Способ приготовления вяжущего для дорожного строительства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства дорожных покрытий. Цель изобретения - снижение энергозатрат и времени приготовления вяжущего при сохранении свойств асфальтобетона на его основе. Вяжущее готовят путем предварительного окисления сырья для производства нефтяных дорожных битумов продувкой воздухом при 210 - 230°С с последующим введением в окисляемое сырье 1,5 - 2,0% каучука в виде 12 - 15%-ного раствора в смеси сланцевого масла с кубовыми остатками пиролизной смолы сланцеперерабатывающего завода в соотношении (0,5 - 0,6) : (0,5 - 0,4). Раствор вводят по истечении 30 - 50% времени, требуемого для получения битума заданной марки, при 180 - 190°С, после чего при этой же температуре окисление продолжают. Время приготовления вяжущего 5,5 - 6,5 ч. Прочность при сжатии при 20°С 3,82 - 4,5 МПа, при 50°С 1,39 - 2,25 МПа. 4 ил.
ÄÄSUÄÄ 1671671
РЕСПУБЛИК (5ф)Ю С 08 ? 95 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ICF 1Ь
С4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЫТИЯМ
ПРИ AEHT СССР
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4627015/33 (22) 27.12.88 (46) 23.08.91. Вюл. F 31 (71) Воронежский инженерно-строительный институт (72) В.П. Лаврухин, Н.В. Меркушов, В.Н. Иищенко, В.Ф. Новиков и Г.Н. Сальникова (53) 691.16 (088.8) (56) Рахимова И.Л. и др. Ускорение процесса окисления гудрона и улучшение свойств битума добавками сланцевых смол, Применение местных материалов и отходов промьииленности в дорожном строительстве. ll., 1986, с. 30-35.
Лвторское свидетельство СССР
11 870561, кл. С 08 f. 95/00, 1979. (54 ) С11ОС О 1 Н 1- И ПОТО ВЛЕН ИЯ ВЯЖУЩЕГО
ДЛЯ ДОРОЖНО ГО СТРОИТЕ,II;CTBA (57) 11зьбре- ение относится к дорожно-строительным материалам и может
Изобретение относится к дорожностроитс..ьным материалам и может быть использовано для устройства дорожных покрытий.
Цель изобретения — снижение энергозатрат и времени приготовления вяжущего при сохранении свойств асфальтобетона на его основе, Способ осуществляют следующим образом.
Для приготовления используют товарные каучуки СКД (бутадиеновый), СКС (стиральный) и СКИ (изопреновый).
2 быть использовано для устройства дорожных покрытий. Цель изобретения снижение энергозатрат и времени приготовления вяжущего при сохранении свойств асфальтобетона на его основе.
Вяжущее готовят путем предварительного окисления сырья для производства нефтяных дорожных битумов продувкой воздухом при 210- 30 С с последующим введением в окисляемое сырье 1,52,0/ каучука в виде 12-157-ного раствора в смеси сланцевого масла с к оовым:1 остатками пиролизной смолы сланцепереоабатывагщего завода в соотношении (0,5-0,6):(0,5-0,4). Раствор вводят по истечении 30-507 времени, требуемого для получения бигума заданной марки, при 180-190 С, после чего при этой же температуре окисление продолжают, Время приготовления вяжущего 5,"-6,5 ч. Прочность при сжатии при 20 С 3 82-4,5 ИПа, при
50оС 1,39 2,25 ИПа. 3 ил.
В качестве рас1ворителей — слан цевое масло С-1 производства сланцеперера ба тыва ющего .
Названные каучуки в сланцевом масле растворяются только при малых концен рациях (5-7X). Такие растворы оказывают незначительное влияние на свойства битумно-каучуковых вяжущих (ВЕВ).
С целью увеличения концентрации каучука в растворителе используют кубовые остатки пиролизных смол слан1671671
55 цеперерабатывающего завода, характеризующиеся следующими свойствами:
Плотность 0,968 г/см
Начало кипения 143 С
Температура вспьппки 40-60 С, Содержание смолы 5,5Х.
Углеводородный состав следующий,Х:
Головка 2,6
Бензоп 0,24
Толуол 1,46
M и--Ксилол 8,6 о-Ксилол 4,7
Э тилт олуол 5,1
Стирол 5,1
ДЦПУ 3,1 ф,м-стирол 1,9
Инден 3,2
; после индена 7,06
Нафталин 4,25
После нафталина 1,61
Количество легких фракций с т.ки . ниже 185ОС составляет 25-ЗОХ. Каучуки отлично растворяются в кубовых < остатках пиролиэных смол. При исследовании и подборе растворов каучука руководствуются минимальным использо, ванием кубовых остатков пиролизных смол, чтобы количество испаряющихся продуктов было также минимальным, и временем растворения.
Растворение каучука размером 515 мм проводят в лабораторной мешалке рамного типа емкостью 4 л. Температура растворителя 60оС.
Растворимость определяют визуально отсутствием нерастворимых кусочков каучука на стеклянной палочке и однородностью раствора.
Соотношение сланцевого масла и кубовых остатков пиролиэных смол (0,5-0,6):(0,5-0,4) принято из условия растворимости и максимального использования сланцевого масла.
Максимальная концентрация раствора (условная вязкость С 1000 с) каучука принята из условия обеспече-. ния возможности работы битумного насоса. Более высокая концентрация не позволяет слить из цистерны и перекачать указанный раствор.
Минимальная концентрация (услов6О ная вязкость С 5 500 с) принята из условия получения необходимого улучшения качества битума, асфальтобето5
50 на, и времени приготовления БКВ. Чем выше концентрация каучука в растворе, тем меньше сланцевого масла и кубовых остатков пиролизных смол вводится в нефтяное сырье, тем короче технологический процесс приготовления
БКВ.
Только уменьшение условной вязкости от 500 до 450 с влечет увеличение на 17Х времени приготовления БКВ.
В качестве продукта переработки нефти используют сырье для производства нефтяных дорожных битумов. Окисление нефтяного сырья и смеси - нефтяное сырье с добавками раствора каучука проводят в лабораторной окислительной установке компрессорного типа емкостью 4 л. Температура окисления нефтяного сырья до введения раствора каучука 225 С. При изготовлении БКВ нефтяное сырье окисляют в течение
120 мин, что составляет 40 времени окисления нефтяного сырья до требуемой марки битума (БНД 40/60). Затеи процесс окисления приостанавливают о температуру понижают до 200 С, после этого введено 1,5Х каучука в пересчете на сухое вещество в 12% растворе сланцевого масла и кубовьк остатках пиролиэных смол непосредственно в реактор. По истечении времени введения добавки каучука процесс окисления продолжают при 190 С до достнже— о ния требуемой уСловной вязкости вяжущего, Условия выполнения способа и свойства получаемого вяжущего приведены в табл.1 и 2.
На полученном вяжущем готовят асфальтобетонную смесь состава,Х; песок 82,5 минеральный порошок 17,5, битум 7.
Свойства ее приведены в табл.3, Как видно иэ приведенных данньк предлагаемый способ приготовления менее энергоемок и менее длителен, Формула изобретения
Способ приготовления вяжущего для дорожного строительства, включающий смешение продукта переработки нефти с 1,5-2,0Х каучука в виде раствора, отличающийся тем, что, с целью снижения энергозатрат и времени приготовления вяжущего при сохранении свойств асфальтобетона
Таблица 1
Показатели, влияющие на качество приготавливаемого
БКВ
Параметры
По известному способу
100 100
100
100
100
Пефтяное сырье, Х
Содержание каучука от нефтяного сырья,7. 1,5
1,5-2,0
2,0
1,5
2,0
Концентрация раствора каучука, Е
12
15
Соотношение сланцевого масла и кубовых остатков пиролизной
0,6:0,4 0 5:0,5
0,6:0,4
0,5:0,5 смолы
Время введения раствора каучука от времени окисления нефтяного сырья,X
50
30
230
230
220
180
190
190
Время окисления битума, ч
Время приготовле-ния БКВ, ч
5,8 12,5
5,8
6 5
5,5
Затраты энергии на 1 т вяжущего, кВт, ч/т
184,63
204,45
5 16716 на его основе, предварительно продукт переработки нефти — сырье для производства нефтяных дорожных битумов окисляют продувкой воздухом при 210230 С, а каучук в виде 12-15Х-ного о
5 раствора в смеси сланцевого масла с кубовыми остатками пиролизной смолы
Температура окисления нефтяного сырья до введения раствора каучука, С 210 о
Температура окисления раствора каучу- . ка, С
/1 б сланцеперерабатывающего завода в соотношении 0 5-0,6:0 5-0,4 вводят в окисляемое сырье по истечении времени, требуемого для получения битума заданной марки, при 180-190 С, после чего при этсй же температуре окисление продолжают.
1671671
Таблица 2
Показатели для БКВ
Свойства
2 3
Глубина проникания иглы при температуре, С:
125
22
105
28
30
Температура размяго чения по Ки1ду, С
47,5
53,5
46
Растяжимость, см, о при температуре, С:
60
75
9,5
Температура хрупкости, С о
-21
-20 — 18
-22
Выдержива- Выдерживает ет по конт-по контрольрольному ному образобразцу 2 цу 1
Сцепление с песком
Таблица
Прочность при святии, МИа, при температуре
КоэффиКоэффицне нт
Ro
Кзо циент водостойБ
"ао кости
6,50
0,86
1,73 0,94
4,/
3,75 1,38
Иэвестная
3,44 1>72 0,94
3,43 1,73 0,94
7,75
2,25
4,50
0>90
7,70
4,44 2,24
3,80 1,38
0,90
5,6
7,8
1>5
Иэвестная
1>39
3>82
5,0
7,0
1,5
4,05
1,45
5, 17
7,5
1>5
Составитель Е. Бикбулатова
Редактор И..Рогулич Техред Л.Олейник Корректор С. Иекмар
Заказ 2802 Тираж 309 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-Издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðoä, ул. Гагарина,101
Асфальтобетонная смесь> приготовленная на БКЭ по табл. 1
Количество каучука> I
Выдерживает по контрольному образцу 2
Выдерживает по контрольному образцу 1
2,05
1>98
1,99 (4 длительной водостойкости