Коленчатый вал
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения - повышение надежности при сохранении жесткой фиксации накладок относительно шеек и расширение сферы использования. Шейка коленчатого вала (В) 1 вместе с установленной на ней накладкой 4 вращается во вкладышах 9. Выступы 6, взаимодействующие с пазами (П) 3 щек, удерживают накладку от проворачивания относительно шейки В 1, что предотвращает износ шейки. Выполнение элементов фиксации в виде радиальных П 3 на поверхностях щек исключает ослабление В 1 в зоне шеек. Кроме того, вариант выполнения П 3 со стороны смежной шейки позволяет осуществить благоприятное перераспределение пиковых напряжений в наиболее нагруженной зоне вала, что повышает надежность конструкции в целом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
s F 16 С 3/14
ГОСУДАРСТВЕ I+IblA КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР г !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
3 ил.
° (Ь (лЭ V
0 иг
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4766171/27 (22) 11,12.89 (46) 30.08.91. Бюл. № 32 (71) Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт "Госавтотрансниипроект" (72) А.Н.Клейнер. И.С.Габа, П.Н.Ратушняр и
И.Б.Лейви (53) 621.824.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1597455, кл. F 16 С 3/14, 1987. (54) КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания, Цель изобретения — повышение надежности при со, Я3,„, 1673764 А1 хранении жесткой фиксации накладок относительно шеек и расширение сферы использования. Шейка коленчатого sane (В) 1 вместе с установленной на ней накладкой 4 вращается во вкладышах 9. Выступы 6, взаимодействующие с пазами (П) 3 щек, удерживают накладку от проворачивания относительно шейки В 1, что предотвращает износ шейки. Выполнение элементов фиксации в виде радиальных A 3 на поверхностях щек исключает ослабление В 1 в зоне шеек. Кроме того, вариант выполнения П 3 со стороны смежной шейки позволяет осуществить благоприятное перераспределение пиковых напряжений в наиболее нагруженной зоне вала, что повышает надежность конструкции в целом. 2 з.п. ф-лы, 1673764
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения — повышение надеж- 5 ности при сохранении жесткой фиксации накладок относительно шеек и расширения сферы использования, На фиг. 1 и 2 показаны различные виды секций вала; на фиг. 3 — развертка накладки. 10
Коленчатый вал состоит иэ последовательно расположенных секций, каждая иэ которых включает шейку 1, ограниченную по длине щеками 2. На боковой поверхности щеки 2, обращенной к шейке 1, выпол- 15 нены пазы 3. На шейке 1 установлена накладка 4, выполненная из изогнутой тонкой стальной ленты, концы 5 которой сжаты встык, Торцы накладки 4 снабжены выступами 6, взаимодействующими с пазами 3. В 20 накладке выполнено отверстие 7, которое совпадает с выходом масляного. канала 8 в шейке 1. Наружная поверхность накладки взаимодействует с вкладышами 9. К щекам
2 примыкают шейки 10, смежные с шейкой 25
1.
Узел работает следующим образом.
Шейка коленчатого вала 1 вместе с установленной на ней накладкой 4 вращается во вкладышах 9. Выступы 6, взаимодейству- 30 ющими с пазами 3 щек, удерживают накладку от проворачивания относительно шейки вала 1, что предотвращает износ шейки.
При использовании предлагаемой конструкции узла достигается положительный 35 эффект, который заключается в том, что эа счет легкосъемных накладок повышается ремонтопригодность узла. При этом, предлагаемый способ крепления накладки к валу позволяет его использовать практически 40 для любой конструкции узла.
Предлагаемое крепление накладок может быть эффективно использовано при ремонте двигателей, серийно выпускаемых беэ накладок. В этом случае, в связи с мень- 45 шей твердостью коленчатого вала в зоне его щеки, его механическая обработка упрощается, При обеспечении надежности крепления накладки отпадают ограничения в размерах выступов и пазов и появляется возможность выполнения нескольких элементов крепления, Наименьшая высота щеки над поверхностью шейки со стороны, противоположной Чмежной шейке, позволяет выполнить радиальные пазы в указанном месте наиболее технологично. Однако возможен вариант выполнения радиальных пазов и со стороны смежной шейки, что позволяет осуществить перераспределение пиковых напряжений в наиболее нагруженной зоне и тем самым еще более повысить надежность.
Формула изобретения
1. Коленчатый вал, включающий ограниченные по длине щеками коренные и шатунные шейки, выполненные с каналами для подвода смазки в зону рабочих поверхностей шеек, и снабженный установленными на шейках тонкостенными накладками, выполненными s виде свернутой в кольцо ленты с отверстием, расположенным концентрично выходу соответствующего смазочного канала, причем коленчатый вал и указанные накладки выполнены с элементами взаимной фиксации в окружном направлении, расположенными в зоне сопряжения шеек с щеками, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности при сохранении жесткой фиксации накладок относительно шеек и расширения сферы использования, элементы взаимной фиксации вала выполнены в виде расположенных на соответствующих щеках радиальных открытых на периферии пазов, а элементы фиксации накладок — в виде ответных аксиальных выступов, расположенных в указанных пазах и выполненных за одно целое с накладкой, 2. Вал по п.1. отличающийся тем, что радиальные пазы на соответствующих поверхностях щек расположены со стороны. противоположной смежной шейке, 3. Вал поп.1,отличающийся тем, что радиальные пазы на соответствующих поверхностях щек выполнены со стороны смежной шейки.
1673764 б
Риг Я
Составитель А.Морозов
Техред М.Моргентал Корректор M.Ïîæî
Редактор Ю.Середа
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2905 Тираж 412 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5