Система охлаждения силовой установки с двигателями внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение эффективности системы охлаждения силовой установки. Система содержит два автономных контура циркуляции охлаждающей жидкости, у каждого из которых рубашки 1 и 2 охлаждения двигателя подключены к напорному патрубку 3 и напорному патрубку 4 циркуляционных насосов 5 и 6, всасывающие патрубки 7 и 8 которых подсоединены к теплообменникам 9 и 10, связанным с рубашками 1 и 2 через трубопроводы 11 и 12, и предпусковой подогреватель 18, снабженный выпускным патрубком, подключенным к рубашкам 1 и 2 при помощи входных трубопроводов 15 и 16 и впускным патрубком 17, сообщенным с рубашкой 1 первого двигателя при помощи выходного трубопровода 18, к которому подсоединен один конец перепускной магистрали 22, а другой конец этой магистрали подключен к трехходовому крану 21. 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ сОциАлистичЕских
PECflYbflPIK (я)з F О1 P 3/20
ГОСУДАРСТВЕОНЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ крану 21. 6 ил.
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 885578 (21) 4737316/06 (22) 15.09.89 (46) 23.08.91. Бюл, М 31 (71) Московский автомобильный завод им.
И.А.Лихачева (72) В.О.Нифонтов и P.K.Ýñìàíñêèé (53) 621.43 f .7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 885578, кл. F 01 Р 3/20, 1981. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ
УСТАНОВКИ С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение эффективности системы охлаждения силовой установки. Система содержит два автоном„„5IJ „„1671913 А2 ных контура циркуляции охлаждающей жидкости, у каждого из которых рубашки 1 и 2 охлаждения двигателя подключены к напорному патрубку 3 и напорному патрубку 4 циркуляционных насосов 5 и 6, всасывающие патрубки 7 и 8 которых подсоединены к теплообменникам 9 и 10, связанным с рубашками 1 и 2 через трубопроводы 11 и 12, и предпусковой подогреватель 13, снабженный выпускным патрубком, подключенным к рубашкам f и 2 при помощи входных трубопроводов 15 и 16, и впускным патрубком
17, сообщенным с рубашкой 1 первого двигателя при помощи выходного трубопровода 18, к которому подсоединен один конец перепускной магистрали 22, а другой конец этой магистрали подключен к трехходовому
1671913
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. N
885578.
Цель изобретения — повышение эффективности.
На фиг, 1 представлена схема описываемой системы; на фиг, 2 — узел I на фиг. 1 (трехходовой кран в положении прогрева только первого двигателя), на фиг. 3 — то же, в положении прогрева второго двигателя: на фиг. 4- узел !1 на фиг. 1(трехходовой кран в положении разобщения рубашек охлаждения двигателей); на фиг. 5 — то же, в положении прогрева второго двигателя с помощью работающего первого; на фиг, 6 — то же, в положении прогрева только второго двигателя, Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит два автономных контура циркуляции охлаждающей жидкости, у каждого из которых рубашки 1 и 2 охлаждения двигателей подключены к напорному патрубку 3 и напорному патрубку 4 циркуляционных насосов 5 и 6, всасывающие патрубки 7 и 8 которых подсоединены к теплообменникам 9 и 10, связанным с рубашками 1 и 2 через трубопроводы 11 и 12, и предпусковой подогреватель 13, снабженный выпускным патрубком
14, подключенным к рубашкам 1 и 2 охлаждения при помощи входных трубопроводов
15 и 16 с впускным патрубком 17, сообшенным с рубашкой 1 охлаждения первого двигателя при помощи выходного трубопровода 18. В месте соединения выпускного патрубка 14, подогревателя 13 с входными трубопроводами 15 и 16 установлен орган поочередного перекрытия входных трубопроводов 15 и 16 — трехходовой кран 19, а всасывающий пагрубок 7 насоса 5 первого двигателя дополнительно подсоединен к выходному трубопроводу 20 рубашки 2 охлаждения второго двигателя, снабженного запорным органом, выполненным в виде трехходового крана 21. Система охлаждения снабжена также перепускной магистралью 22, подключенной одним концом к выходному трубопроводу 18 рубашки 1 первого двигателя, а другим концом к треххо довому крану 21.
Система работаег следующим образом
При прогп ве перво о дни ателя трех ходовой кран нл пди сч в по-ожлнии, пока5
40 занном на фиг, 2, трехходовой кран 21 — в положении, показанном на фиг. 4, После запуска подогревателя 13 в результате термосифонного эффекта осуществляется циркуляция охлаждающей жидкости через подогреватель 13, кран 19, трубопровод 15, рубашку 1 охлаждения первого двигателя и трубопровод 18 опять в подогреватель 13.
После прогрева первый двигатель запускают, переключают кран 19 в положение, показанное на фиг. 3, а кран 21 — в положение, показанное на фиг. 5. В этом случае циркуляционный насос 5 обеспечивает циркуляци ю охлажда ю щей жидкости через рубашку
1 охлаждения первого двигателя. трубопровод 18, подогреватель 13, кран 19, трубопровод 16, рубашку 2 охлаждения второго двигателя, трубопровод 20, кран 21 и через насос 5 опять в рубашку 1. После прогрева второго двигателя краны 19 и 21 переключают в исходное положение, разъединяя контуры циркуляции охлаждающей жидкости двигателей, и запускают второй двигатель.
На режиме прогрева двигателей циркуляция охлаждающей жидкости через теплообменники 9 и 10 исключается.
Если необходимо прогреть только второй двигатель, то кран 19 переключают в положение, показанное на фиг. 3, а кран 21 — в положение, показанное на фиг. 6. После запуска подогревателя 13 в результате термосифонного эффекта осуществляется циркуляция охлаждающей жидкости через подогреватель 13, кран 19, трубопровод 16, рубашку 2 охлаждения второго двигателя, трубопровод 20, кран 21, магистраль 22 и опять в нагреватель. После прогрева второго двигателя краны 19 и 21 переключают в исходное положение, разьединяя контуры циркуляции охлаждающей жидкости двигателей и запускают второй двигатель.
Формула изобретения
Система охлаждения силовой установки с двигателями внутреннего сгорания по авт. св. М 885578, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности, она снабжена перепускной магистралью и запорный орган выходного трубопровода рубашки охлаждения второго двигателя выполнен в виде трехходового крана, причем один конец выпускной магистрали подключен к выходному трубопроводу рубашки охлаждения первого двигателя. а другой — к грехходовому крану
Фи г.0 Фцг 5
Составитель А.8ятин
Техред М.Моргентал Корректор О,Кравцова
Редактор С.Пекарь
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2814 Тираж 319 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рэушская наб.. 4/5