Способ определения радиального зазора в подшипниках
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к подшипниковой промышленности и позволяет повысить точность определения радиального зазора в подшипниках. Способ заключается в закреплении внутреннего кольца испытуемого подшипника 2 на валу-оправке 1, а наружного кольца относительно внутреннего с помощью шайб 3 и 4 и гайки 5. В генераторе 6 наводится переменное высокочастотное электромагнитное поле. Из-за наличия радиального зазора тела качения подшипника 2 начинают испытывать вынужденные колебания, которые вызывают вибрационные шумы в подшипнике, регистрируемые вибродатчиком 7. По вибрационным шумам определяют амплитуду перемещений тел вращения. Сравнивая значение амплитуды с эталонным, определяют величину радиального зазора. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
rs»s G 01 М 13/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
l !
4 (лЭ
О
Риг
ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 3732554/27 (22) 04.01.84 (46) 30,08.91. Бюл, М 32 (72) Б.И,Егурнов, Л,И.Танцура, О.М.Боглов, Е,Н.Коновалов, О.А.Мерецкий, А.В,Артемьев и Г.А.Короткевич (53) 621.822.6(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
N849031,,кл. G 01 М 13/04, 1979. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ПОДШИПНИКАХ (57) Изобретение относится к подшипниковой промышленности и позволяет повысить точность определения радиального зазора в подшипниках, Способ заключается в эа5U 1673907 A1 креплении внутреннего кольца испытуемого подшипника 2 на валу-оправке 1, а наружного кольца относительно внутреннего с помощью шайб 3 и 4 и гайки 5. В генераторе
6 наводится переменное высокочастотное электромагнитное поле. Из-за наличия радиального зазора тела качения подшипника
2 начинают испытывать вынужденные колебания, которые вызывают вибрационные шумы в подшипнике, регистрируемые вибродатчиком 7. По вибрационным шумам определяют амплитуду перемещений тел вращения, Сравнивая значение амплитуды с эталонным, определяют величину радиального зазора, 3 ил.
1673907
Составитель А. Серов
Техред M.ÌoðleHòàë
Корректор M. Кучерявая
Редактор Н. Горват
Заказ 2912 Тираж 343 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для измерения радиального зазора в подшипниках качения.
Цель изобретения — повышение точности определения радиального зазора в подшипниках.
На фиг.1 представлена схема устройст.ва для реализации способа; на фиг.2 — стилизованная картина действия радиальной и осевой сил на тела качения; на фиг.3 — стилизованные графики изменения радиальной и осевой сил во времени и по величине.
Устройство для реализации способа (фиг.1) содержит вал-оправку 1 с испытуемым подшипником 2, шайбы 3 и 4, гайку 5, генератор переменного электромагнитного поля 6, вибродатчик 7, Способ осуществляют следующим образом.
На валу-оправке 1 жестко закрепляют внутреннее кольцо испытуемого подшипника 2, а наружное кольцо подшипника жестко закрепляют относительно внутреннего с помощью шайб 3 и 4 и гайки 5. В генераторе 6 наводится переменное высокочастотное электромагнитное поле, которое вращается вокруг оси подшипника 2, при этом на тела . качения действуют радиальная Fy и осевая
F> силы (фиг.2), которые меняются во времени и по величине (фиг.3).
Иэ-эа наличия радиального зазора тела качения испытываемого подшипника 2 начинают совершать вынужденные колебания д
У между его вну-ренним и наружным кольцами, при ем в резуль, ате воздействия переменных п; неправ ению ео времени и по величине . -дпзльной v, осевой сил место
5 соприкоснове ия ел качения с поверхностями внутренн о и наружного колец подшипника 2 изменяется, что приводит к усреднению значения амплитуды колебаний тел качения, Колебание тел качения вы10 зывает вибрационные шумы в подшипнике, которые регистрируются вибродатчиком 7.
По вибрационным шумам определяют амплитуду перемещений тел качения и по результату сравнения ее с эталонным
15 значением.определяют величину радиального зазора.
Способ позволяет при небольших энергоэатратах с большой точностью определять радиальный зазор в подшипниках
20 качения.
Формула изобретения
Способ определения радиального зазора в подшипниках, заключающийся в том, что закрепляют на валу внутреннее кольцо
25 испытуемого подшипника, прикладывают к подшипнику переменную по направлению радиальную нагрузку, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения,. перед приложением радиальной
30 нагрузки закрепляют жестко относительно внутреннего наружное кольцо испытуемого подшипника, а переменную по направлению радиальную нагрузку изменяют по величине и по времени, затем регистрируют
35 вибрационные шумы подшипника.