Способ прокатки полосовой стали
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокате полосовой стали. Цель изобретения - повышение точности размеров полосы путем формирования острых кромок с прямыми углами. Деформацию подката вначале ведут в подготовительном четырехвалковом калибре универсальной клети, а затем в чистовом калибре на гладкой бочке. Горизонтальными валками универсальной клети на полосе формируют поперечную разнотолщинность в виде четырех симметрично расположенных относительно осей калибра, постоянно увеличивающихся по высоте в направлении к боковым кромкам полосы, утолщений. В чистовом проходе на гладкой бочке полученную разнотолщинность раскатывают до ровной поверхности. Ширину подката для чистового прохода определяют по математическому выражению в зависимости от ширины и толщины готовой полосы и максимальной высоты утолщений на подкате перед чистовым проходом . 5 ил., 1 табл. (Л С
СОЮЗ COBEiCКИХ
СОЦИАЛИ< ТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sl)s В 21 В 1/08
ГОСУДАРСТВЕППЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОГРЕТЕПИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКПГ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4715554/02 (22) 02.07.89 (46) 07.09.91. Бюл. N. 33 (71) Днепродзержинский индустриальный институт им М.И, Арсеничева (72) В.Н, Ершов, А.A. Рудков, В.В, Малюк.
А.Г, Баталов и И.И. Шкурко (53) 621.771,237. 04(088,8) (56) Демидов Б.Б., Литовченко Н.В. Калибровка прокатных валков, М.: Металлургия, 1979, с, 176-179, рис. 113 †1, табл. 73, Нехаев Н.Е., Руднов А.А., Малюк В,В. и др. Прокатка полосовых профилей с использованием чистового четырехвалкового калибра. — Бюллетень НТИ, Черная металлургия, 1988, М 5, с. 47. (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ ПОЛОСОВОЙ
СТАЛИ (57) Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокате полосовой стали. Цель изобреИзобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокатке полосовой стали.
Цель изобретения — повышение точности размеров полосы путем формирования острых кромок с прямыми углами.
На фиг. 1 показана схема, поясняющая процесс формирования утолщений на подкате в четырехвалковом калибре (заштрихованные участки — смещенный объем металла в результате деформации/ пунктирные — очертание чернового подката); на фиг.
2- график соотношения высоты утолщений на подкате от толщины готовой полосы (заштрихованная часть соответствует "рабочему диапазону"); нэ фиг. 3 — схема, „., SU „„1674998 А1 тения — повышение точности размеров полосы путем формирования острых кромок с прямыми углами. Деформацию подката вначале ведут в подготовительном четырехвалковом калибре универсальной клети, а затем в чистовом калибре на гладкой бочке.
Горизонтальными валками универсальной клети на полосе формируют поперечную разнотолщинность в виде четырех симметрично расположенных относительно осей калибра, постоянно увеличивающихся по высоте в направлении к боковым кромкам полосы, утолщений. В чистовом проходе на гладкой бочке полученную разнотолщинность раскатывают до ровной поверхности.
Ширину подката для чистового прохода определяют по математическому выражению в зависимости от ширины и толщины готовой полосы и максимальной высоты утолщений на подкате перед чистовым проходом. 5 ил„1 табл. поясняющая формирование кромок полосы при обжатии на гладкой бочке, начальная стадия (заштрихованные участки — смещенный объем металла в результате обжатия); на фиг. 4 — то же, конечная стадия (заштрихованные участки — смещенный объем металла в результате обжатия; пунктирные— очертания раската в процессе деформации, стрелки — направляющие уширения); на фиг.
5 — схемы калибровки полосовой стали по и редлагаемому способу, Способ осуществляется следующим образом.
Полученный в черновых калибрах полосовой подкат 1 обжимают в чеетырехвалковом калибре, образованном двумя гладкими
1674998
А — а c=h ЛЬ
20 где ЛЬ вЂ” уширение металла в чистовом проходе или
12 а =h ЛЬ; (2) „, 12а2
h (3) 30
Таким образом, требуемый размер ширины Во подката составляет
Во =Ь вЂ” 12а
35 (4) Аналитически и экспериментально определено, что выбор значения а обусловлен двумя показателями: толщиной полосы и ве- 40 личиной уширения. Проведенные опыты показали, что при уширении не более 2,0 мм качество боковых кромок полосы и точность их размеров удовлетворяют требованиям стандартов на поставку полосового проката 45 с острыми кромками и высокой точностью.
Поэтому на основании уравнения (3) построен график (фиг. 2), из которого следует, что в зависимости от толщины полосы диапазон значений а находится в пределах 0,5-1,1 50 мм. "Рабочая" часть графика заштрихована, Для нее составлена таблица рекомендуемых значений а в зависимости от толщины полосы h.
Применение в предчистовом прохо- 55 де четырехвалкового калибра обеспечивает получение требуемого и точного размера Во, При обжатии полученного подката 6 на гладкой бочке в первую очередь деформиругоризонтальными 2 и двумя вертикальными
3 валками. По краям бочки горизонтальных валков выполнены уклоны 4, благодаря которым на подкате образована поперечная раэнотолщинность в виде четырех симмет- 5 рично расположенных относительно осей четырехвалкового калибра постепенно увеличивающихся по высоте в направлении к боковым кромкам полосы утолщений 5. Соотношение между максимальной высотой 10 утолщений а и базовым размером с во избежание образования закатов принято равным 1:6, что общепринято. Исходя из положения, что объем металла, смещенного в чистовом проходе иэ участков 5, равен 15 объему металла, поступающего в зоны уширения, получено соотношение ются утолщения 5 (фиг. 3), Ввиду малой площади контакта металла с поверхностью валков силы трения, возникающие на контактной поверхности и препятствующие уширению металла, незначительны. Поэтому при обжатии утолщения интенсивно уширяются. Причем заданная форма и размеры утолщений обеспечивают максимальное уширение 7 со стороны кромок, т.е. со стороны максимального обжатия, и предотвращают получение закатов на поверхности раската, По мере дальнейшего обжатия подката (фиг, 4) увеличивается контакт металла r. валками и возрастают силы трения на контактной поверхности, В результате уширение металла в приконтактных слоях затруднено. B этом случае уширяются средние слои 8 раската. В ито е происходит выравнивание кромок и получают кромки полосы с прямь ми углами.
Пример. Для получения полосовой стали сечением 5,5 х 20 мм высокой точности согласно предлагаемому способу разработана калибровка (фиг, 5), предусматривающая получение профиля за два прохода в холодном состоянии из полосового подката 7,5 х 20 мм.
Для получения полосы h x b = 5,5 х 20 мм и кромок с прямыми углами в четырехвалковом калибре предусмотрено формирование постепенно увеличивающихся по высоте в направлении к боковым кромкам полосы утолщений с максимальной высотой а =
= 0,8 мм и шириной с =- 4,5 мм, Согласно предлагаемому способу ширину подката в четырехвалковом калибре определяем по соотношению (4), В = 18,6 мм.
Предлагаемый способ позволяет получить острые кромки на широких и тонких полосах. Использование его при производстве полосовой стали высокой точности позволит получить заданные профили холодной прокаткой вместо волочения, Формула изобретения
Способ прокатки полосовой стали, включающий деформацию подката вначале в подготовительном четырехвалковом калибре универсальной клети, а затем в чистовом проходе на гладкой бочке клети дуо, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности размеров полосы путем формирования острых кромок с прямыми углами, в подготовительном четырехвалковом калибре с помощью профилировки горизонтальных валков на полосе формируют поперечную разнотолщин ность в виде четырех симметрично расположенных относительно осей четы рехвалкового калиб1674998
h,ìì
4 5 6 7 8
О.б
0,7 — 0,8 0,8 — 0,9 0,8 — 1,0 0,9 — 1 1 1,0-1 1
0,5 а,мм
2,1 ра, постепенно увеличивающихся по высоте в направлении боковых кромок полосы утолщений, которые в чистовом проходе раскатывают до ровной поверхности. осуществляя для этого обжатия, превышающие по своей величине двукратную максимальную высоту утолщений, а ширину подката для чистового прохода устанавливают равной
В =b 12а
h где 8o — ширина подката, требуемая для чистового прохода, мм;
Ь и h — ширина и толщина готовой полосы, мм; э — максимальная высота утолщений на подкате перед чистовым проходом, мм.
1674998
Рб
Составитель Н, Булкин
Техред М.Моргентал
Корректор О,КундГна
Редактор А,Козориз
Заказ 2959 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГК((! (. ССР
113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород. ул.Гагарина 101