Способ восстановления зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано для восстановления профиля зубьев колес в различных отраслях машиностроения. Цель изобретения - снижение материалоемкости процесса восстановления путем уменьшения припуска на последующую механическую обработку. Способ предусматривает изготовление в оболочке (О) 2 на всю ее ширину глухих прорезей 3 вдоль образующей с глубиной, превышающей половину толщины О 2. Установку О 2 перед обжатием производят путем расположения прорезей 3 в середине вершин зубьев колеса. Использование О 2 с прорезями 3 позволяет уменьшить ее толщину, снизить припуск на последующую механическую обработку и повысить производительность процесса. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5Н(В 23 P 6/00
ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1459886 (21) 4726980/27 (22) 26.06.89 (46) 15.08.91. Бюл. М 30 (71) Белорусский политехнический институт (72) А,А.Кот, В.Ф.Горошко и Н.К.Кривенко (53) 621.797(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1459886, кл. В 23 P 6/00, 1987. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано для восстановления профиля зубьев колес в различных отраслях машиностроения. Цель
Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано для восстановления профиля зубьев колес в различных отраслях машиностроения.
Цель изобретения — снижение материалоемкости процесса восстановления путем уменьшения припуска на последующую механическую обработку.
На фиг.1 изображена схема установки оболочки с прорезями на зубьях шестерни перед обжатием; на фиг.2 — положение оболочки на зубьях шестерни после обжатия.
Способ осуществляется следующим образом.
Изношенную шестерню 1 после отжига и обработки зубьев помещают в полость цилиндрической стальной оболочки 2 с внутренним диаметром, равным наружному диаметру шестерни 1. На наружной стороне оболочки 2 на всю ее ширину предварительно выполняют глухие. поперечные прорези
3 глубиной, превышающей половину толщи„„SU „„1669681 А2 изобретения — снижение материалоемкости процесса восстановления путем уменьшения припуска на последующую механическую обработку. Способ предусматривает изготовление в оболочке (0) 2 на всю ее ширину глухих прорезей 3 вдоль образующей с глубиной, превышающей половину толщины О 2. Установку О 2 перед обжатием производят путем расположения прорезей
3 в середине вершин зубьев колеса. Использование О 2 с прорезями 3 позволяет уменьшить ее толщину, снизить припуск на последующую механическую обработку и повысить производительность процесса. 2 ил. ны оболочки 2. Их число соответствует числу зубьев шестерни 1, а шаг равен ее шагу.
Толщину оболочки 2 выбирают в зависимости от износа восстанавливаемой шестерни
1, т,е. равной величине утонения профиля с учетом припуска на механическую обработку. Выполнение прорезей 3 обеспечивает разведение оболочки 3 на отдельные части в момент обжатия и тем самым гарантирует ее минимальное утонение. Внутреннюю поверхность оболочки 2 перед напрессовкой покрывают слоем экзотермически реагирующей композиции, например AI-Ni.
Оболочку 2 обжимают по зубчатому профилю в штампе с радиальными пуансонами. Усилие на пуансонах и режимы деформации оболочки 2 контролируют по раэмерудлины общей нормали. При полном обжатии оболочки 2 в момент ее соприкосновения с поверхностью впадин колеса с областях впадин по цепи пуансоны — оболочки 2— экзотермический слой — шестерня 1 пропу1669681
Формула изобретения
Составитель А.Синельников
Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик
Редактор С.Рекова
Заказ 2702 Тираж 450 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 скают импульсный разрядный ток от генератора импульсных токов или высоковольтного емкостного накопителя. Амплитуда разрядного тока составляет 25-40 кА.
Пример (восстановление шестерни стартера).
Исходные параметры шестерни: число зубьев 9, модуль 2,5 мм, наружный диаметр
29,5 мм, толщина зуба по хорде делительной окружности 4,42 мм.
Изношенную шестерню отжигают и обрабатывают зубья на 0,5 мм до устранения дефектного слоя. Затем шестерню помещают в полость цилиндрической оболочки, изготовленной из стали 45ХН2МФА с внутренним диаметром 30,2 мм и толщиной
0,8 мм. Предварительно по наружному диаметру оболочки выполняют 9 глухих пазов на всю ширину и глубиной 0,5 мм, а внутреннюю поверхность ее покрывают слоем толщиной
0,25-0,30 мм порошковой композицией Ai-Ni.
Взаимное положение оболочки и зубьев колеса варьируют из условия нахождения прорезей в середине вершин зубьев. Частицы порошковой композиции (20 — 30) представляют собой дисперсный алюминий с никелевой оболочкой при соотношении А! и Ni 20;80 (по обьему). Никель наносят на частицы алюминия методом химического осаждения из водных растворов солей никеля. Толщину слоя композиции Al-Ni варьируют в пределах
0,2-0,7 мм.
Оболочку обжимают по профилю шестерни в штампе с радиальными пуансонами.
В момент полного контактирования оболочки с поверхностью колеса в областях впадин
5 его зубьев пропускают импульсный разрядный ток по цепи оболочка — колесо. При этом используют установку МИУ 30/1. Оптимальный ток сварки и толщину промежуточного слоя составляют; 25-40 кА, толщина слоя
10 (0,2 — 0,5)п, где 11 — толщина оболочки.
Далее производят механическую и термическую обработку шестерни.
Использование оболочки с прорезями позволяет уменьшить ее толщину, снизить
15 припуск на последующую механическую обработку и повысить производительность процесса.
Способ восстановления зубчатых колес поавтсв. йв1459886, отл ича ю щийс я тем, что, с целью снижения материалоемкости путем уменьшения припуска на последу25 ющую обработку зубчатого венца, в оболочке вдоль образующей на всю ширину выполняют прорези с глубиной, превышающей половину толщины оболочки, и расстояние между ними, равным шагу зубчатого
30 венца, а перед обжатием устанавливают ее с расположением прорезей в середине вершины зубьев колеса.