а ю щ ее с я тем, что гидропривод имеет третий и четвертый гидроуправляемые клапаны давления с первой и второй линиями управления каждый, электроуправляемый двухпозиционный гидрараспределитель и пневмогидроаккумулятор, при этом выход четвертого клапана давления, вход третьего клапана давления и его перваФлиния управления соединены с напорной линией гидромотора, выход третьего клапана давления, вход четвертого клапана давления и его первая линия управления соединены с пневмогидроаккумулятором, а его вторая линия управления посредством электроуправляемого двухпоэиционного гидрораспределителя соединена в одной его позиции с
1668571
Составитель И.Синицкая
Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец
Редактор Е.Савина
Заказ 2635 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 гидробаком, а в другой с пневмогидроаккумулято ром.
3. Оборудование по пп.1 и 2, о т л и ч аю щ е е с я тем, что механизм натяжения фиксирующего каната имеет кинематически связанный с подвижным блоком упругий элемент и датчик перемещения подвижного блока, связанный с органом управления электроуправляемого двухпозиционного
5 гидрораспределителя.