Поворотный дисковый затвор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано на технических трубопроводах химической, нефтеперерабатывающей, пищевой и других отраслей народного хозяйства. Целью изобретения является повышение надежности устройства, которая достигается за счет выполнения механизма обеспечения натяга стальных лент 10 и 11, плотно прижимающих футеровку 2 к дисковому запорному органу 7, а также за счет одновременного перемещения крышек 12 и 13, которые воздействуют на патрубки 3 и 4 и прижимают их к цапфам 5 и 6 дискового запорного органа 7, создавая надежное уплотнение. Восстановление уплотнения между запорным органом 7 и футеровкой 2, а также между цапфами 5 и 6 и патрубками 3, 4 производится одновременно и автоматически. 1 с.п. ф. 2 ил.

. + ЪР

: с, .(Ê> 1 С(. 115 1 .КИХ сО! 5ил 51ис ти 1е ских

РЕСПУБЛИК (11. r" 16 К 1/226

ГОСУДЛРСТ55Е>1НБ1Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

Г1РИ ГКНТ СССР

j ° П

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4704060/29 (22) 13.06.89 (46) 23.08.91. Бюл. ¹ 31 (71) Научно-производственное обьединение

"Нефтехимавтомэтика" (72) М.Н.Бокшицкий, Б.Г.Арсланов, В.А.Рябцев, М.Д.Паризенберг и В.И.Пиманкин (53) 621.646(088.8) (56) Патент США

N39919774,,кл. F 16 К 1/22, 1976. (54) ПОВОРОТНЫЙ ДИСКОВЫЙ ЗАТВОР (57) Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано на технических трубопроводах химической, нефтеперерабатывающей, пищевой и друИзобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано на технических трубопроводах химической, нефтеперерабатывающей, пищевой и других отраслей народного хозяйства.

Целью изобретения является повышение надежности устройства эа счет автоматического поддержания герметичности мест сопряжения запорного органа с футеровкой корпуса.

На фиг.1 представлен общий вид поворотного дискового затвора; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1, Установка содержит разъемный корпус

1, в котором размещена футеровка 2, выполненная с расположенными перпендикулярно ее боковой поверхности двумя хвостовикэми 3, 4. В хвостовиках 3, 4 уста„„5,ЦÄÄ 1672064 А1 их отраслей народного хозяйства. Целью изобретения является повышение надежности устройства. которая достигается эа счет выполнения механизма обеспечения натяга стальных лент 10 и 11, плотно г1 рижимающих футеровку 2 к дисковому запорному органу

7, а также за счет одновременного перемещения крышек 12 и 13, которые воздействуют на патрубки 3 и 4 и прижимают их к цапфам 5 и 6 дискового запорного органа 7, создавая надежное уплотнение. Восстановление уплотнения между запорным органом

7 и футеровкои 2, а также между цапфэми 5 и 6 и патрубками 3, 4 производится одновременно и автоматически. 1 с.п.ф. 2 ил. новлены цапфы 5 и 6 дискового запорного органа 7, покрытые антикоррозийным материалом (например, фторопластом). Цэпфа 5 связана с приводным валом 8. соединенным с поворотной рукояткой 9, Футеровка 2 охвачена на наружной поверхности гибким зажимным элементом, выполненным в виде двух стальных лент 10 и 11. На хвостовиках

3, 4 установлены крышки 12 и 13, имеющие внутреннюю коническую поверхность, причем в крышке 12 выполнено сквозное отверстие для прохода через нее приводного вала

8. В устройстве имеются две коаксиально расположенные втулки 14 и 15.

Внутренняя втулка 14 установлена на крышке 12 и через нее проходит приводной вал 8, а наружная втулка 15 охватывает крышку 12. Наружная поверхность втулки о

5Ю О

О

5 ф

1672064

14 снабжена резьбой с установленной на ней ходовой гайкой 16.

Внутри наружной втулки 15 установлена пружина 17, один конец которой упирается во втулку 15, а другой — в гайку 16.

Наружная втулка 15 и диаметрально расположенная относительно нее крышка 13 связаны между собой посредством стальных лент 10 и 11, одни концы которых установлены на уступах втулки 15, а другие — на уступах крышки 13. На наружных поверхностях крышки 12 и гайки 16 укреплены штыри

18 и 19 соответственно, свободные концы которых входят в сквозной паз 20. выполненный на боковой поверхности наружной втулки 15, вдоль ее продольной оси, Для фиксации положения дискового запорного органа 7 относительно футеровки 2 поворотная рукоятка 9 снабжена стопором 21, а для устранения перегибов малого радиуса стальных лент 10 и 11, корпус 1 снабжен роликами 22, поверхность которых огибает ленты.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом работы обеспечивают требуемое уплотнение между боковой поверхностью дискового запорного органа 7 и футеровкой 2 корпуса 1, а также между хвостовиками 3 и 4 футеровки 2 и цапфами 5 и

6 запорного органа 7. Для этого поворачивают внутреннюю втулку 14, в результате чего гайка 16, зафиксированная от проворота штырем 19, начинает поступательно перемещаться вверх, сжимая пружину 17.

Пружина 17, воздействуя на наружную втулку 15, приподнимает ее, в результате чего обеспечивается натяг стальных лент 10 и 11, которые плотно прижимают футеровку 2 к наружной поверхности дискового эапорнпго органа 7. Одновременно с натяжением лент 10 и 11 происходит перемещение вверх крышки 13 вдоль патрубка 4 и крышки 12 вдоль патрубка 3, т.к. на последнюю воздействует торец втулки 14. При своем перемещении конические поверхности крышек 12

45 и 13,воздействуя на хвостовики 3 и 4 прижимают их к цапфам 5 и 6 запорного органа 7, создавая надежное уплотнение, Для открытия затвора рукояткой 9 поворачивают дисковый запорный орган 7 относительно футеровки 2 на требуемый угол, открывая проход для протечки рабочей среды и фиксируют положение запорного органа стопором 21, При возникновении в процессе работы релаксации стальных лент 10 и 11 автоматически осуществляется их подтяжка за счет усилия принудительно сжатой пружины 17. При этом одновременно с натяжением лент 10 и 11 происходит уплотнение эоны контакта хвостовиков 3 и 4 с цапфами

5и6.

Формула изобретения

Поворотный дисковый затвор, содержащий корпус с футеровкой, выполненной с двумя хвостовиками, дисковый запорный орган с цапфами, жестко связанный с приводным валом, при этом цапфы установлены в упомянутых хвостовиках, футеровка охвачена по наружной поверхности гибким зажимным элементом, а на каждом хвостовике установлена имеющая внутреннюю коническую поверхность крышка, в одной иэ крышек выполнено центральное отверстие для прохода через нее приводного вала, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен двумя коаксиально расположенными втулками, внутренняя из которых размещена на приводном валу и установлена на крышке с центральным отверстием, снабженной штырем, а наружная втулка подпружинена и соединена через зажимной элемент, выполненный в виде двух стальных лент, с другой крышкой, причем на наружной поверхности внутренней втулки выполнена резьба и установлена ходовая гайка с укрепленным на ней штырем, а на боковой поверхности наружной втулки вдоль ее продольной оси выполнен сквозной паэ, в котором размещены штыри ходовой айки и крышки.

1672064

U Фиг, 2