Способ сборки электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности. Цель изобретения - повышение качества путем обеспечения гарантированного осевого люфта. Устанавливают технологические прокладки в расточку статора, вводят ротор в расточку статора, устанавливают на вал ротора передний и задний щиты с подшипниками, выдерживая расстояние между задним щитом и торцом вала, соответствующее минимальному осевому люфту, центрируют ротор в расточке статора, образуют осевой люфт, удаляют прокладки и закрепляют щиты, обеспечивая постоянный размер между торцом подшипника и щита. 4 ил.
СОВХОЗ Г ORETC КИХ
i C I !ИЛЛ 1C r И II r, V ÈÕ
I- I С11У 1»1И К (я>s Н 02 К 15/00
ГОСУДАРСТВЕН!1ЦИ Кг М11ГЕТ
Г10 иэОЯРе теIIиям и О1 кРhI Tиям
ПРИ ГКН1 СССР
1вгs. ):Г,"
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ о 4
С)
Ф
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4432478/07 (22) 30.05.88 (46) 15.08.91. Бюл. ¹ 30 (75) А.В. Лютый (53) 621.318.44(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 11002233554433, кл. Н 02 К 15/00, 1982. (54) СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ (57) Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности. Цель изобретения — повыИзобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Цель изобретения — повышение качества путем обеспечения гарантирован ного осевого люфта.
На фиг. 1 показан статор на оправке для установки ротора с технологическими центрирующими прокладками. на фиг, 2 — статор на оправке при установке переднего щита; на фиг. 3 — статор при установке заднего щита; на фиг. 4 — ус-.ройство для зажима статора при установке заднего щита и удалении технологических центрирующих прокладок.
Сборку электрической машины по предложенному способу осуществляют следующим образом.
В оправку 1 устанавливают статор 2 до упора 3 по наружному и внутреннему диаметру. Устанавливают оправку 4 с закрепленными на ней технологическими центрирующими прокладками 5 (стержнями), которые расположены с у ловым сдвигом друг относительно друга на 120 градусов.
„„„ Ж„„1670749 А1 шение качества путем обеспечения гарантированного осевого люфта. УстаНавливают технологические прокладки в расточку статора, вводят ротор в расточку статора, устанавливают на вал ротора передний и задний щиты сподшипниками,,выдерживая расстояния между задним щитом и торцом вала, соответствующее минимальному осевому люфту, центрируют ротор в расточке статора, образуют осевой люфт, удаляют прокладки и закрепляют щиты, обеспечивая постоянный размер между торцом подшипника и щита.
4 ил.
После установки оправки 4 с технологическими прокладками 5 в расточку статора вводят ротор 6 и с помощью нажимной шайбы 7 устанавливают до упора 3 оправки 1.
Под действием усилия, приложенного к нажимной шайбе, торец ротора устанавливается в одной плоскости со статором со стороны установки переднего щита 8. После введения ротора в расточку статора приспособление устанавливают на нажимную шайбу, снимают оправку 1 и производят установку переднего щита 8. На вал 9 устанавливают элемент 10 с постоянным размером (регулировочные шайбы в определенном наборе) и производят установку щита 8, например, с цилиндрическим подшипником 11, Цилиндрический подшипник за счет малого зазора в паре устанавливается по отношению к наружному диаметру статора в положение, при котором обеспечивается центровка ротора относительно расточки статора. Щит 8 с подшипником поджимают к ротору, при этом для поджатия щита можно использовать дополнительную нажимную шайбу, а для упора цилиндрической части щита можно использовать уст1670749 ройство, показанное на фиг. 4. В поджатом состоянии производят нагрев цилиндрической части щита в местах выемок 12 на статоре до размягчения термопластичного материала и производят обжатие до соприкосновения ее с поверхностью выемки 12, при этом обеспечивается неразъемное соединение между выемкой статора и цилиндрической поверхностью щита, которое позволяет надежно зафиксировать щит в положении, обеспечивающем соосную сборку электрической машины. Прочность соединения при этом оценивается свойствами термопластического материала, выбранного технологическим режимом и конструкцией сопрягаемых деталей. Так как нагрев цилиндрической части локализован только в местах выемок на статоре и обжатие ее производится только в местах выемок, которые расположены с угловым сдвигом 120 градусов друг относительно друга, появляется возможность съема любого иэ щитов за счет эластичности цилиндрической части. При необходимости с помощью специального приспособления путем отжима цилиндрической части щита в промежутках между фиксирующими элементами, полученными путем обжатия цилиндрической части в местах выемок 12 на статоре, обеспечив тем самым зазор между фиксирующим элементом и поверхностью выемки, возможен съем щита. Повторная установка щита на статор с помощью приспособления практически не изменяет равномерности воздушного зазора и центровки посадочного места подшипника, так как фиксирующие элементы выполнены непосредственно на статоре при их первичной установке. В то же время при фиксации щита 8 на статоре 2 между подшипником 11. ротором 6 и элементом постоянного размера 10 образуется беззазорное соединение, а торец ротора находится в одной плоскости со статором, так как зафиксирован в таком положении нажимной шайбой 7. После фиксации переднего щита 8 на статоре 2 производят установку заднего щита 13, Для этого в отверстие 14 прилива 15 щита 13 устанавливается пластина 16, определяющая минимальный осевой люфт электрической машины, Статор 2 устанавливают в эажимное устройство 17, которое состоит из двух шарнирно
50 соединенных полуколец, снабженных винтовым зажимом. В отверстие 18 щита 13 пропускают технологические центрирующие прокладки 5, а щит с подшипником 19 устанавливают на вал до упора сферы 20 вала 9 в пластину 16. После чего производят установку статора 2 в зажимное устройство
17 таким образом, чтобы торцы цилиндрической части щита упиралась в плоскость зажимного устройства со стороны поджатия щита 13. При установке щита в нужное положение эажимное устройство прочно закрепляют на статоре и производят нагрев цилиндрической части щита в местах выемок 12 до размягчения термопластичного материала и производят обжатие до сопряжения ее с поверхностью выемок статора.
При этом щит 13 фиксируется на статоре, а между сферой вала и пластиной 16 образуется беззазорное соединение, т.е. в этом положении ротор оказывается заклинен между щитами электродвигателя. После полимеризации термопластичного материала производят удаление технологических центрирующих пластин 5. При этом возможно использование приспособления с упорами в зажимное устройство со стороны щита
13, а статор при этом остается зажатым в зажимном устройстве 17. После удаления технологических центрирующих пластин 5 с расточки статора 2 удаляют пластину 16 с отверстия 14, и электрическая машина проверяется на легкость вращения.
Формула изобретения
Способ сборки электрической машины, согласно которому устанавливают центрирующие технологические прокладки в расточку статора, вводят ротор в расточку статора, устанавливают на вал ротора передний и задний щиты с подшипниками, центрируют ротор в расточке статора, образуют осевой люфт, удаляют прокладки и закрепляют щиты, отличающийся тем, что, с целью повышения качества путем обеспечения гарантированного осевого люфта, закрепление переднего щита на статоре производят с обеспечением постоянного размера между торцом подшипника и ротора, а задний щит устанавливают, выдерживая расстояние между его торцем и торцем вала, соответствующее минимальному осевому люфту.
1670749
1670749
Составитель А. Левин
Техред М.Моргентал Корректор М. Максимишенец
Редактор В. Трубченко
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 2755 Тираж 32б Подписное
ВНИИГ1И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5