Ротор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - улучшение охлаждения. Ротор содержит обмоткодержатель 1, закрепленный на ободе 2, и центрирующее кольцо 3. В пазах обода 2 размещена двухслойная стержневая обмотка. В зазорах между стержнями 5 наружного слоя установлены коробчатые распорные элементы, образующие каналы. Стержни 4 внутреннего слоя обмотки опираются на изоляционные стержни 8, также образующие каналы. На торцовой поверхности обмоткодержателя 1 закреплены радиальные ребра 12. При вращении ротора ребра 12 создают вентиляционный эффект. Охлаждающий газ поступает между обмоткодержателем 1 и кольцом 3. Далее газ проходит двумя потоками по каналам между стержнями и выходит наружу через кольцевой канал 11. Изобретение обеспечивает равномерное течение потока вдоль стержней и интенсивный теплоотвод. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕ1СКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (!9) (I I) I 670746 А1 (sI)s Н 02 К 3/50
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКН Г СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 па тп (21) 4630884/07 (22) 02.01.89 (46) 15.08.91. Бюл. N 30 (71) Произ водствен ное объединение "Уралэлектротяжмаш" им. В.И, Ленина (72) О,Л. Вербер, С.И. Жоров, 6.А. Розина и
В.А, Зиннер (53) 621.313.713(088.8) (56) Алексеев А.Е., Конструкция электрических машин. ГЭИ, M-Л. 1958, стр. 53 рис.
2 — 25.
Авторское свидетельство СССР
N -1065970,,кл,,Н 02 К 3/51, 1981. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к элекгромашиностроению, Цель изобретения — улучшение охлаждения. Ротор содержит обмоткодержатель 1, закрепленный на ободе 2. и ценгрирующее кольцо 3, В пазах обода 2 размещена двухслойная стержневая обмотка, В зазорах между стержнями 5 наружного слоя установлены коробчатые распорные элементы, образующие каналы, Стержни 4 внутреннего слоя обмотки опираются на изоляционные стержни 8, также образующие каналы. На торцовой поверхности обмоткодержателя 1 закреплены радиальные ребра 12. При вращении ротора ребра 12 создают вентиляционный эффект. Охлаждающий газ поступает между обмоткодержателем 1 и кольцом 3. Далее газ проходит двумя потоками по каналам между стержнями и выходит наружу через кольцевой канал 11, Изобретение обеспечивает равномерное течение потока вдоль стержней и интенсивный теплоотвод. 1 з.п. ф-лы, 4 ил, 1670746
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано преимущественно в крупных асинхронных электрических машинах, имеющих стержневую обмотку ротора.
Цель изобретения — улучшение охлаждения.
На фиг. 1 показан ротор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг, 1 (развертка) со снятым бандажным кольцом; на фиг. 3 — сечение
Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение В- В на фиг. 2.
Ротор электрической машины в концевой его части состоит из обмоткодержателя
1, закрепленного на ободе 2 ротора, и центрирующего кольца 3. В пазах обода 2 размещена двухслойная стержневая обмотка, лобовые части которой выполнены таким образом, что стержни 4 внутреннего слоя установлены вплотную друг к другу эа счет удлинения их шага, а стержни 5 наружного слоя — с зазором эа счет соответствующего укорочения их шага. В зазорах между стержнями 5 наружного слоя установлены дистанционные распорные элементы 6 коробчатого типа, образующие аксиально-тангенциальные каналы 7, Коробчатые элементы 6 выполняются изоляционными, например. прессовкой. Устанавливают три распорные элемента в каждом канале 7.
Для создания охлаждающих каналов стержни 4 внутреннего слоя обмотки, установленные вплотную друг к другу с малым зазором, опираются на изоляционные стержни 8 прямоугольного сечения, закрепленные на обмоткодержателе 1. Стержни 8 установлены по окружности обмоткодержатепя на определенном расстоянии и образуют аксиальные каналы 9. На стержни 5 наружного слоя лобовых частей наносят вкруговую слой изоляционной ленты, образующий бандажное кольцо 10. Между бандажным кольцом
10 и торцовой частью обода 2 ротора образован кольцевой канал 11. Для создания вентиляционного эффекта на торцовой поверхности обмоткодержателя 1 закреплены радиальные ребра 12.
Ротор работает следующим образом.
При вращении ротора радиальные ребра 12 создают вентиляционный эффект и охлаждающий газ поступает в пространство между обмоткодержателем 1 и центрирующим кольцом 3. Далее поток газа делится на две части; одна проходит между обмоткодержателем 1 и стержнями 4 внутреннего слоя обмотки по аксиальным каналам 9, образованным стержнями 8, и охлаждает ниж5
55 ний слой обмотки. другая часть проходит по аксиапьно-тангенциальным каналам 7, образованным между стержнями 5 наружного слоя обмотки. Оба потока охлаждающего газа выходят наружу через кольцевой канал
11.
Изобретение позволяет улучшить охлаждение лобовой части обмотки ротора за счет того, что вентиляционные каналы в лобовой части обмотки образованы распорными элементами таким образом, что стержни обмотки внутреннего и наружного слоев непосредственно охлаждаются со значительной площади поверхности. Обеспечиваются условия для равномерного течения потоков охлаждающего газа вдоль стержней и инTeHcvIBH0I теплоотвода. Наличие напорных элементов в виде радиальных ребер на торцовой поверхности обмоткодержателя увеличивает расход охлаждающего газа через лобовые части, что повышает эффективность охлаждения.
Формула изобретения
1. Ротор электрической машины, содержащий обод с обмоткодержателями, размещенную в пазах обода двуспойную стержневую обмотку с лобовыми частями. закрепленными с помощью распорных элементов, образующих вентиляционные каналы между стержнями, размещенных между внутренним слоем стержней и обмоткодержателем, а также между стержнями наружного слоя, и бандажные кольца, внешний край которых примыкает к центрирующим кольцам. а внутренний размещен с зазором относительно торцов обода с образованием кольцевых каналов дпя выхода хладагента, отличающийся тем, что, с целью улучшения охлаждения, обмоткодержатель выполнен в виде гребенки с ребрами, образующими аксиапьные каналы, распределенные равномерно по окружности под внутренним слоем стержней. сопряженных между собой посредством удлинения шага обмотки, распорные элементы, размещенные в зазорах между стержнями наружного слоя обмотки, образованных путем укорочения шага стержней, выполнены коробчатого профиля, а обмоткодержатель снабжен напорным элементом, выполненным в виде сопряженных с центрирующим кольцом радиальных ребер с каналами между чими, последовательно сообщающимися с аксиальными и аксиально-тангенциальными каналами.
2. Ротор поп,1,отличающийся тем, что радиальные ребра обмоткодержателя выполнены съемными, 1670746
tlol e ðþ óòî
Составитель Г. Воинов
Редактор Н. Федорова Техред М,Моргентал Корректор М, Максимишенец
Заказ 2755 Тираж 327 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101