Автомобильный полуприцеп

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ni)s В 62 D 53/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4733624/11 (22) 29.08.88 (46) 15.09.91. Ьюл. М 34 (75) Н. П. Мартынюк, С. Н. Мартынюк, E. Н. Мартынюк и Д. Ф, Мартынюк (53) 629,114.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР йв 1230911, кл. В 62 D 53/06, 1984. (54) АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к полуприцепам, оборудованным устройствам против складывания автопоездов при их торможении. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик полуприцепа.

Полуприцеп содержит кузов-фургон 1, размещенный на раме, и устройство против складывания автопоезда при торможении, включающее закрепленный на задней стен. Ж„„1676914 А1 ке кузова-фургона с возможностью вертикального перемещения по направляющим 6 кожух 2, в котором расположен приводной воздушный винт 4 с реверсивными лопастями 5, создающими усилие, препятствующее заносу полуприцепа в ту или иную сторону, На днище кузова расположен датчик заноса полуприцепа, включающий опорное колесо 11 с шипами 12, закрепленное с возможностью вертикального перемещения посредством рычажной подвески и с воэможностью поворота вокруг вертикальной оси посредством стойки, замыкающей при .заносе полуприцепа контакты электрической цспи управления воздушного винта, а на шкворне седельного устройства тягача установлена поворотная планка для замыкания при заносе полуприцепа КоНТВКТоВ цепи управления воздушным винтом. 9 ил, 1676914

30

Иэобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к полуприцепам, оборудованным устройствами против складывания автопоездов при их торможении.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик полуприцепа.

На фиг, 1 изображена часть полуприцепа, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сзади, на фиг, 3 — схема заноса полуприцепа в левую сторону по ходу движения тягача; на фиг. 4 — схема датчика заноса к кузову полуприцепа; на.фиг: 5 — схема привода контакта датчиком заноса; на фиг. 6 — схема седельного устройства тягача; на фиг. 7 — схема привода лопастей воздушного винта; на фиг. 4 — схема расположения шестерни в корпусе воздушного винта; на фиг. 9 — электросхема.

Автомобильный полуприцеп содержит 2 кузов-фургон 1, выполненный с подвижным в вертикальном направлении кожухом 2, расположенным в задней части кузова. В кожухе 2 расположен связанный с двигателем 3 воздущный винт 4 с реверсивными 2 лопастями 5, предназначенный для создания усилия Р, препятствующего заносу (т, е. образованию угла а). Кожух 2 выполнен с возможностью вертикального перемещения на направляющих 6 и с левым и правым раструбами 7, в которых имеются окна 8 для подвода и отвода воздушного потока

9, создаваемого воздушным винтом 4. Автомобильный полуприцеп снабжен установленным на днище 10 кузова-фургона 1 датчиком заноса полуприцепа, включающим опорное колесо 11 с шипами 12 для предотвращения проскальзывания колеса по проезжей части дороги 13. Колесо 11 замыкает и размыкает контакты 14 с помощью рычага подвески 15, соединяющего колесо со стойкой 16, установленной в подшипнике 17, Полуприцеп оборудовай электромагнитом с сердечником 18 для сжатия пружины 19 и растягивания пружины 20 для прижатия шипов 12 к проезжей части дороги. Пружина 19 опирается на пяту 21.

К днищу 10 прикреплена планка 22 с сегментовидными подрессоренными контактами 23. Привод 24 для свободного поворота лопастей 5 установлен в подшипнике 25, Шип 26 служит для фиксации продольной оси лопасти 5 под углом 90 по отношению к продольной оси вращения винта 4. Для снижения коэффициента трения имеешься втулка 27, стакан 28 служит для фиксации привода 24 в корпусе 29. Шкивом 30 приводится в действие винт 4. Сердечник-рейка

31 проворачивает через шестсрню 32 лопасти 5 вокруг их продольных осей. Электромагнит 33 (их в устройстве столько штук, сколько лопастей в винте 4) служит для привода сердечника-рейки 3 и сжатия пружины

34. Держатель 35 установлен для подачи напряжения к каждому иэ электромагнитов 33. Пружина 34 упирается во фланец

36 сердечника-рейки 31, Выключатель 37 обеспечивает электросхему устройства при движении по сухой проез>кей части дорог от источника 38, Сигнальная электролампа 39 фиксирует работу двигателя 3.

Работа устройства при движении транспортного средства по сухой проезжей части дороги 13 происходит с выключенным выключателем 37, вследствие чего пружина

20 сжимается, а пружина 19 разжимается и рычаг подвески 15, поворачиваясь вокруг шарнира на нижнем конце стойки 16, удерживает опорное колесо 11 в исходном положении, т. е, на значительном расстоянии (в вертикальной плоскости) от проезжей части дороги, Тормозная система тягача и полуприцепа работает, как обычная.

При движении по гололеду и т, д. водитель, наблюдая с помощью зеркал 40 за положением полуприцепа. по отношению продольной оси 41 тягача, при надобности включает выключатель 37.

С этого момента устройство переходит на автоматический режим работы. Срабатывает электромагнит 42 и втягивает сердечник 18, вследствие чего сжимается пружина

19 и растягивается пружина 20. Колесо 11 опускается и через шины 12 надежно контактирует с дорогой 13

До тех пор, пока угол а будет равняться нулю, т. е, не будет заноса колеса 43, колесо

11 следует по следу на проезжей части дороги 13, оставляемому колесом 43. Стойка

16 находится в исходном положении, контакты 14 и 23 разомкнуты, воздушный BNHT

4 не вращается на оси 44

Как только начинает происходить занос полуприцепа в левую сторону (фиг. 3), опорное колесо 11 изменяет свое положение по отношению к продольной оси, в результате чего стойка 16 поворачивается вокруг своей оси и замыкает контакты 14 и 23, а планка

22, поворачиваясь вокруг шкворня 45, замыкает контакты 46 и 47 на седельном устройстве 48, Электроцепь замыкается, двигатель 3 вращает ось 44 и лопасти 5 воздушного винта. Воздушный поток 9 создает усигие Р. которое создает через плечо момент. препятствующий заносу полуприцепа в левую сторону. Как только занос будет аннулирован (угол а равен нулю) контакты 14 и 23 размыкаются. воздушный винт 4 не враща1 676914 ется. Колесо 11 перемещается по следу задних колес 43, Начало заноса полуприцепа в правую сторону приводит к замыканию контактов

23 с контактами 46, а контакта 14 с контактом 47, вследствие чего напряжение поступает во все электромагниты 42, сжимается пружина 34, поворачиваются шестерня 32 и привод 24 и каждая лопасть 5 поворачивается на угол, соответствующий реверсу по нагнетанию воздушного потока 9, Синхронно включается в работу двигатель 3, воздушный винт 4 начинает вращаться. Поток 9 создает усилие Р, направленное при данном заносе в противоположную сторону, Появившийся момент при этом предотвращает занос полуприцепа в правую сторону.

Как только занос будет анулирован, контакты 23 и 46, 14 и 47 размыкаются, Воздушный винт 4 вращаться не будет. Колесо 11 перемещается по следу задних колес 43.

При движении полуприцепа по сухой проезжей части дороги 13 водитель может выключить выключатель 37, в результате чего пружина 19 распрямляется, а пружина 20 сжимается. Колесо 11 занимает исходное положение (т. е, поднимается в вертикальной плоскости), Если транспортное средство совершает поворот без заноса колес 43 и опорное колесо 11 опущено на проезжую часть дороги

13, устройство не сраба —ûâàåò,,так как плоскость вращения колеса параллельна плоскости вращения колес 43, Данная параллельность нарушается только при заносе колес 43 относительно, направления движения полуприцепа.

Контакты 46. 47 и 23 на седельном усгройстве 48 предотвращают ложное срабатывание устройства при наезде Опорного колеса 11 на какие-либо препятствия (на5 пример, булыжник, кирпич и т. д.).

Формула изобретения

Автомобильный полуприцеп, содержащий кузов-фургон, размещенный на раме, 10 колеса и устройство против складывания автопоезда при торможении, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик полуприцепа, устройство против складывания

15 содержит закрепленный на задней стенке кузова-фургона с возможностью вертикального перемещения и фиксации в требуемом положении кожух с отверстиями на боковых стенках, в котором установлен воздушный

20 винт с реверсивными лопастями, связанный с двигателем, при этом диаметр отверстий в боковых стенках кожуха равен диаметру воздушного винта, установленного перпендикулярно продольной оси кузова-фургона, 25 а на днище последнего в задней его части расположен датчик заноса полуприцепа, включающий опорное колесо с шипами, закрепленное с возможностью вертикального перемещения посредством рычажной под30 вески и с возможностью поворота вокруг вертикальной оси посредством стойки. замыкающей при заносе полуприцепа контакты электрической цепи управления воздушного винта, а на шкворне седельного

35 устройства тягача установлена поворотная планка для замыкания при заносе полуприцепа контактов цепи управления воздушным Винтом.

1676914

415

1676914 айаг.7

1676914

Составитель Н. Веялко

Редактор Л. Веселовская Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С. Лисинэ

Заказ 3281 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101