Радиальное гидродинамическое уплотнение вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации валов роторных машин. Цель изобретения - повышение надежности герметизации и увеличение удерживаемого перепада давления. Уплотнение содержит установленный в корпусе на валу импеллер в виде диска с динамическим элементом в виде тел качения, установленных в радиальном канале между диском и корпусом с возможностью контакта и качения относительно корпуса. Диаметральные размеры тел качения могут увеличиваться в направлении от вала к периферии диска. Тела качения могут быть установлены под углом к радиальному направлению. Наличие в устройстве тел качения, взаимодействующих со стенкой корпуса, за счет создания ими клинового эффекта повышает герметичность уплотнения. 2 з.п. ф. 15 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (s>)s F 16 J 15/42
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ, ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ,21) 4693202/29 (22) 18.05.89 (46) 23,08.91, Бюл. М 31 (72) С.Л.Александров (53) 62-762(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1245761, кл. F 04 D 29/10, 1984. (54) РАДИАЛ ЬНОЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА (57) Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации валов роторных машин. Цель изобретения — повышение надежности герметизации и увеличение удерживаемого пеИзобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации валов роторных машин.
Цель изобретения — повышение надежности герметизации и увеличение удерживаемого перепада давления.
На фиг.1 изображено предлагаемое уплотнение с телами качения в виде шаров и аксиально подвижной стенкой корпуса; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1 с размещением шаров в кольцевых пазах диска импеллера; на фиг.3 — разрез А-А на фиг.1 с размещением шаров в радиальных пазах диска импеллера; на фиг.4 — уплотнение с телами качения в виде шаров, диаметры которых увеличиваются в направлении от вала к периферии диска импеллера; на фиг.5— уплотнение с телами качения в виде цилиндрических роликов, диаметры которых увеличиваются в направлении от вала к периферии диска импеллера; на фиг,6 — уплотнение с телами качения в виде конических, . Ы2„, 1672062 А1 репада давления. Уплотнение содержит, установленный в корпусе на валу импеллер в виде диска с динамическим элементом в виде тел качения, установленных в радиальном канале между диском и корпусом с возможностью контакта и качения относительно корпуса. Диаметральные размеры тел качения могут увеличиваться в направлении от вала к периферии диска. Тела качения могут быть установлены под углом к радиальному направлению. Наличие в устройстве тел качения, взаимодействующих со стенкой корпуса, эа счет создания ими клинового эффекта повышает герметичность уплотнения. 2 з.п. ф-лы, 15 ил. расширяющихся в направлении от вала к периферии диска импеллерэ роликов с расположением их осей под углом к оси вала; на фиг.7 — уплотнение с телами качения в виде цилиндрических роликов, оси которых отклонены от радиального нап равления со О" смещением внутреннего конца линии контакта по направлению, а наружного конца — ) против направления вращения диска импеллера; нэ фиг,8 — разрез Б-Б на фиг.7; на О,, фиг.9 — уплотнение с конической контактной поверхностью стенки корпуса; на фиг.10— уплотнение со средствами упругого прижима шаров к стенке корпуса; на фиг.11 — уплотнение с аксиально подвижным диском импеллера, на фиг,12 — уплотнение с телами качения в виде цилиндрических роликов, установленных в сепараторе с радиальным расположением их осей; на фиг.13 — разрез
 — В на фиг.12; на фиг.14 — уплотнение с телами качения в виде цилиндрических роликов, установленных в сепараторах с воз1672062 можностью свободного вращения относительно вала; на фиг.15 — разрез Г-Г на фиг.14, Радиальное гидродинамическое уплотнение содержит корпус 1 и установленный в нем на валу 2 импеллер в виде диска 3 с динамическим элементом в виде тел качения
4, размещенных в радиальном кольцевом канале между торцовыми поверхностями диска 3 и стенки 5 корпуса 1 и установленных с воэможностью контакта и качения относительно этой стенки. Контактирующая с телами качения стенка 5 корпуса 1 может быть выполнена в виде аксиально подвижного диска, зафиксированного от проворота штифтом 6 и уплотнительного кольцом 7.
Тела качения могут быть выполнены в виде шаров и расположены в выполненных на диске 3 кольцевых канавках 8 или радиальных пазах 9. Тела качения могут быть выполнены с увеличением диаметральных размеров в направлении от вала к периферии диска 3 импеллера (фиг.4,5,6). Тела качения могут быть выполнены в виде роликов, расположенных с отклонением на угол а их осей от радиального направления, при этом внутренние концы линий контакта роликов смещены от радиального направления в направлении вращения диска 3, а наружные концы — против направления его вращения (фиг.7). Стенка 5 корпуса 1 в виде диска может быть выполнена конической, при этом диск 3 импеллера также имеет коническую форму, а тела качения в виде шаров могут быть расположены на диске 3 в глухих отверстиях 10 или кольцевых канавках (фиг.9). Диск 3 может быть снабжен средствами поджатия тел качения к стенке
5 в виде пружин 11 и опорных элементов 12 (фиг.10). Диск 3 импеллера может быть установлен на валу 2 с возможностью осевого перемещения, например, на шлицах 13, и уплотнен по валу кольцом 14, тела качения могут быть размещены в сепараторе 15, зафиксированном от проворота относительно вала 2 ступицей 16 со спицами 17 (фиг.11).
Тела качения могут быть выполнены в виде цилиндрических роликов, установленных в сепараторе (фиг,12), Тела качения могут быть установлены в сепараторах, установленных с возможностью осевого перемещения относительно друг друга, например, при помощи пружины 18 соединены между собой шлицевым соединением 20 и установлены на валу 2 на подшипнике 21 с воэможностью свободного вращения относительно вала (фиг.14), при этом сепараторы могут быть снабжены приводом вращения. Тела качения в виде роликов могут быть соединены зубчатым зацеплением со стенкой 5 корпуса 1.
Уплотнение работает следующим образом.
При вращении вала 2 с диском 3 тела качения 4 катятся по торцовой поверхности стенки 5 корпуса 1, при этом вращение тел качения 4 вокруг вала 2 осуществляется свободно в кольцевом канале между диском 3 и стенкой 5 (фиг.2) или принудительно совместно с диском 3 (фиг,3). При свободном вращении тел качения 4 в кольцевом канале
8 между диском 3 и стенкой 5 частота вращения тел качения 4 вокруг вала 2, а следовательно, и частота вращения уплотняемой среды в кольцевом канале 8, равна половине частоты вращения диска 3. В данном случае при вращении тел качения 4 вокруг вала 2 имеет место только трение качения.
При принудительном вращении тел качения
4 совместно с диском 3 частота вращения тел качения 4 вокруг вала 2, а следовательно, и частота вращения уплотняемой среды, равна частоте вращения диска 3. Однако, в этом случае в элементах конструкции, кроме трения качения, имеет место трение скольжени я.
При вращении уплотняемой среды вокруг вала 2 центробежные силы, действующие на последнюю, создают определенное противодавление, герметизирующее вращающийся вал 2. Основной дополнительный эффект, обеспечивающий герметизацию вала
2, достигается контактом тел качения 4 со стенкой корпуса 1, при котором создается между последними, гидравлический клин, вращающийся вокруг вала 2 с частотой вращения тел качения 4 вокруг вала 2, Уплотняемая среда в кольцевом канале клином между телами качения 4 и стенкой 5 выдавливается от стенки 5 корпуса 1 и отбрасываетоя центробежными силами к периферии диска 3 импеллера. Механизм герметизации вала 2 за счет действия клина между телами качения 4 и стенкой 5 корпуса
1 позволяет повысить герметичность уплотнения путем устранения стекания пограничного слоя уплотняемой среды по торцовой поверхности стенки 5 корпуса 1 к валу 2.
Клиновый эффект позволяет обеспечить частоту вра.цения уплотняемой среды непосредственно на неподвижной стенке 5 корпуса 1, что дает возможность увеличить удерживаемый перепад давления уплотняемой среды на гидродинамическом и радиальном уплотнении путем повышения частоты вращения всего обьема уплотняемой среды между диском 3 и стенкой 5, вплоть до частоты вращения диска 3.
В конструкции уплотнения, показанной на фиг.1, тела качения имеют одинаковый диаметр. Однако, очевидно, ч го при качении
1672062 по стенке 5 корпуса 1, тела качения 4, размещенные на периферии диска 3, имеют частоту вращения вокруг собственной оси больше, чем тела качения 4, размещенные ближе к валу 2. Разница частот вращения тел качения 4, размещенных на периферии диска 3 и у вала 2, обусловленная различием диаметров дорожек качения, а следовательно, и длин путей качения, приводит к различной скорости качения тел качения 4 по стенке 5 корпуса 1 и к разной интенсивности износа тел качения 4 и стенки 5 корпуса 1.
Для равномерного износа тел качения 4 при условии их привода от дисков 3 или от вала 2 должна быть обеспечена одинаковая скорость качения, независимо от диаметра дорожки качения, Обеспечение эффекта качения с одинаковой скоростью, независимо от диаметра дорожки качения, достигается выполнением соотношения di/Di = const, где di — диаметр тела качения на диаметре DI; DI— диаметр дорожки качения. Угол раскрытия образующих, охватывающих тела качения 4, от вала 2 к периферии диска 3 определяется зависимостью а = 2 arctg ((d>+s — di)/(0н- — 0));
Для тел качения 4 в виде шаров, контактирующих со стенкой 5 корпуса 1 в точке, достаточным условием равномерности износа является обеспечение одинаковой частоты их вращения вокруг собственной оси, что достигается изменением диаметра тел качения (фиг.4).
Для тел качения 4 в виде роликов, имеющих цилиндрическую форму (фиг.5), изменение диаметра тел качения позволяет только уменьшить величину износа, Для конкретного ролика путь качения имеет величину, изменяющуюся в зависимости от диаметра дорожки качения, поэтому в конструкции имеет место проскальзывание цилиндрической поверхности роликов относительно стенки 5 корпуса.
Для выполнения вышеуказанных соотношений диаметров тел качения 4 в виде роликов и диаметров дорожек качения во всем диапазоне от вала 2 до периферии диска 3 ролики должны быть конической формы (фиг.6).
Тела качения 4 в направляющих диска 3 импеллера или в сепараторе 15 могут быть установлены различным образом, а именно, радиально, в шахматном порядке и т.п.
Установка тел качения 4 в радиальном кольцевом канале под углом к радиальному направлению в плоскости, перпендикулярной оси вала 2, позволяет обеспечить образование клина, действующего в виде бегущей волны, выдавливающей уплотняемую среду по стенке 5 корпуса 1 от вала 2 к
5 периферии диска 3 импеллера. Таким образом, в этом случае клиновой эффект воздействует на уплотняемую среду как в осевом направлении, выдавливая ее от стенки корпуса 1 в кольцевой канал 8, так и в радиаль10 ном направлении, выдавливая ее по стенке
5 корпуса 1 к периферии диска импеллера.
Наиболее эффективны для такого воздействия на уплотняемую среду тела качения 4, выполненные в виде роликов, 15 контактирующих со стенкой 5 корпуса 1 по линии от вала 2 до периферии диска 3 импеллера (фиг.7). Ось вращения роликов отклонена от радиального направления под углом а со смещением внутреннего конца
20 линии контакта роликов со стенкой 5 корпуса 1 на периферии диска 3 по на травлению, а наружного конца линии контакта у вала 2 против направления вращения диска 3 импеллера. При вращении вала 2 на стенке 5
25 корпуса образуется клин, который повышает эффективность работы уплотнения как по удерживаемому перепаду давления, так и по герметичности.
Угол а между радиальным направлени30 ем и линией контакта роликов со стенкой корпуса 1 устанавливается в зависимости от частоты вращения вала 2, удерживаемого перепада давлений, рода и свойств уплотняемой среды, 35 В конструкции (фиг,14) привод вращения роликов 4 относительно диска 3 позволяет повысить частоту вращения относительно вала 2, например, с помощью мультипликатора, а привод от автономного привода по40 зволяет осуществить герметизацию вала 2 на режимах стоянки роторной машины, Формула изобретения
45 1. Радиальное гидродинамическое уплотнение вала, содержащее установленный в корпусе на валу импеллер в виде диска с динамическим элементом в виде тел качения, размещенными в радиальном канале
50 между торцовыми поверхностями диска и стенки корпуса, о тл и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности герметизации и увеличения удерживаемого перепада давления. тела качения установ55 лены с воэможностью контакта и качения относительно стенки корпуса.
2. Уплотнение по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что тела качения выполнены с увеличением их диаметральных размеров в на1672062
А-,4 Ф5
Ф 5
Фиг. 2 правлении от вала к периферии диска импеллера.
3. Уплотнение по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что тела качения выполнены в виде роликов, которые расположены с отклонением их осей от радиального направления, при этом внутренние концы линий контакта роликов смещены от радиального направления в направлении вращения диска, а наружные концы — против направления вра5 щения диска, 1672062
Фиг Ф
1672062
1672062
1672062
1672062
Фиг.12
loi/062
I Г
Составитель Г.Щуренко
Редактор А.Кондрахина Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец
Заказ 2821 Тираж 432 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101