Способ нагрева якоря электрической машины при сушке и термообработке изоляции его обмотки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам сушки изоляции обмоток электрических машин. Цель изобретения - сокращение длительности нагрева путем тепловыделения в меди якорной обмотки и повышение эксплуатационной надежности путем исключения растрескивания изоляции при нагревании. Способ заключается в размещении на концевых участках якоря 5 двух индукторов, содержащих обмотки 1, 2, подключенные к источнику переменного напряжения, и магнитопроводы 3, 4. Индукторы располагают соосно якорю, обмотки 1, 2 индуктора подключают к источнику переменного напряжения таким образом, что их МДС направлены встречно друг другу, а магнитопроводы 3, 4 и обмотки 1, 2 перемещают относительно друг друга по оси якоря 5. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 15/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4484019/07 (22) 19.09.88 (46) 07.08.91. Бюл. М 29 (71) Новочеркасский политехнический институт (72) Е.И.Буханцов, В.А.Романов, М,А.Комаровский, А.В.Кривун и А,В.Димитров (53) 621.315(088,8) (56) Антипов М.В., Герасимов Л.С.. Технология производства электрических машин.—

M.: Энергоиздат, 1982, с, 133. (54) СПОСОБ НАГРЕВА ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПРИ СУШКЕ И ТЕРМООБРАБОТКЕ ИЗОЛЯЦИИ ЕГО ОБМОТКИ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам сушки изоляции! Ы 1669054 A l обмоток электрических машин. Цель изобретения — сокращение длительности нагрева путем тепловыделения в меди якорной обмотки и повышение эксплуатационной надежности путем исключения растрескивания изоляции при нагревании.

Способ заключается в размещении на концевых участках якоря 5 двух индукторов, содержащих обмотки 1, 2, подключенные к источнику переменного напрржения, и магнитопроводы 3, 4. Индукторы располагают соосно якорю, обмотки 1, 2 индуктора подключают к источнику переменного напряжения так, что их МДС направлены встречно друг другу, а магнитопроводы 3, 4 и обмотки

1, 2 перемещают относительно друг друга по оси якоря 5, 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1669054

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам сушки изоляции обмоток электрических машин.

Цель изобретения — сокращение длительности нагрева путем тепловыделения в меди якорной обмотки и увеличение эксплуатационной надежности изоляции путем исключения растрескивания изоляции при нагревании, На фиг,1 показана схема устройства для нагрева якорей машин постоянного тока и обращенных синхронных машин; на фиг.2— то же, для статоров синхронных и асинхронных машин.

Устройство представляет собой индуктор, который имеет однофаэную обмотку, питаемую током промышленной частоты, Однофазная обмотка состоит из двух одинаковых обмоток 1 и 2, Каждая обмотка имеет отдельный магнитопровод 3 и 4, имеющий цилиндрическую и тороидальную части, Обмотки 1 и 2 вставляются в цилиндрическую часть магнитопроводов 3 и 4 в индукторах, предназначенных для нагрева якорей 5 машин постоянного тока и обращенных синхронных машин (фиг.1), или надеваются на цилиндрическую часть магнитопроводов 3 и

4 в индукторах, предназначенных для нагрева статоров 5 асинхронных и синхронных машин (фиг.2). В рабочем положении обмотки 1 и 2, магнитопроводы 3 и 4 и нагреваемый якорь 5 соосны.

Устройство работает следующим образом, Нагреваемый якорь 5 машины постоянного тока или обращенной синхронной машины вставляется внутрь индуктора.

Индуктор, предназначенный для нагрева статоров машин переменного тока, вставляется в расточку статора. Обмотка статора машины переменного тока должна быть соединена в треугольник. Обмотки 1 и 2 подключают к переменному напряжению промышленной частоты последовательно или параллельно, но обязательно так, чтобы их МДС по оси якоря имели встречное направление.

Созданный обмотками 1 и 2 магнитный поток состоит иэ потока рассеяния, не проходящего через воздушный зазор между якорем и индуктором, потока, проходящего через воздушный зазор, но не охватывающего лобовые части якорной обмотки и обмотки статора машины переменного тока. и потока. охватывающего лобовые части якорной обмотки и обмотки статора машины переменного тока, т.е. сцепленного с якорной обмоткой, Составляющая магнитного потока, проходящая через воздушный зазор, но не охватывающая лобовые части обмоток.

55 замыкае1ся по эубцовому слою. Так как этот поток проходит перпендикулярно шихтовке якорного пакета, то он вызывает реакцию вихревых т;ков в пластинах якоря, Благодаря этому происходит нагрев зубцового слоя.

Составляющая магнитного потока, охвать.вающая лобовые части обмоток, проходит по конс1руктивным деталям якоря и по якорному пакету. Эта часть потока сцеплена с обмоткой и наводит в ней ЭДС, имеющую одинаковое направление во всех витках (ЭДС нулевого следования фаз). Обмотка якоря машины постоянного тока и обращенной синхронной машины, а также обмотка статора машины переменного тока. соединенная треугол,ником, представляют для этой ЭДС контур KGpoTKof0 замыкания. Возникающие в обмотке токи нагревают обмотКу, Величина магнитного потока, сцепленного с якорной обмоткой, ограничена МДС реакции вихревых токов, возникающих в

"корном пакете коллектора, конструктивных элементах якоря (нажимных шайбах, втулке, обмоткодержателе, вале, и т.д.). Вихреьые токи, возникающие в этих деталях, приводят к их нагреву. чем достигается равномерность нагрева всего обье"1а якоря (статора), Для якорей машин постоянного тока не требуется кэроткозамь катслей на коллекторе, так как я орная обмотка является короткозамкнутым контуром для наведенной в ней ЭДС нулевого с, едования фаэ. Нагрев обмотки происходит за счет токов, наведенных в обмотке э ой ЭДС, Это позволяет обойтись без специальных коооткоэамыкателей на коллекторе якоря машины постоянного тока, что упрощает конструкцию нагревательного устройства, снижает его взрывоопасность, исключает возможность недопустимого перегрева уравнительных соединений, ак как при любом числе параллельных ветвей якорной обмотки и любом числе уравнительных соединений обмотка якоря имеет во всех точках эквипотенциальные условия благодаря равновесию в контуре короткого замыкания между ЭДС и падениями напряжения.

Бифилярный характер токов в пазах якорей машин постоянного тока, обращенных синхронных машин и статоров машин переменного тока обеспечивает относительно малую величину индуктивных параметров обмоток, что позволяет получить высокий коэффициент мощности индукционного нагревателя.

Формула изобретения

1 Способ нагрева якоря электрической машины при сушке и термообработке иэоля1669054

Составитель А.Калмыков

Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Редактор И.Горная

Заказ 2659 Тираж 3 1 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ции его обмотки, при котором якорь помещают в соосно расположенный с ним цилиндрический индуктор, состоящий из магнитопровода и подключенной к источнику переменного напряжения обмотки, о т - 5 л и ч а ю шийся тем, что, с целью сокращения длительности нагрева путем тепловыделения в меди якорной обмотки и увеличения эксплуатационной надежности изоляции путем исключения растрескива- 10 ния изоляции при нагревании, дополнительно используют аналогичный упомянутому индуктор. располагая его соосно с ним, причем индукторы располагают на концевых участках якоря, а обмотки подключают так, что их МДС направлены встречно друг другу по оси якоря.

2. Способ по и, 1, отличающийся тем, что магнитопроводы и обмотки перемещают относительно друг друга по оси якоря.