Способ регулирования натяга в шариковых направляющих и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в линейных направляющих качения металлорежущих станков, роботов и приборов. Цель изобретения - повышение точности. С этой целью в способе для регулирования натяга создают равномерно распределенные между шариками 5 усилия и поочередно прижимают их к стенкам 7 и 8 и доньям 9 и 10 направляющих пазов подвижного направляющего элемента 6, а затем смещают последний в плоскости, перпендикулярной линии центров шариков 5, в направлении приложенных усилий. Для осуществления способа предусмотрено устройство, в котором средство для смещения прижимного элемента 12 выполнено в виде каретки 24 с роликами, а прижимные элементы имеют скосы 11, 13, 15 и 16. При перемещении каретки 24 вдоль линии центров шариков 5 ролики смещают прижимной элемент 12 в направлении приложенных к шарикам усилий, при этом регулировка натяга осуществляется в двух направлениях, что повышает точность. 2 с.п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
{51)5 В 23 0 1/02
ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4370098/28 (22) 04.12.87 (46) 15.08.91. Бюл. М 30 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) Н.К.Михайлов (53) 621.9.02-229(088.8) (56) Заявка ФРГ N. 2916280, кл. В 23 0 1/02, 1981. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАТЯГА В
ШАРИКОВЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в линейных направляющих качения металлорежущих станков, роботов и приборов. Цель изобретения — повышение точности. С этой целью в способе для регулирования натяга создаИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в линейных направляющих качения металлорежущих станков, роботов и приборов.
Цель изобретения — повышение точности.
На фиг.1 изображено устройство для осуществления способа регулирования натяга, поперечный разрез; на фиг.2 — разрез
А-А на фиг.1.
Устройство для осуществления способа регулирования натяга в шариковых направляющих содержит корпус 1, внутри которого жестко закреплен неподвижный направляющий элемент 2 с направляющими пазами, стенки 3 и 4 которых служат направляющими для шариков 5. Внутри неподвижного направляющего элемента 2 установлен подвижный направляющий элемент 6 со сквозными направляющими пазами. стенки
„„SU „„1б69687 А1 ют равномерно распределенные между шариками 5 усилия и поочередно прижимают их к стенкам 7 и 8 и доньям 9 и 10 направляющих пазов подвижного направляющего элемента 6. а затем смещают последний в плоскости, перпендикулярной линии центров шариков 5, в направлении приложенных усилий, Для осуществления способа предусмотрено устройство, в котором средство для смещения прижимного элемента 12 выполнено в виде каретки 24 с роликами, а прижимные элементы имеют скосы 11, 13, 15 и
16. При перемещении каретки 24 вдоль линии центров шариков 5 ролики смещают прижимной элемент 12 в направлении приложенных к шарикам усилий, при этом регулировка натяга осуществляется в двух направлениях, что повышает точность. 2 с,п.ф-лы, 2 ил, 7 и 8 и донья 9 и 10 которых контактируют с шариками 5. Шарики 5 взаимодействуют с плоскостями скоса 11, прижимного элемента 12 и скоса 13 прижимного элемента 14.
Плоскости скосов 15 и 16 прижимных элементов 12 и 14 соответственно взаимодействуют с роликами 17-20. Диаметры роликов 17 — 20 равномерно увеличиваются с увеличением их порядкового номера.
Угол а наклона плоскостей скосов 15 и
16 можно определить по формуле а= "С )Пг и — 1
-Ц О! где О! и 0 — диаметры первого и п-го роликов соответственно;
t — расстояние между центрами двух соседних роликов;
n — порядковый номер ролика.
Ролики каретки надеты на оси 21 с воэможностью свободного вращения. Оси )1
1669687 посредством шайб 22 и винтов 23 закреплены в корпусе роликовой каретки 24, С другой стороны ролики 17 — 20 контактируют с плитками 25 и 26, жестко закрепленными на корпусе 1. В пазы корпуса кареток 24 своими шейками вставлены винты 27, а своей реэьбовой частью эти винты ввинчены в кронштейны 28. Кронштейны 28 жестко закреплены на плитках 25 и 26. На винты 27 навинчены контргайки 29.
Способ регулирования натяга в шариковых направляющих осуществляется следующим образом.
При ввинчивании винтов 27 в кронштейны 28 винты 27 своей торцовой частью нажимают на корпус роликовой каретки 24.
Ролики 17-20 катятся по поверхности плиток 25 и 26. Усилия, создаваемые винтами
27, равномерно распределяются между роликами 17-20 и (показанные на чертеже в виде стрелок 30 и 31) поочередно отжимают прижимной элемент 12 справа налево, а прижимной элемент 14 слева направо. Прижимной элемент 12 плоскостью скоса 11 прижимает шарики 5 к стенкам 3,7 и дну 9, а прижимной элемент 14 плоскостью скоса
13 — шарики 5 к стенкам 4,8 и дну 10. После создания необходимого натяга положение винтов 27 фиксируется посредством контргайки 29.
Таким образом, прикладывая к шарикам 5 и прижимным элементам 12 и 14 равномерно распределенные по их длине усилия, производят регулировку величины натяга в двух направлениях — радиальном и тангенциальном, что повышает точность, Формула изобретения
1. Способ регулирования натяга в шариковых направляющих, заключающийся в изменении взаимного расположения
40 подвижного и неподвижного направляющих элементов и последующем прижатии каждой группы шариков v. поверхности соответствующего направляющего паза неподвижного направляющего элемента, о т ли ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, изменение взаимного расположения направляющих элементов осуществляют путем приложения к каждой группе шариков равномерно распределенных между последними и направленных перпендикулярно их линии центров усилий, поочередного прижатия шариков каждой группы к поверхности соответствующего направляющего паза подвижного направляющего элемента и смещения последнего совместно с шариками в плоскости, перпендикулярной линии центров последних в направлении приложенных усилий.
2. Устройство для регулирования натяга в шариковых направляющих, содержащее прижимные элементы по числу групп шариков, предназначенные каждый для взаимодействия с шариками соответствующей группы, и средства для смещения прижимных элементов по числу последних. о т л и ч аю щ е е с я тем. что, с целью повышения точности, каждое средство для смещения соответствующего прижимного элемента выполнено в виде каретки с роликами, установленной с возможностью перемещения вдоль линии центров шариков соответствующей группы, а каждый прижимной элемент имеет два скоса, плоскость одного из которых параллельна линии центров шариков соответствующей группы и предназначена для взаимодействия с последними. а плоскость другого расположена под острым углом к линии центров и предназначена для взаимодействия с роликами соответствующей каретки.
1669687
1 2 б 3 5 7 11 131530 Я11 25
2д 24 51 16 14 15 10
Редактор T.Êëþêèíà
Корректор M.Äåì÷èê
Заказ 2702 Тираж 485 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101
Составитель Н.Гуров
Техред М.Моргентал
© г