Автопоезд
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автопоездам, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик автопоезда. В процессе поворота автопоезда из-за наличия расстояния I рама 5 тележки поворачивается вокруг оси 4, при этом перемещается в направляющих ползун 6, сжимая пружину 17 и изменяя относительное положение растяжек 13 и 14 и обводных элементов 15 и 16. В случае закрепления стакана 11 на раме полуприцепа ползун 6 помимо продольного перемещения в направляющих поворачивается вместе с полуприцепом вокруг оси 4 относительно рамы 5 тележки. В случае закрепления стакана 11 на раме 5 тележки ползун С продольно перемещается относительно рамы 5 тележки и вместе с ней поворачивзется вокруг оси 4 относительно рамы полуприцепа . По мере уменьшения угла поворота тзлежки и ползун 6 возвращается в исходное положение. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
СО!ОЭ.СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Г (21) 4616309/11 (22) 06.12.88 (46) 15.09.91.Бюл !Ф 34 (71) Минский автомобильный завод и Цент,. ральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизации и энергетики лесной промышленности (72) В,В,Корсаков, Б.А.Папко, М.И.Захарик, В.В.Елагин, В.П,Брюханов и А,И.Гудков (53) 629,113.014 5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 910485, кл, В 62 0 13/02, 1982, (54) АВТОПОЕЗД (57) Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автопоеэдам, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характери,, SU„, 1676907 А1 (5!)л В 62 0 13/02 стик автопоезда. В процессе поворота автопоезда из-эа наличия расстояния рама 5 тележки поворачивается вокруг оси 4, при этом перемещается в направляющих ползун
6, сжимая пружину 17 и изменяя относительное положение растяжек 13 и 14 и о6водных элементов 15 и 16, В случае закрепления стакана 11 на раме полуприцепа ползун 6 помимо продольного перемещения в направляющих поворачивается вместе с полуприцепом вокруг оси 4 относительно рамы 5 тележки. В случае закрепления стакана 11 на раме 5 тележки ползун 6 продольно перемещается относительно рамы 5 тележки и вместе с ней поворачивается вокруг оси 4 относительно рамы полуприцепа. По мере уменьшения угла поворота тележки и ползун 6 возвращается в исходное положение. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автопоеэдам, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства.
Цель изобретения — улучшение эксплу1 атационных характеристик автопоезда, На фиг.1 показан автопоезд, общий вид; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — связь тележки с растяжками крестообразной сцепки,полуприцепом и полэуном, который установлен в дополнительных направляющих, смонтированных на тележке.
Автопоезд содержит тягач, на раме 1 которого смонтировано шкворневое устройство 2, С помощью этого устройства 2 к тягачу подсоединяют полуприцеп, а именно его раму 3, например хребтовую балку, С противоположной стороны рама 3 полуприцепа соединена посредством вертикальной оси поворота 4 с рамой 5 тележки. Указанная ось 4 может располагаться, например, в продольной плоскости симметрии автопоезда. Автопоезд имеет также ползун 6, который может быть смонтирован, например, в полости рамы 5 тележки, Ползун снабжен продольными направляющими, например, в ниде паза 7, в которых с воэможностью относительного продольного ограниченного перемещения установлена ось поворота
4 тележки, В случае выполнения направляющих в виде паза 7 перемещение оси 4 назад или вперед будут ограничивать края
8 и 9 паза, На раме 5 тележки (фиг,3) или на раме 3 полуприцепа (фиг.2) смонтированы дополнительные продольные направляющие 10, плоскость симметрии которых совпадает с продольной плоскостью автопоезда, проходящей, через ось поворота 4 тележки. Роль этих направляющих 10 может выполнить, например, выходное отверстие в цилиндрическом стакане 11, закрепленном неподвижно на раме 5 тележки (фиг.3), либо внутренняя поверхность этого стакана 11 (фиг.2, где стакан показан закрепленным неподвижно на раме 3 полуприцепа), В случае закрепления стакан" 11 на раме 5 тележки роль дополнительных направляющих совместно с выходным отверстием стакана 11 могут дополнительно выполнять, например, внутренние поверхности жестких выступающих коробчатых элементов 12, смонтированных также на раме 5 тележки, В указанных дополнительных направляющих с возможностью продольного перемещения установлен полэун 6. Автопоезд снабжен растяжками 13 и 14 крестообразной гибкой сцепки, передние концы которых закреплены на заднем крае рамы 1 тягача, ниже уровня шкворневого устройства 2. На раме 5 тележки смонтиро5
30 ваны обводные элементы, например, блоки
15 и 16, через которые пропущен задние концы растяжек 13 и 14. Эти концы растяжек закреплены на ползуне 6. Ползун 6 подпружинен в продольном направлении с помощью возвратной пружины 17, установленной в стакане 11. В случае, показанном на фиг.2, с пружиной 17 взаимодействует непосредственно буртик переднего конца ползуна 6, а в случае, показанном на фиг,3, в. буртик 18 ползуна упирается шайба 19, через которую ползун взаимодействует с пружиной 17, второй конец которой упирается в переднюю крышку 20 стакана 11. В случае установки стакана 11 на раме 3 полуприцепа, на раме 5 тележки должна быть предумотрена возможность поворота относительно нее ползуна 6 (вокруг оси 4) на максимальный угол поворота автопоеэда.
Для обеспечения необходимого натяжения растяжек 13 и 14 их концы передние или задние подсоединены, соответственно, к раме 1 тягача или к полэуну 6 через натяж-.. ные элементы 21 (например, стяжка, рычболты и т.п.), На чертежах показан вариант установки элементов 21 на полэуне 6.
Автопоезд работает следующим образом.
В процессе поворота автопоезда иэ-за наличия расстояния I рама 5 тележки поворачивается вокруг оси 4, при этом перемещается B дополнительных направляющих
10 ползун 6, сжимая пружину 17 и изменяя относительное положение растяжек 13 и 14 и обводных элементов 15 и 1.6. В случае закрепления,стакана 11 на раме 3 полуприцепа, ползун 6 помимо продольного перемещения в направляющих поворачивается вместе с полуприцепом вокруг оси 4 относительно рамы 5 тележки, В случае закрепления стакана 11 на раме 5 тележки, полэун 6 продольно перемещается относительно рамы 5 тележки и вместе с ней поворачивается вокруг оси 4 относительно рамы 3 полуприцепа, По мере уменьшения угла поворота тележки и полэун 6 возвращаются в исходное положение, таким образом обеспечивается следование тележки полуприцепа по колее тягача.
В случае внешнего силового воздействия натягач или полуприцеп(например, при наезде на высокое жесткое препятствие) при отсутствие угла складывания между продольными осями тягача и полуприцепа, перемещение ползуна 6, а следовательно, и повороту тележки будет препятствовать передний край 9 паза 7, в который будет упиp8TbcA ось 4.
1676907
Формула изобретения
1. Автопоезд, содержащий тягач, полуприцеп, рама которого одним концом соединена посредством вертикальной оси поворота с тележкой полуприцепа, а другим — с помощью шкворневого устройства с тягачем, и устройство управления колесами полуприцепа, включающее в себя крестообразную гибкую сцепку между тягачом и тележкой полуприцепа, обводные и компенсирующие элементы, связанные с тележкой полуприцепа, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик автопоезда, растяжки крестообразной сцепки передними концами закреплены.на заднем краю рамы тягача ниже уровня шкворневого устройства, а компенсирующий элемент выполнен в
5 виде подпружиненного ползуна, установленного в направляющих элемента полуприцепа и имеющего продольный паз для взаимодействия с вертикальной осью поворота тележки полуприцепа.
10 2. Автопоезд по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что ползун установлен в направляющих рамы полуприцепа.
3. Автопоезд по п,1, отл и ч а ю щ и йс я тем, что ползун установлен в направля15 ющих тележки полуприцепа.