Гидравлическая система управления функциональными элементами коробки передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, переключаемым на ходу. Цель изобретения - повышение надежности работы . Гидравлическая система управления фрикциональными элементами коробки передач содержит гидронасос 1, перепускной клапан 2, устройство 3 для кратковременной подпитки выключаемой передачи, включающее в себя делитель 17 потока и клапан 16 подпитки, которое соединено магистралями 12 и 15 с избирателем 4 передач. В золотнике последнего размещен шариковый клапан, выполненный в виде плавающего шарика 10 и пружин 11, который обеспечивает связь выключаемого фрикционального элемента с клапаном 16 подпитки. 4 ил. С «Ч о 00 ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 41 /00

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

@)ГСОИЗНЯ

1ц" Г " М 1ИИЖ66 i

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4610909/11 (22) 02.11.88 (46) 15,09.91. Бюл. N. 34 (71) Украинский филиал Государственного научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) П. С, Ким, В. А. Кихтенко, И. Ф, Кравчук и Н, С. Пилипенко (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 526535, кл. В 60 К 41/00, 1976.!

Ж „„1676851 А1 (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОНАЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КОРО Б КИ П Е P ЕДАЧ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, переключаемым на ходу. Цель изобретения — повышение надежности работы. Гидравлическая система управления фрикциональными элементами коробки передач содержит гидронасос 1, перепускной клапан 2, устройство 3 для кратковременной подпитки выключаемой передачи, включающее в себя делитель 17 потока и клапан

16 подпитки, которое соединено магистрами 12 и 15 с избирателем 4 передач. В лотнике последнего размещен шариковый апан, выполненный в виде плавающего арика 10 и пружин 11, который обеспечиет связь выключаемого фрикционального емента с клапаном 16 подпитки. 4 ил.

1676851

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, переключаемым на ходу.

Целью изобретения является повышение надежности работы.

На фиг. 1 представлена гидравлическая схема гидросистемы в установившемся режиме передачи; на фиг. 2 — избиратель передач, общий вид; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг, 2; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 2.

Гидравлическая система содержит гидронасос 1, перепускной клапан 2, устройство 3 для кратковременной подпитки выключаемой пер дачи, избиратель 4 передач с ручным упра:»лением, каналы 5-8 подвода масла к гидроцилиндрам фрикционных элементов к валу 9 и переключа ощее устройство, выполненное в виде установленно-!

ro в избирателе 4 передач шарикового клапана с плавающим шариком 10 и пружинами 11.

Переключающее устройство связано каналом 12 с устройством 3 для кратковременной подпитки выключаемой передачи и соединяется с соответствующими каналами

5-8 подвода жидкости к цилиндрам фрикционных элементов.

Клапан избирателя 4 передач имеет дроссельные отверстия 13 для сорединения выключенных фрикционных элементов со сливным каналом 14. Кроме того, он магис алью (каналом) 15 связан с устройством 3 для кратковременной подпитки выключаемой передачи; которое включает в себя клапан 16 подпитки и делитель 17 потока, в золотнике которого выполнено дроссельное отверстие 18. Избиратель 4 передач ,. ключает в себя проточки 19 и 20 (фиг, 2), три паза 21, 22 (фиг. 3), 23 и радиальное отверстие 24 (фиг. 3, 4) для связи гидроцилиндра фрикционной муфты с нагнетательной маггистралью 15 и каналом 12 подпитки.

В установившемся режиме включенной, например передачи (фиг, 1, фиг. 3) гидронасосом 1 через канал 15 создается давление в канале 5, определяемое регулировкой перепускного клапана 2, Золотник клапана 16 подпитки смещен вправо и перекрывает канал 12. В описываемом режиме по каналам 15 и 5 подается незначительное количество жидкости, необходимое лишь для компенсации утечек, При этом благодаря незначительному перепаду давлений на дроссельном отверстии

18 золотник делителя 17 потока перекрывает канал 12 подпитки.

При переключении передач клапан избирателя 4 передач переводится, например, в п ложение подачи жидкости к каналу 6 гидравлического силового цилиндра фрик10

45 ционного элемента второй передачи (рис. 2 и 3). При этом жидкость из канала 5 под давлением, развиваемым поршнем гидромуфты, подается к пазу 23, перемещается шарик 10 переключающего устройства влево, соединяя отверстие 24, паз 22, проточку

20 с каналом 12 подпитки.

При заполнении упомянутого силового цилиндра давление в канале 15 резко падает, вследствие чего золотник клапана 16 подпитки перемещается влево, а золотник делителя 17 потока благодаря возросшему потоку, проходящему через его дроссельное отверстие 18, перемещается, открывая канал 12, С этого момента жидкость, подаваемая насосом, делится на два потока; основная, постоянная часть через дроссельное отверстие 18 золотника делителя 17 потока и далее по каналу 6 во включаемый силовой цилиндр, а другая, переменная, зависящая от скорости вращения привода гидронасоса, в канале 12 подпитки. Последний благодаря плавающему шарику 10 по прежнему соединен с каналом 5 выключаемого силового цилиндра 1 передачи. Таким образом насос 1 одновременно заполняет гидравлический силовой цилиндр включаемой

ll передачи и подпитывает силовой цилиндр выключаемой! передачи.

Описанный процесс происходит до тех пор, пока не заполнится гидравлический силовой цилиндр включаемой II передачи, после чего поток жидкости через дроссельное отверстие 18 золотника делителя потока 17 резко уменьшится, что вызывает перемещение золотника делителя 17 потока в исходное положение и закрытие канала 12. При этом возросшее давление в каналах 15 и 6 перемещает клапан 16 подпитки вправо. В результате этого происходит окончательное отключение гидравлического силового цилиндра фрикционного элемента 1 передачи от канала 12 подпитки и его опорожнение через одно из дроссельных отверстий 13 избирателя 4 передачи, Формула изобрет ения.

Гидравлическая система управления фрикциональными элементами коробки передач, содержащая гидравлический насос, соединенный нагнетательной магистралью через устройство кратковременой подпитки выключаемой передачи, избиратель передач и через переключающее устройство с гидроцилиндрами фрикционных элементов, перепускной клапан, связывающий нагнетательную магистраль с всасывающей магистралью, при этом устройство кратковременной подпитки включает в себя делитель потока и клапан подпитки, отл и ча ю щ а я с я тем, 167685f

Составитель А.Барыков

Техред M,Moðãåíòàë Корректор М.Кучерявая

Редактор Н.Горват

Заказ 3073 Тираж 327 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 что, с целью повышения надежности работы, переключающее устройство выполнено в виде подпружиненного шарикового клапана, установленного в избирателе передач, причем вход шарикового клапана соединен с каналом избирателя передач, сообщенным с выключаемым фрикционным элементом, а выход шарикового клапана — с каналом избирателя передач, сообщенным

5 с клапаном подпитки.