Гибкая производственная система

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к станкостроению , в частности к гибким производственным системам для автоматической механической обработки изделий, Цель изобретения - упрощение конструкции и экономии производственной площади за счет обеспечения возможности перегрузки приспособлений-спутников с транспортной тележки непосредственно на стол станка при одновременном снижении требований к взаимному положению тележки и обслуживаемых объектов. На корпус тележки установлены опорные элементы. Модуль снабжен устройством прижима к опорным элементам и двумя поперечно расположенными относительно продольной оси тележки опорными стойками с самоустанавливающимися роликами. Модуль выполнен съемным с опорных элементов тележки с возможностью одновременного базирования на опорных элементах станков и соответствующей опорной пяте посредством одной из стоек, Приводная платформа выполнена съемной с модулем при его базировании. 5 з.п. ф-лы. 10 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 23 Q 41/02

ГОСУДАРСТВЕ гНОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4424638/08 (22) 16.05.89 (46) 15.05.93. Бюл. М 18 (72) В, И. Котельников и В. А. Корыгин (56) Авторское свидетельство СССР

М 1449324, кл. В 23 Q 41/02, 1986. (54) ГИБКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА (57) Изобретение относится к станкостроению, в частности к гибким производственным системам для автоматической механической обработки иэделий, Цель изобретения — упрощение конструкции и экономии производственной площади за счет обеспечения возможности перегрузки приспособлений-спутников с транспортной теИзобретение относится к станкостроению, а именно к гибким производственным системам для автоматической механической обработки изделий.

Целью изобретения является упрощение конструкции и экономия производственной площади за счет обеспечения возможности перегрузки приспособлений-спутников с транспортнои тележки непосредственно на стол станка при одновременном снижении требований к взаимному положению тележки и обслуживаемых объектов.

На фиг. 1 изображена гибкая производственная система (ГПС), вид в плане; на фиг.

2 — транспортная тележка, вид сбоку; на фиг.

3 — вид по стрелке А на фиг. 2 (перегрузочный модуль в транспортном помещении); на фиг. 4 — то же, перегрузочный модуль в промежуточном поднятом положении; на фиг. 5

- то же. перегрузочный модуль в состыко„„5U„„1672704 А1 лежки непосредственно на стол станка при одновременном снижении требований к взаимному положению тележки и обслуживаемых объектов. На корпус тележки установлены опорные элементы. Модуль снабжен устройством прижима к опорным элементам и двумя поперечно расположенными относительно продольной оси тележки опорными стойками с самоустанавливающимися роликами, Модуль выполнен съемным с опорных элементов тележки с возможностью одновременного базирования на опорных элементах станков и соответствующей опорной пяте посредством одной из стоек, Приводная платформа выполнена съемной с модулем при его базировании.

5 з.п, ф-лы, 10 ил. ванном со станком положении (приспособление-спутник в промежуточном положении при стягивании со станка); на фиг, 6 — то же, перегрузочный модуль в состыкованном с тумбой-накопителем положении (стол-спутник перегружен на тумбу-накопитель); на фиг. 7 — вид по стрелке Б на фиг. 2 (сверху на транспортную тележку); на фиг, 8 — вид по стрелке В на фиг. 1; на фиг. 9 — сечение

Г-Г на фиг. 3; на фиг, 10 — вид по стрелке Дна фиг. 1.

ГПС содержит металлорежущие многооперационные станки 1 со сменными приспособлениями-спутниками 2, тумбы-накопители

3 для хранения приспособлений-спутников, безрельсовую транспортную тележку 4, склад

5 с роботом-штабелером для хранения заготовок и приспособлений, инструментальный склад 6 с позицией 7 подготовки инструмента, позицию 8 снаряжения приспособленийl 6 >2 04 спутников с заготовками, кэбелеукладчик 9 транспортной тележки. à акже устройство

10 для -.6oðÿ стружки и це>,трализовэнную систему 11 управления ГПС. Станки л тумбы-накопители 3 расположены вдоль -рассы транспортной тележки станки с Одной стороны трассы, э тумбы-накопители с другой.

Каждая тумба-накопитель выполнена с проемом и имеет сверху роликовые направляющие 12 для приспособлений-спутников.

Каждая направляющая состоит из двух рядов роликов, один из которых расположен вертикально, "другой — горизонтально. Два горизонтальнс расположенных ролика 13 подпружинень„э в приспособлениях-спутнл> ках предусмотрены выемки для >лх фиксации на ту)лбах-накопителях. На станкэх приспособления-спутники установлены нэ базовых направляющих 14 рабочего стола 15 станка.

Транспортная тележка < oaepжит чару ведущих и пару ведомых пневматических колес 16 и 17. связанных с рамой 18 тележ ки. Привод тележки выполнен в виде двухскоростного реверсивного гидромотора 19, сообщенного с гидростанцией 20, смонтированной на раме тележки. Путевое наппавление движения тележки осуществляется с помощью направляющего монорельса 21, жестко укрепленного на полу цеха вдоль трассы ее движения, и двух кронштейнов 22 с укрепленными на них двумя парами рплихов 23, охваты зэющих с обеих сторон монорвльс, Кронштейны 22 закре<>лены по краям корпуса нэ боковой стороне тележки. Кроме того, тележка снаб)кена двумя электромагнитными тормозами 24, взаимодеиствующи ми с монорельсом, и аварийными конечными выключателями 25. взаимодействующими с упора>ли 26, укрепленными на концах монорельса. Сабоих торцов на тележке смонтированы подпружиненные бамперы 27. Сверху на тележке установлен фонарь 28 проблесковой сигнализации.

В средней части тележки поперек ее продольной оси рагположен перегрузочный модуль 29, установленный на четырех опорных элементах 30 и 31 с возможностью сьема с них. Эле>ленты укреплены на раме по бокам тележки. Одна пара элементов рэс>)оложена со стороны станков, а другая — cn стороны тумб-нэкопителеи. В каждой паре один из опорных элементов >)ыполнен 0 Rèде вертикально у 73HQBflpíí(7< О штыря 30 со сферической рабочей поверхно<:ть>о;-. Цру

<ой в виде цилинд1)ич:.ского валика 31. О1)изон Г<>ль«о РГ)(:1РО дольнои Оси T:..ë< .æK)1 ОГ><1Г;,) .- <:ч и> (ч l)>y

In Н»й модy<1»l:) <>11(!()>I>. )л> >1 >11.,1

Г>О<.Г) Ц(.<>)<>"1,<1< у . Ii;>I Г)э)и1 g ":ill.;. II

20 7 <: ..J

35 л0

Cl 0 г. > .J

roI) 32 и 33. установленных нз боковых стенках модуля соответственно опорным элементам на тележке.

Базиру>ощие элементы 32 и 33 в каждой паре вblïoëíåíè в виде конического и призматического гнезд соответственно опорным э<>е>лентам 30 и 31. Корпус 34 перегрузочного модуля выполнен в форме короба, внутри которого смонтирован механизм перемещения приспособлений-спутников с модуля на станки или тумбу-накопитель и обратно. Нэ нижней стороне корпуса 34 жестко укреплены две вертикальные опорные стойки 35 с сэмоустанавливающимися роликами 36 на свободных концах. Стойки расположены поГ еречно относительно продольной оси тележки вблизи торцов корпуса 34, обращенных к станкам и ту>лбам-накопителям.

Каждая стойка выполнена полой и состоит из двух свинченных между собой час<ей для возможности регулирования ее дл 1ны. Сверху на боковых стенках корпуса

34 укреплены роликовые направляющие 37 для приспособлений-спутников, выполненные аналогично направляющим на тумбахнакопителях. Приспособление-спутник установлено на перегрузочном модуле асимметрично, э механизм перемещения приспособлений-спутников имеет разновеликие рабочие ходы в сторону станков и тумб-накопителей. Для этого механизм перемещения состоит из двух телескопических кареток 38 и

39 в форме короба, установленных одна в другой, и подвижного ползунэ 40, установленного во внутренней каретке 39. Наружная карегка 38 подвижно установлена на роликах внутри корпуса 34 перегрузочного модуля. Перемещение ее осуществляется гидроцилиндром 41, корпус которого укреплен под каретой на корпусе 34 перегрузочного модуля, а эпок связан с кареткой, име>ощей со стороны тумб-накопителей опорный ролик 42, посредством которого она взаимодействует с пластинами 43 нэ тумбах-накопителях, укрепленных в проемах последних.

Внутренняя каретка 39 также установлена на роликах и перемещэе>ся с помощью гидроцилиндрэ 44, укрепленного на ней, шток которого,;осредством кронштейна 45 скреплен с внешней кэре7 кой 38. Г1олзун 40 соединен ro штоком гидроцилиндра 46, укрепленного на внутренней каретке 39. Через ползун пропушен вэГ> 47, на котором по обе стороны ползунэ установлены захваты 48.

Вэ<1 47 ?????????? ????????o?????????? ?????????????????? ??????, ?? ??????????????> - скользящис LL)lloHKM (нэ чертеже не <1(7кэза>>ы1для по, 1())IIIHOI о зацепления с вэ 1011, Поворо< вэлэ о(-.ущ< ствляетгя гидроI(IIО л 4 9 ус<7ho>1ле>>Hhlм нэ крышке

I нд»<)цили»дрл 46 I 1)KjloP п111<.пособле1672704 ние-спутник на торце со стороны тумб-накопителей имеет паз (на чертеже не обозначен) под захваты 48, Под перегрузочным модулем на раме тележки смонтирован механизм съема-стыковки перегрузочного модуля с опорными элементами 30 и 31. Он выполнен в виде поперечно-подвижной каретки 50, перемещающейся на роликах в направляющих 51, укрепленных на раме тележки. Привод каретки осуществляется гидроцилиндром 52 с тремя фиксированными положениями и сквозным штоком. Корпус гидроцилиндра посредством кронштейна 53 жестко связан с кареткой, а шток упирается в кронштейны

54, укрепленные на раме тележки. Сверху на каретке вертикально смонтирован гидроцилиндр 55, шток которого сферическим шарниром связан с кареткой, а корпус жестко скреплен с приводной платформой 56. предназначенной для подъема-опускания и поперечного перемещения перегрузочного модуля, Платформа 56 расположена горизонтально под модулем 29 на незначительном расстоянии (70 — 80 мм) от него.

Для разгрузки штока от изгибающих усилий с противополо>кных сторон гидроцилиндра 55 на каретке укреплен ы два кронштейна

57, установленных с зазором относительно корпуса гидроцилиндра. Для обеспечения горизонтального положения платформы 56 при перемещении модуля 29 на нижней стороне

Ilo краям платформы и на тележке имеются две пары направляющих 53, располо>кенных поперек тележки, по которым перемещаются ролики двух пар шарнирно соединенных в каждой паре перекрещивающихся рычагов

59 типа ножниц, Рычаги с одной стороны соединены ребрами жесткости 60 с рычагами на противоположной стороне платформы. Для фиксации перегрузочного модуля на платформе на его нижней стороне укреплены прокладки 61 из антифрикцион ного материала, Для пропуска опорных стоек 35 в платформе 56, концентрично соответствующим стойкам 35, выполнены два отверстия, диаметр которых больше диаметра стоек, позволяющих модулю 29 перемещаться относительно платформы 56 при его позиционировании. Предварительное позиционирование тележки относительно станков и тумб-накопителей осуществляется с помощью двух подпружиненных самоустанавливающихся блоков 62, датчиков поиска 63 обслуживаемых объектов, установленных на тележке со стороны станков и тумб-накопителей. Блоки

62 в своих углах имеют подпружиненные колесики 64, а датчики выполнены в виде подпружиненных роликов (на чертеже не

55 обозначены), расположенных в ряд вертикально. На каждом станке и тумбе-накопителе установлены ловители 65 блока датчиков и выступы-реперы 66 с соответствующим кодовым количеством. Точное ориентирование перегрузочного модуля при загрузке-разгрузке и риспособлений-спутников осуществляется путем его пристыковки к станкам и тумбам-накопителям с помощью базирующих элементов 32, 33 и двух опорных элементов 67 и 68, установленных на каждом станке и тумбе-накопителе, а также плоских опорных пят 69 и 70, расположенных на полу соответственно у станков и тумб-накопителей по их оси.

Опорные элементы 67 и 68 выполнены идентично опорным элементам 30 и 31 на тележке — в виде штыря со сферической рабочей поверхностью и цилиндрического валика, соответственно расположенных на одной оси вдоль направления тележки.

Опорные элементы 67, 68 смонтированы на стыковочном узле 71, жестко укрепленном на станине каждого станка и тумбе-накопителе. Опорные элементы 67 — 68 предназначены для взаимодействия с базирующими элементами 32 и 33 перегрузочного модуля, а опорные пяты 69, 70 — для взаимодействия с его опорными стойками 35. На всех станках и тумбах-накопителях опорные элементы относительно направляющих 14 и 12 соответственно расположены идентично— отстоят от них по высоте и по оси объекта на одинаковых расстояниях Р и О, Так же на одном расстоянии Н от направляющих 14 и

12 приспособления-спутника расположены и опорные пяты 69 и 70. В связи с различными расположениями по высоте направляющих 14 на станках относительно пола (LI, Lz) из-за их конструктивных особенностей или неточности установки опорные пяты 69 у станков выполнены разновысокими. На таких же расстояниях P и Н от направляющих

37 приспособления-спутника на перегрузочном модуле расположены соответственно его базирующие элементы 32 и 33 и ролики опорных стоек 35. Для уменьшения эагроможденности трассы тележки и упрощения монтажа тумб-накопителей их опорные пяты 70 установлены заподлицо с полом, а тумбы-накопители смонтированы на регулируемых по высоте опорах 72. Для упрощения установки опорных элементов 67, 68 в необходимое положение снизу стыковочного узла 71 укреплены две бобышки 73 с регулировочными винтами 74, с помощью которых предварительно осуществляется выверка опорных элементов с последующим окончательным креплением стыковочного узла. Кроме того. предусмотрена регулировка по высоте опор1672704

55 ного элемента 67 с помощью винта 75, установленного в стыковочном узле. В нижней части стыковочного узла укреплены выступы-реперы 66, Для надежного фиксирования перегрузочного модуля на тележке и в рабочих положениях он снабжен устройством его прижима к опорным элементам 30, 31 и 67, 68. Оно состоит иэ двух узлов, каждый из которых смонтирован на опорной стойке 35 и содержит цилиндрическую пружину сжатия 76, установленную внутри стойки. Нижним торцом пружина опирается на дно стойки, а верхним — на поперечный штифт

77, свободно установленный в вертикальном сквозном пазу 78, выполненном в опорной стойке. Штифт взаимодействует с наружной шайбой 79, установленной на стойке под платформой 56. Через кольцо 80-иэ антифрикционного материала шайба 79 поджимается к платформе.

Силовое питание и управление тележкой 4 осуществляется посредством кабелей

81, прикрепленных к тележке с помощью кронштейна 82. Кабели перемещаются по роликам 83, укрепленным на полу вдоль Монорельса 21. Сматывание-разматывание кабелей осуществляется кабелеукладчиком 9.

Управление ГП С осуществляется системами управления станков и централизованной системой управления 11. электрически связанными между собой.

ГПС оаботает следующим образом.

Исходная позиция тележк« вЂ” на одном из крайних участков трассы; в исходном поло>кении перегрузочный модуль 29 опирается на опорные элементы 30, 31. Платформа

56 разомкнута с перегрузочным модулем, По получении от станка запроса на обслуживание с указанием хода операции и адреса объекта центральная система 11 управления выдает команды тележке на выполнение соответствующих операций, например снятие приспособления-спутника 2 с обработанной деталью со станка и установку его на одну из тумб-накопителей 3.

Включается гидростанц«я 20тележк«4, отключаются тормоза 24, включае<ся фонарь 28 проблесковой сигнализации, включается гидромотор 19. осуществля<ощий разгон и перемещение на маршевой скорости тележки по направлению к заданному стану, при этом трасса перемещения ollpeделяется монорельсом 21 и взаимодействующими с ним роликами 23. Пр«движении тележки блоки дат <икг>в 63 вяз«моде««вую< с ловителями 65 на станках «<умблх «з< и««

<еля><. По дп .<«ж<.lI« <а«кл с,.g

OTBI Tr TI<óIñ I< «м к<>д<««.< ° !

При повторном срабатывании соответствующих датчиков 63 при взаимодействии с реперами 66 на станке осуществляется останов тележки и срабатывание электромагнитных тормозов 24, Включается на подъем гидроцилиндр 55 и плита 56, достигнув перегрузочного модуля 29, поднимает его, снимая с опорных элементов 30, 31. При этом концы рычагов

59 перемещаются на своих роликах к середине плиты и тележки, обеспечивая горизонтальное положение плиты 56 с перегрузочным модулем. По окончании хода гидроцилиндра

55 включается соответствующий (на чертеже левой полостью) гидроцилиндр 52, осуществляющий перемещение каретки 50 вместе с цилиндром 55 и плитой 56 с перегрузочным модулем 29 поперек тележки к станку. Перемещение перегрузочного модуля осуществляется до положения, когда опорные элементы 67, 68 на станке попадаюг в зев базирующих элементов 32, 33 на модуле 29. После этого гидроц«линдром 55 опускается перегрузочный модуль. При взаимодействии базирующих элементов 32, 33 модуля 29 с опорными элементами 67, 68 станка платформа 56 продолжает опускаться и отходит от перегрузочного модуля, который в это время самоустанавливается на опорных элементах 67, 68, При этом дальняя от станка опорная стойка 35 перегрузочного модуля 29 опирается на рабочую плоскость опорной пяты 69 «r. помощью ролика 26 также самоустанавливается вместе с перегрузочным модулем, причем отверстия в платформе 56 обеспечивают свободное перемещение опорных стоек относительно платформы. При дальнейшем ходе гидроцилиндра 55 платформа 56 через шайбы 79 и штифты 77 сжимает пружины 76 в опорных стойках, прижимая тем самым перегрузочный модуль к опорным элементам 67, 58 на станке и опорной пяте 69, надежно фиксиpy

<и пола.

Затем с помощью гидроцилиндра 46

<>I ущес<вляе<ся перемещение ползуна 40 в

- II< <,»!y стл«ка ГидГ<о<««<«нлром 49 произ1672704

5

15

20 водится поворот вала 47 с захватами 49, при этом ближний к столу захват входит в паз приспособления-спутника, находящегося на станке. Обратным ходом гидроцилиндра

46 приспособление-спутник частично затаскивается на направляющие 37 перегрузочного модуля. Поворотом вала 47 захват 48 выводится из зацепления с приспособлением-спутником, ползун 40 вновь подается в сторону станка и в зацепление с приспособлением-спутником входит на этот раз дальний от станка захват. Повторным ходом гидроцилиндра 46 приспособление-спутник с деталью полностью затаскивается на перегрузочный модуль и удерживается на нем захватом 48, остающимся в рабочем положении. Снятие приспособления-спутника закончено, Включается гидроцилиндр 55 подъема, платформа 56 при своем перемещении поднимает перегрузочный модуль, снимая его с опорных элементов 67, 68 на станке и опорной пяты 69. По завершении рабочего хода включается гидроцилиндр 52 (правой полостью на чертеже) каретки 50 и платформа 56 с перегрузочным модулем сдвигается в симметричное относительно тележки положение, при котором базирующие элементы 32, 33 располагаются над опорными элементами 30, 31 тележки. Гидроцилиндр 55 включается на опускание перегрузочного модуля. При достижении базирующими элементами 32, 33 опорных элементов 30, 31 тележки платформа 56 отходит от перегрузочного модуля и он самоустанавливается на опорных элементах 30, 31 в исходное транспортное положение. При этом платформа 56 вновь сжимает пружины 76 в опорных стойках 35, что обеспечивает прижим перегрузочного модуля к опорным элементам 30, 31, Отключаются тормоза 24, включается маршевый мотор 19 и тележка с приспособлением-спутником движется к заданн ной тумбе-на копител ю.

Поиск тумбы-накопителя, предварительное позиционирование тележки. стыковка перегрузочного модуля с опорными элементами

67, 68 на тумбе-накопителе осуществляются аналогично обслуживанию станка, причем с опорной пятой 70, расположенной утумбы-накопителя, взаимодействует дальняя от тумбынакопителя опорная стойка 35 перегрузочного модуля.

Перегрузка приспособления-спутника на тумбу-накопитель осуществляется следующим образом, Первоначально срабатывает гидроцилиндр 41, перемещающий наружную каретку 38, при этом ее выдвигаемый конец входит в проем тумбы-накопителя и посредством ролика 42 опирается на пластину 43

55 на тумбе-накопителе. Затем включается гидроцилиндр 44, выдвигающий внутреннюю каретку 39 с ползуном 40, которая окончательно затаскивает приспособление-спутник на направляющие 12 тумбы-накопителя, на которой он фиксируется с помощью подпружиненных роликов 13. Выводится из зацепления захват

48 и обратными ходами гидроцилиндров 44 и

41 в исходное положение возвращается сначала внутренняя каретка 39, а затем наружная каретка 38. Аналогично работе со станком перегрузочный модуль отстыковывается от тумбы и занимает транспортное положение.

Далее тележка возвращается на один из крайних участков трассы, Цикл закончен.

Использование изобретения позволяет упростить конструкцию и уменьшить потребную производственную площадь для ГПС за счет исключения перегрузочных устройств, позволяет обеспечить перегрузку п риспособлений с транспортной тележки непосредственно на направляющие стола станка при одновременном снижении требований к точности их взаимного положения.

Формула изобретения

1. Гибкая производственная система, содержащая станки и тумбы-накопители с направляющими под приспособления-спутники, транспортную тележку для перемещения последних между стенками и тумбами-накопителями, включающую в себя установленный на опорных элементах перегрузочный модуль, на котором размещены направляющие под приспособления-спутники и механизмы перегрузки последних, базирующие элементы, выполненные на модуле для ориентации последнего относительно опорных элементов тележки, станков и тумб-накопителей соответственно, установленную под модулем приводную платформу, выполненную с возможностью вертикального перемещения, и устройство путевого направления тележки, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и экономии производственной площади, опорные элементы тележки установлены на ее корпусе, модуль снабжен устройством прижима его к опорным элементам и двумя поперечно расположенными относительно продольной оси тележки опорными стойками с самоустанавливающимися роликами, при этом в месте перегрузки приспособлений-спутников между тележкой, каждым станком и тумбойнакопителем установлены опорные пяты под ролики соответствующих опорных стоек, а модуль выполнен сьемным с опорных элементов тележки и с возможностью одновременного базирования на опорных эле1672704

12 ментах станков или тумб-накопителей и соответствующей опорной пяте посредством одной иэ стоек, при этом приводная платформа выполнена съемной с модуля при его базировании.

2. Система по и, 1, отличающаяся тем, что перегрузочный модуль установлен на опорных элементах тележки посредством базирующих элементов, выполненных с возможностью ориентации модуля относительно опорных элементов ста ков и тумбнакопителей.

3. Система по и, 1, отличающаяся тем, что опорные стойки выполнены полыми и со сквозными вертикальными пазами, а устройство прижима модуля к опорным элементам состоит из двух узлов, каждый из которых выполнен в виде наружной шайбы, установленной на с ойке под платформой с возможностью взаимодействия с последней, а также штифта, свободно установленного а вертикальном пазу стойки с возможностью взаимодействия с наружной ншп шайбой, и установленной внутри стойки цилиндрической пружины сжатия с возможностью взаимодействия нижним торцом со стойкой, а верхним — со штифтом.

5 4. Системапоп.1,отличающаяся тем, что в приводной платформе выполнены два отверстия, концентрично соответствующим опорным стойкам, диаметром, большим наружного диаметра указанных стоек.

10 5. Система поп,1, отличающаяся тем, что опорные пяты между тележкой и каждой тумбой-накопителем установлены эапод- лицо с полом, а тумбы-накопители снабжены регулируемыми по высоте опорами.

15 б, Система по и. 1, отличающаяся тем, что устройство путевого направления тележки выполнено в виде направляющего монорельса, установленного вдоль трассы ее перемещения, и двух роликов, охватыва?О ющих с обеих сторон рельс, установленных соответственно на двух кронштейнах, закрепленных по краям корпуса на боковой стороне тележки, 1672704

1672704

57

1672704

Фиг.5

И 2

1672704

1672704

1671701

1672704

Jul Я па5ернуво

Cb ã.l0

Составитель А. Мазя

Техред il, Моргентал г

Корректор И. Муска

Редактор А. Бер

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1976 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5