Способ изготовления каркасных электрических катушек

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для изготовления катушек электрических машин. Цель - улучшение качества путем обеспечения плотной намотки и уменьшение продольных деформаций провода. Для этого при намотке первого слоя катушки осуществляют дополнительную компенсацию натяжения провода роликом 15, форма которого эквидистантна форме каркаса 14, а периметр рабочей поверхности ролика меньше периметра каркаса на величину, равную величине деформации провода, длина которого равна периметру каркаса 14, под действием натяжного усилия. Оси ролика 15 и каркаса 14 параллельны. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИК (и Н 01 F 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTKPblTVIHM

ПРИ ГКНТ СССР

":,"1 )Р У

"Ггр

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21). 4639832/07 (22) 19,01.89 (46) 30,08.91. Бюл. 1Ф 32 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский институт технологии электрических машин малой мощности (72) Г.И,Туманишвили, Г.П.Месхия и Н,В.Габуния (53) 621.318.44(088. 8) (56) Патент ФРГ N. 2152185, кл, Н 01 F41/06,,опубл. 1973.

Авторское свидетельство СССР

М 1354267, кл. Н 01 F 41/06, 1987, (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАРКАСНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КАТУШЕК

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для изготовления катушек электрических машин.

Целью изобретения является улучшение качества путем обеспечения плотной намотки и уменьшения продольных деформаций провода.

На чертеже представлен общий вид устройства для изготовления каркасных электрических катушек.

Устройство @ля намотки электрических катушек содержит станину 1 с приводным электродвигателем 2 и шкивом 3, передающим посредством ремня 4 вращательное движение шкиву 5, установленному на оси

6, на которой установлен и шкив 7, который в свою очередь посредством ремней 8 и 9 передает вращательное движение шкивам

„„SU„„1674275 А1 (57) Изобретение относится к злектромашиностроению и может быть использовано для изготовления катушек электрических машин. Цель — улучшение качества путем обеспечения плотной намотки и уменьшение продольных деформаций провода. Для этого при намотке первого слоя катушки осуществляют дополнительную компенсацию натяжения провода роликом 15, форма которого зквидистантна форме каркаса 14, а периметр рабочей поверхности ролика меньше периметра каркаса на величину, равную величине дефорл1ации провода, длина которого равна периметру каркаса 14, под действием натяжного усилия, Оси ролика 15 и каркаса 14 параллельны, 1 ил, 10 и 11,.закрепленным на одном конце валов 12 и 13. На другом конце. валов 12 и 13 соответственно установлен каркас (катушка) 14 и натяжной ролик 15, форма которых эквивалентна. Разность между их периметрами равна величине деформации провода длиной, равной периметру каркаса при воздействии на провод натяжного усилия. Натяжной ролик и каркас расположены идентично и в процессе работы их большая и малая оси симметрии параллельны, причем натяжной ролик и каркас кинематически связаны и вращаются с одинаковой угловой скоростью.

Форма выполнения натяжного ролика, его периметр, расположение относительно каркаса и синхронное вращение с каркасом способствуют обеспечению минимальной разности между мгновенными скоростями сматывания провода с натяжного ролика и

1674275 ега наматывания на каркас и минимальной импульсности натяжения при намотке.

Устройство снабжено также узлом 16 для предварительного натяжения провода

17, направляющими 18 провода от смоточнай катушки 19 к узлу 16 для предваритег ьного натяжения, компенсатором 20, включающим ролики 21, 22 и шток 23, Способ изготовления каркасных электрических катушек осуществляется следующим образом, Предварительно провод 17 от смоточной катушки 19 через направляющие 18 подают на натяжной ролик 15, огибая его петлей, Затем провод 17, огибая первый ролик 21, ролик 22, второй ролик 21 компенсатара 20, падают на каркас 14 и закрепляют на нем, Включают устройство и от приводного электродвигателя 2 посредствам шкива 3, ремня 4, шкива 5, ремней 8, 9 и шкивов 10, 11 вращательное движение передается соответственно каркасу 14 и натяжному ролику 15, Происходит намотка провода 17, подаваемого от натяжного ролика 15 на каркас 14, при этом при намотке первого слоя катушки осуществляют компенсацию натяженля провода за счет разности периметров натяжного ролика 15 и каркаса 14.

При однослойной намотке натяжной ролик позволяет сохранить постоянную деформацию провода и соответственно заданное его натяжение. При многослойной намотке периметр тела намотки возрастает, чта приводит к повышению как деформации, так и натяжения провода. При повышении натяжения выше заданной величины компенсация дг ины провода осуществляется за счет перемещения штока 23 компенсатора 20, что позволяет сохранить заданное натяжение провода.

После окончания намотки устройство выключают, конец провода закрепляют на удаляемом каркасе 14, а вместо него устанавливают другой каркас, к которому подводят провод и закрепляют на нем. Шток 23 компенсатора возвращают в исходное положение и в вышеуказанной последовательно5 сти производят намотку провода на вновь установленный каркас 14.

Следует отметить, что при намотке провода на некруглый каркас наибольшая нагрузка на провод приходится при намотке

10 первого слоя, так как с уменьшением радиуса изгиба увеличивается нагруженность провода и его предрасположенность к разрешению, а контактирование провода с каркасом на его гранях, имеющих 15 минимальный радиус закругления по сравнению с радиусом изгиба провода по мере набора витков, приводит к его перегрузке.

Кроме того, при многослойной намотке уменьшается плотность прилегания витков

20 к телу намотки. B описываемом устройстве повышение плотности прилегания витков к телу намотки по мере набора слоев достигается за счет подбора соответствующего сопротивления перемещения штока 23

25 компенсатора 20 (например, за счет пружины) и за счет дополнительной компенсации роликом 15.

Формула изобретения

Способ изготовления каркасных элект30 рических катушек, согласно которому провод наматывают на каркас с компенсацией неравномерного натяжения провода, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью улучшения качества путем обеспечения плотной намот35 ки и уменьшения продольных деформаций провода, при намотке первого слоя катушек осуществляют дополнительную компенсацию натяжения провода роликом, форма которого эквидистантна форме каркаса

40 катушки, а периметр рабочей поверхности ролика меньше периметра каркаса на величину, равную величине деформации провода, длина которого равна периметру каркаса под действием натяжного усилия, Составитель И. Белая

Редактор Е. Зубиетова Техред M.Moðãåíòàë Корректор, M. Демчик

Заказ 2930 Тираж 349 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101