Шестеренная гидромашина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным гидромашинам, и может быть использовано в гидросистемах различного назначения. Цель изобретения - улучшение пусковых характеристик, повышение надежности и долговечности. Шестеренная гидромашина содержит корпус 1, в цилиндрических расточках 2 которого размещены шестерни 3 внешнего зацепления с цапфами 4, установленными в подшипниках /П/ 5 скольжения, на внешней радиальной поверхности 6 которых выполнены кольцевые полости /КП/ 7, соединенные каналами /К/ 8 с внутренней радиальной поверхностью /ВРП/ 9 П 5 и компенсаторы 10 торцовых зазоров с эластичными манжетами 11, причем П 5 сопряжены между собой по плоским поверхностям /ПП/ 12, один из К 8 в каждом П 5 выполнен перпендикулярно его ПП 12, а на ВРП 9 П 5 выполнены смазочные канавки /СМ/ 13 и 14 разного объема, соединенные К 8 с КП 7, при этом К 8, соединяющий СМ 14 меньшего объема с КП 7 так же выполнен перпендикулярно ПП 12 П 5. 3 ил.

союз советских социАлйстических

РЕСПУБЛИК (з!)5 F 04 С 2/04

ГОСУДАРСТВЕНЮЙ КОМЛТЕТ

ПО ИэобРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4700234/29 (22) 25.04.89 (46) 23.08.91. Бюл. hk 31 (71) Винницкий проектно-конструкторский технологический институт гидропневмоагрегатов (72) А-.В.Äèäåíêî, И.М, Коэача, А.И. Стягайло.

А, П.Заброцкий и П.М. Сидоренко (53) 621.664 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1330347, кл. F 04 С 2/04, 1986, (541 ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к шес еренным гидромашинам, и может быть использовано в гидросистемах различного назначения.

Цель изобретения — улучшение пусковых характеристик, повышение надежности и долИзобретение относится к машиностроению, ° частмости к шестеренным гидромашимам.

Цель изобретение — улучшение пусковых характеристик, повышение надежности и долговечности.

На фиг.1 представлен продольный разрез шестеренной гидромашимы с прямыми смазочными канавками; на фиг.2 — подшипник скольжения с прямыми смазочными канавками; на фиг.3 — подшипник скольжения с винтовой смазочной канавкой.

Шестеренная гидромашина содержит корпус 1, в цилиндрических расточках 2 ко. торого размещены шестерни 3 внешнего зацепления с цапфами 4, установленными в подшмпмиках 5 скольжения, на внешней радиальной поверхности 6 которых выполнены кольцевые полости 7, соединенные

„„. Ж„„1671972 А1 говечности. Шестеренная гидромашина— корпус 1, в цилиндрических расточках 2 которого размещены шестерни 3 внешнего зацепления с цапфами 4, установленными в подшипниках (П) 5 скольжения, на внешней радиальной поверхности 6 которых выполнены кольцевые полости (Kll) 7, соединенные каналами (K) 8 с внутренней радиальной поверхностью (ВРП) 9 П 5 и компенсаторы

10 торцовых зазоров с эластичными манжетами 11, причем П 5 сопряжены между собой по плоским поверхностям (ПП) 12, один иэ

K R I каждом П 5 выполнен перпендикулярно его ПП 12, а на ВРП 9 П 5 выполнены смазочные канавки (CM) 13 и 14 разного объема, соединенные K 8 с КП 7, при этом К

8, соединяющий СМ 14 меньшего обьема с

КП 7 так же выполнен перпендикулярно ПП

12П5.3ил. каналами 8 с внутренней радиальной поверхностью 9 подшипников 5 k компенсаторы

10 торцовых зазоров с эластичными манжетами 1i, причем подшипники скольжения сопряжены между собой по плоским поверхностям 12, один иэ каналов 8 в каждом подшипнике 5 выполнен перпендикулярно его плоской поверхности 12, а на внутренней радиальной поверхносги 9 подшипниКоВ 5 скольжения выполнены смазочные канавки разного объема 13 и 14, соединенные рад; альными канала.чи 8 с кольцевой полостью 7, при этом радиальный канал 8, соединяющий смазочную канавку 14 (мень шего объема) с кольцевой полостью 7, также выполнен перпендикулярно плоской поверхности 12 подшипников 5 скольжения, а смазочные канавки 13 могут быть выполнены винтовыми.

1671972

77 7

Фиг. 1

Шестеренная гидромашина в режиме гидродвигателя работает следующим образом, При подаче рабочей жидкости высокого давления в полость высокого давления она воздействует на боковые поверхности зубьев шестерен 3, создает крутящий момент, под действием которого шестерни 3 проворачиваются, выполняя полезную работу, Одновременно рабочая жидкость под давлением поступает в напорные камеры эластичных манжет 11, поджимая компенсаторы 10 к торцам шестерен 3, а через технологические зазоры — для смазки цапф

4 шестерен 3 заполняя все имеющиеся полости гидромашины, в том числе кольцевые полости 7, радиальные каналы 8 и смазочные канавки 13 и 14, При остановке гидродвигателя отключается подача рабочей жидкости от насоса и слой смазки из подшипников 5 вытесняется эа счет инерции движения приводного узла, Однако при последующем запуске гидродвигателя, в парах трений "цапфа 4 — подшипник 5" сохраняется масляная пленка, необходимая для начальной смазки, которая обеспечивается жидкостью, находящейся в кольцевых полостях 7, а в процессе вращения создается масляный клин и исключается эффект

"масляного голодания".

Формула изобретения

1. Шестеренная гидромашина, содержащая корпус в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего

5 зацепления с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, на внешней ра диальной поверхности которых выполнены кольцевые полости, соединенные каналами с внутренней радиальной поверхностью

10 подшипников, и компенсаторы торцовых зазоров с эластичными манжетами, причем подшипники скольжения сопряжены между собой по плоским поверхностям, один иэ каналов в каждом подшипнике выполнен

15 перпендикулярно его плоской поверхности, отличающаяся тем, что, с целью улучшения пусковых характеристик, повышения надежности и долговечности, на внутренней радиальной поверхности под20 шипников скольжения выполнены смазочные канавки разного объема и конфигурации, соединенные радиальными каналами с кольцевой полостью, 2, Гидромашина по п.1, о т л и ч а ю щ а25 я с я тем, что радиальный канал, соединяющий смазочную канавку меньшего объема с кольцевой полостью, выполнен перпендикулярно плоской поверхности подшипников скольжения.

1671972

7 о

Фиг.2

12

Составитель В. Шарыпов

Редактор А. Кондрахина Техред М.Моргентал Корректор М. Кучерявая

Заказ 2817 Тираж 356 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101