Униполярный электрический двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - обеспечение пожарои взрывобезопасности, Униполярный электрический двигатель содержит индуктор с ферромагнитным стаканом 1 и неподвижной обмоткой 2 возбуждения. Якорь 3 снабжен зубчатым магнитопроводом 4, на котором размещены стержни 5 обмотки 6 якоря 3 и соединительные проводники 7. Стержни 5 размещены в зубцах, а проводники - в пазах зубчатого магнитопровода 4 Токоподвод к обмотке 6 якоря 3 выполнен в виде безконтактногр вращающегося трансформатора с соосными кольцевыми катушками 9 и 10, размещенными на неподвижном 11 и подвижном 12, магнмтопроводах. Катушка 9 подключена к переменному напряжению, а катушка 10 - к блоку 15 выпрямителей, к выходу которого подсоединена обмотка 6. Подключение стержневой обмотки 6 якоря 3 через бесконтактный токоподвод повышает пожарои взрывобезопасность униполярного двигателя 2 ил сл С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (st)s Н 02 К 31/00
ГОСУДАРСТВЕ Н ЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
Ф »
Ы
I -,с..- Д( авн »
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (/)
C (21) 4665996/07 (22) 23.03.89 (46) 07,09.91. Бюл. hh 33 (71) Ленинградский политехнический институт им, M.È.Êàëèíèíà (72) К.К,Ким и И.И.Леквеишвили (53) 621.313.293 (088,8) (56) Суханов Л.А. и др. Электрические униполярные машины.— М.: Информэлектро, 1964, с. 110.
Заявка ФРГ M 2600889, кл. Н 02 К 31/02, 1980, Бертинов А.И. и др. Униполярные электрические машины с жидкометаллическим токосьемом.— M.— Л.: Энергия, 1966, с. 32. (54) УНИПОЛЯРНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ
ДВ И ГАТ ЕЛ Ь (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — обеспечение пожаро- и вэрывобезопасности. Униполярный
Изобретение относится к электротехнике, в частности к униполярным электрическим двигателям.
Цель изобретения — повышение пожаро- и взрывобезопасности.
На фиг.1 показана конструкция униполярного двигателя; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.
Двигатель содержит индуктор с ферромагнитным:стаканом 1 и неподвижной обмоткой 2 возбуждения. Концентрично ферромагнитному стакану 1 размещен якорь 3 с зубчатым магнитопроводом 4. На магнитопроводе 4 в теле зубцов размещены стержни 5 обмотки 6 якоря 3, а проводники
7, соединяющие последовательно включен„„5U 1676021 Al электрический двигатель содержит индуктор с ферромагнитным стаканом 1 и неподвижной обмоткой 2 возбуждения. Якорь 3 снабжен зубчатым магнитопроводом 4, на котором размещены стержни 5 обмотки 6 якоря 3 и соединительные проводники 7.
Стержни 5 размещены в зубцах, а проводники — в пазах зубчатого магнитопровода 4.
Токоподвод к обмотке 6 якоря 3 выполнен в виде безконтактного вращающегося трансформатора, с соосными кольцевыми катушками 9 и 10, размещенными на неподвижном 11 и подвижном 12. магнитопроводах. Катушка 9 подключена к переменному напряжению, а катушка 10- к блоку 15 выпрямителей, к выходу которого подсоединена обмотка 6. Подключение стержневой обмотки 6 якоря 3 через бесконтактный токоподвод повышает пожаро- и взрывобезопасность униполярного двигателя. 2 ил, 4 ные стержни 5, расположены в пазах 8 между зубцами зубчатого магнитопровода 4, Токоподвод к обмотке 6 якоря 3 выполнен в виде дополнительного вращающегося трансформатора с соосными кольцевыми катушками 9 и 10. Одна из катушек 9 неподвижно расположена на стаканообразном магнитопроводе 11 и подключена к источнику переменного напряжения. Вторая катушка 10 вращающегося трансформатора размещена на гладком магнитопроводе 12, установленном с двумя зазорами 13 и 14 относительно неподвижного магнитопровода 11, Катушка 10 подключена к блоку выпрямителей 15, с выходом которого соединена обмотка 6 якоря 3. Магнитопро1676021 воды 4 и 12 соединены через немагнитную прокладку 16, а ферромагнитный стакан 1 и магнитопровод 11 — г осредством немагнитного кольца 17.
При работе двигателя катушка 9 транс- 5 форматора запитывается переменным электрическим током, Создаваемый катушкой 9 магнитный поток замыкается (путь замыкания.показан пунктирной линией). Так как переменный магнитный поток проходит че- 10 рез катушку 10, то в последней индуктируется переменная ЭДС, Катушка 10 через выпрямительный блок 15 замыкается на обмотку 6 якоря 3, поэтому в обмотке 6 будут течь постоянный электрический ток, (на- 15 правление тока соответствует случаю, представленному на фиг„1). При подключении обмотки 2 возбуждения на постоянное напряжение в ней будет течь постоянный ток, который, в свою очередь, создает постоян- 20 ное магнитное поле. Постоянное магнитное поле, создаваемое обмоткой возбуждения
12 (путь замыкания показан сплошной линией). В результате электромагнитного взаимодействия тока I>, протекающего по 25 стержневой обмотке 6 якоря 3, с постоянным немагнитным полем, создаваемым обмоткой 2 возбуждения, якорь 3 униполярного двигателя придет во вращение, Подключение обмотки 6 к выпрямитель- 30 ному блоку 15 осуществляется двумя проводами, Причем проводники 7, в которых направление тока 4 противоположно направлению тока I> в стержнях 5 обмотки 6, помещены в пазу 8 зубчатого магнитопрово- 35 да 4, где величина магнитного поля на 3-4 порядка меньше, чем в рабочей зоне — в ферромагнитном зубце. Поэтому тормозной
7 электромагнитный момент, связанный с протеканием тока I> по обратному проводу, значительно меньше рабочего вращающего момента.
Замена жидкостного контактного токоподвода в униполярном двигателе бесконтактным трансформаторным токоподводом с выпрямителем с соответствующим изменением конструкции якоря приводит к уменьшению пожаро- и взрывобезопасности двигателя, Формула изобретения
Униполярный электрический двигатель, содержащий внешний ферромагнитный индуктор с обмоткой возбуждения, концентрично ему установленный якорь со стержневой обмоткой и магнитопроводом и токоподвод к стержневой обмотке якоря с соединительными проводниками, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения пожаро- и взрывобезопасности, он снабжен немагнитной прокладкой, токоподвод выполнен в виде бесконтактного вращающегося трансформатора с соосными кольцевыми катушками, установленными в неподвижном и подвижном магнитопроводах, и блока выпрямителей, а магнитопровод якоря выполнен зубчатым, при этом стержни якорной обмотки соединены последовательно и расположены в теле зубцов, а проводники, соединяющие стержни, в пазах зубчатого магнитопровода якоря, причем подвижный магнитопровод вращающегося трансформатора закреплен на якоре и отделен от зубчатого магнитопровода немагнитной прокладкой, а обмотка якоря подключена к блоку выпрямителей.
13 10 gl
1676021
Составитель S.Íèêàíoðîâ
Техред M.Моргентал Корректор М.Максимишинец
Редактор О.Хрипта
Заказ 3010 Тираж 313 Подписное
ВНИИПИ Государственного. комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101