Волновое транспортное средство
Реферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам с волновыми движителями, и позволяет повысить проходимость по слабонесущим грунтам. Под рамой-платформой 1 расположены пневмо- или гидрокамеры 2, внутри которых закреплены электроразрядники, соединенные через механизм управления и формирователи разрядов с источником электротока. При срабатывании электроразрядников давление в соответствующих камерах 2 повышается и под этими камерами образуется выступ. Создание волнового перемещения выступов обеспечивается блоком управления, куда входят бесконечная гибкая лента 16 и система контактов под ней, а также рукоятка, управляющая движением ленты. 6 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам с волновыми движителями. Цель изобретения - повышение проходимости по слабонесущим грунтам. На фиг. 1 схематично показано волновое транспортное средство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же транспортное средство, вид снизу; на фиг. 3 - опорные элементы, продольный разрез; на фиг. 4 - принципиальная схема подключения разрядников; на фиг. 5 - бесконечная гибкая лента с приводом; на фиг. 6 - формирователь разрядов. Волновое транспортное средство включает в себя раму-платформу 1, под которой расположены пневмо- или гидрокамеры 2, заполненные рабочим телом. Цоколи 3 при помощи закладных деталей 4 закреплены на платформе 1. Внутри каждой камеры 2 закреплены электроразрядники 5, которые снабжены вводами 6 и электроизолирующими пробками 7. По периферийным поверхностям цоколей 3 выполнены пазы 8, в которые вставлены кромки камер 2, снаружи цоколя прижатые с помощью прижимных прокладок 9. Все цоколи 3 с прижимными прокладками 9 стянуты по периметру камер 2 с помощью стяжного обруча 10, который с помощью, например, отбортованной кромки укреплен на раме-платформе 1. С помощью соединительных электроизолированных проводов электроразрядники 5 парами по камерам 2 соединены через систему тиристорного управления между собой параллельно и с помощью формирователей разрядов подключены к источнику электрического напряжения на борту транспортного средства или на опорной раме-платформе 1. Каждый формирователь разрядов имеет обмотку 11, размещенную на стержне 12 электромагнита с основанием 13, являющимся общим для всех формирователей разрядов. Основание 13 укреплено на стойке 14 с помощью шарнирной вилки-кронштейна 15. На этой же стойке над основанием 13 размещен орган управления индуктивностью электромагнитов формирователей разрядов, который представляет собой эластичную гибкую бесконечную ленту 16 на ведущем 17, ведомом 18 и опорном 19 роликах, размещенных на вилке-кронштейне 15 с помощью рамы 20. Ведущий ролик 17 имеет электропривод 21, например, в виде электродвигателя с регулируемой скоростью вращения при помощи рукоятки 22 управления. На бесконечной ленте 16 укреплены, например, с помощью клея и тому подобного магнитные полосы-пластины 23 параллельно осям роликов 17, 18 и 19. Эти пластины являются якорями электромагнитов формирователей разрядов, замыкающими магнитный поток стержней 12 на основание 13. Расстояние между соседними пластинами 23 на ленте 16 выполнено по конркретной программе, создающей волновое движение. Выводы обмоток 11 по сверлениям 24 в основании 13 и по стойке 14 подсоединены к электросхеме управления электропитанием разрядников 5. Выводы разрядников по электромонтажным трубам 25 на раме-платформе 1 подсоединены к источнику 26 электропитания на раме-платформе 1 или на борту транспортного средства. На транспортном средстве размещена емкость 27, которая соединена с помощью трубопроводов 28 и отверстий 29 с полостью камер 2. Материалом камер может быть резина или другие эластичные полимеры, например фторопласт и т.п. Работает волновое транспортное средство следующим образом. При включении электропитания с помощью коммутационной аппаратуры (на чертеже не показана) от источника 26 электропитания напряжение подводится к тиристорной схеме управления разрядами. Одновременно электропитание подводится также и к электроприводу 21 ведущего ролика 17 органа управления формирователями разрядов, которое может регулироваться с помощью регулятора на рукоятке 22. При вращении ведущего ролика 17 от электропривода 21 с заданной скоростью бесконечная лента 16 с пластинами-якорями 23 совершает движение по роликам 17, 18 и 19, обеспечивая плоскопараллельное смещение пластин-якорей 23 относительно стержней 12 с обмотками 11 формирователей разрядов на основании 13. В результате такого смещения пластин-якорей 23 изменяется индуктивность обмоток 11 электромагнитов от минимальной при отсутствии над стержнем 12 пластины-якоря до максимальной при положении пластины-якоря над данным стержнем 12 с данной обмоткой 11. Поворачивая вручную за рукоятки 22 орган управления, одновременно изменяют направление плоскопараллельного смещения пластин-якорей 23 относительно рядов стержней 12 с обмотками 11 на основании 13. В результате заданной ориентации пластин-якорей заданной ориентации пластин-якорей 23 относительно основания 13 образуются ряды камер 2 с разрядниками 5, подключенные параллельно к источнику электропитания путем наименьшего сопротивления обмотки 11, которая открывает соответствующий тиристор схемы. Таким образом, ряды стержней 12 с обмотками 11 на основании 13 приводят к образованию соответственно направленных рядов камер 2 с разрядниками 5. При возникновении разрядов на электроразрядниках 5 в рабочей среде образуется ударная волна, которая в момент максимального импульса раздает в стороны эластичные оболочки камер 2. Так как давление ударной волны в боковые и верхние направления компенсировано реакцией смежных камер и платформы 1, то преимущественное изменение оболочки камер 2 происходит вниз, образуя вздутие дна камеры 2, которое опадает при наступлении фазы "схлопывания" разряда до отрицательного по отношению к первоначальному давлению. Так как на основании 13 наименьшее сопротивление образовано по рядам обмоток 11, то разряды, сопровождающиеся вздутиями камер 2, образуются соответствующими рядами, ориентация которых подобна ориентации пластин-якорей 23 относительно основания 13. Так как ряды вздутий камер 2 отображают ряды обмоток 11 с наименьшими сопротивлениями, то поворот за рукоятки 22 органа управления формирователями разрядов приводит к соответствующему повороту рядов вздувающихся камер 2, т.е. к повороту в заданном направлении скорости всей платформы. Величина скорости соответствует величине скорости ленты 16 относительно основания 13, которая определяется скоростью вращения электропривода 21 ведущего ролика 17.
Формула изобретения
ВОЛНОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее раму-платформу, эластичные опорные силовые камеры, заполненные рабочим телом, и механизм изменения его внутреннего давления в волновом режиме, соединенный с указанными силовыми камерами, отличающееся тем, что, с целью повышения проходимости по слабонесущим грунтам, механизм изменения внутреннего давления включает в себя размещенную на раме-платформе бесконечную гибкую ленту с управляемым приводом, снабженную контактными элементами, источник электротока и установленные в силовых опорных камерах соединенные с источником электротока через контактные элементы электроразрядки, в цепи питания которых установлены тиристорные ключи.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6