Способ триботехнических испытаний материалов сопряжения поршневое кольцо - гильза цилиндра
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к технике испытаний и может быть использовано для триботехнических испытаний материалов сопряжения поршневое кольцо - гильза цилиндра двигателей внутреннего сгорания и др. поршневых машин. Цель - повышение точности и производительности испытаний. Из натурной гильзы вырезают фрагмент-образец. Приводят его в контакт с натурным кольцом той же поршневой машины. Нагружают исследуемое сопряжение. Приводят его элементы в относительное перемещение. Измеряют параметры трения и износа. Предварительно кольцо деформируют. При этом его радиус равен радиусу поршневого кольца в натурной гильзе. Фиксируют его в этом положении. Ширину B фрагмента образца гильзы определяют из соотношения B = D<SP POS="POST">.</SP>F, где D - диаметр внутренней поверхности гильзы, F - коэффициент трения покоя материалов рабочих поверхностей кольца и гильзы. 1 табл., 3 ил.
(()K):T r:OÍÃ. (r..KVIX
СГ((ИАЛИС1ИНЕСКИХ
Р! С(1УБЛИК
1 „ (э()з G 01 N 3/56
ГОСУДАРС1ВЕННЫИ КОМИТЕТ (10 ИЭО БР Е T Е НИЯМ И OT K РЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1(7 V
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4753906/28 (22) 27,10,89 (46) 15.08,91, Бюл. № 30 (71) Всесоюзное научно-производственное объединение восстановления деталей
"Ремдеталь" (72) Ф.Х. Бурумкулов, А,A. Хотенко, А,М.
Осин и А,Г. Андреева (53) 620.178.16 (088.8) (56) Исследование и разработка методики и технических средств для ускоренных испытаний сопряжений деталей тракторов и сел ьскохоэяйстве нных маш ин, восстановленных различными технологическими методами. Отчет/НИИТракторосельхозмаш, ¹ ГР 01820080214. М.. 1983, с. 9, рис. 1,3. (54) СПОСОБ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МАТЕРИАЛОВ СОПРЯЖЕНИЯ
ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО-ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА
Изобретение относится к методам испытания и может быть использовано для триботехнических испытаний материалов сопряжения поршневое кольцо — гильза цилиндра двигателей внутреннего сгорания и других поршневых машин.
Цель изобретения - повышение точности и производительности испытаний.
На фиг. 1 изображено устройство для реализации способа; на фиг.2 и 3 — вид А на фиг. 1 (на фиг. 3 крышка снята).
Устройство для реализации способа содержит основание и смонтированные на нем двигатель, редуктор, кривошипно-ша„„Я „„1670525 А1 (57) Изобретение относится к технике испытаний и может быть использовано для триботехнических испытаний материалов сопряжения поршневое кольцо — гильза цилиндра двигателей внутреннего сгорания и др, поршневых машин. Цель — повышение точности и производительности испытаний.
Из натурной гильзы вырезают фрагмент — образец. Приводят его в контакт с натурным кольцом той же поршневой машины, Нагружают исследуемое сопряжение. Приводят его элементы в относительное перемещение. Измеряют параметры трения и износа.
Предварительно кольцо деформируют. При этом его радиус равен радиусу поршневого кольца в натурной гильзе: Фиксируют его в этом положении. Ширину В фрагмента образца гильзы определяют иэ соотношения
В = D. f, где 0 — диаметр внутренней поверхности гильзы, f — коэффициент трения покоя материалов рабочих поверхностей кольца и гильзы. 3 ил., 1 табл. тунный механизм, преобразующий однонаправленное вращательное движение в возвратно-поступательное (не показаны), ползун 1, с закрепленными на нем фрагментом-образцом 2 гильзы цилиндра, держатель поршневого кольца 3 и узел нагружения (не показан). Держатель кольца
3 выполнен в виде обоймы 4, крышек 5 на винтах 6 и опоры 7, передающей рабочую нагрузку P. Внутренний диаметр обоймы 4 равен внутреннему диаметру натурной гильзы цилиндра.
Способ реализуется следующим образом.
1670525
Известный способ
П редложенный способ
Стендовые. испытания в составе вигателя
Вид гильзы
Показатель
Серийные с
ФАБО
То же
0,066
0.07)
1 10
10 1О
0,100
0,100
2,5 10
1,3 10
2,5 1012
1.9-10
1,92
2.1011
0,2.1011
1,25
1,7 10
4 5.10"
1,3
8,10 12
410 г
10
Из натурной гильзы цилиндра вырезают фрагмент-образец 2 шириной В = D f.
Поршневое кольцо 3 той же поршневой машины деформируют так, чтобы его радиус был равен радиусу поршневого кольца в натурной гильзе. Для этого его вставляют в обойму 4, внутренний диаметр которой равен внутреннему диаметру натурной гильзы цилиндра. Затем поршневое кольцо 3 фиксируют в этом положении с помощью крышек 5 и винтов 6, Фрагмент-образец 2 гильзы закрепляют на полэуне 1, приводят его в контакт с поршневым кольцам 3, нагружают исследуемое сопряжение посредством опоры 7, приводят егр элементы в относительное перемещение и измеряют параметры трения и износа.
Пример. Испытание сопряжения поршневое кольцо — гильза цилиндра двигателя КамАЗ вЂ” 740, У этого двигателя гильза имеет внутренний диаметр D = 120 мм и изготовление иэ чугуна, а рабочая поверхность кольца покрыта хромом. Данная пара материалов имеет коэффициент трения покоя f = 0,2. Соответственно ширина фрагмента — образца B = 0 . f = 120 мм ° 0,2 = 24 мм.
По известному и предложенному способам были проведены сравнительные испытания образцов серийных гильз КамАЗ вЂ” 740
Минимальный коэффициент трения
Безразмерная интенсивность изнашивания гильз
Относительная износостойкость гильз с ФАБО по сравнению с серийными
Безразмерная интенсивность изнашивания поршневых колец
Относительная износостойкость поршневых колец, работающих в паре с гильзами с ФАБО по сравнению с сеийными и аналогичных гильз с покрытием, нанесенным методом ФАБО, Результаты этих испытаний приведены в таблице, где показаны также результаты последующих стендовых
5 испытаний таких же гильз.
Предложенный способ дает результаты, более близкие по отношению к испытаниям в составе двигателя, чем известный способ.
Формула изобретения
10 Способ триботехнических испытаний материалов сопряжения поршневое кольцо— гильза цилиндра, заключающийся в том, что вырезают иэ натурной гильзы фрагмент-образец, приводят его в контакт с натурным
15 кольцом той же поршневой машины, нагружают радиальным усилием натурное кольцо, приводят их в относительное перемещение и измеряют параметры трения и износа, от л и ч а ю щи и с я тем, что, с
20 целью повышения точности и производительности испытаний, предварительно натурное кольцо деформируют так, чтобы его радиус был равен радиусу поршневого кольца в натурной гильзе, и фиксируют кольцо в
25 этом положении, а ширину В фрагмента-образца гильзы выбирают из соотношения
B=D ° f, где D — внутренний диаметр натурной гильзы;
30 f — коэффициент трения покоя материалов рабочих поверхностей кольца и гильзы, 1670525
Вид А
Puz3
Составитель Ю,Асриянц
Редактор Л.Пчолинская Техред М.Моргентал Корректор Л.Бескид
Заказ 2744 Тираж 373 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101