Скребковый забойный конвейер
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортным средствам для доставки угля из очистных забоев. Цель - повышение надежности работы конвейера. Конвейер включает рабочий и нерабочий желоба, в которых размещены грузовая и холостая ветви горизонтально замкнутого тягового органа (ТО) в виде цепей 9,10 с закрепленными на нем консольными скребками (КС) 13. Каждый КС 13 закреплен на ТО траверсой 14, выполненной по концам с продольными пазами, и имеет продолговатое отверстие (ПО). Оси 12, закрепленные на одной из цепей, размещенм в одних продольных пазах траверс 14 и ПО скребков с возможностью их перемещения вдоль пазов и ПО при переходе ТО из одного желоба в другой. Оси 11 другой цепи размещены в других пазах траверс 14. Расстояние между осями 11 и 12 верхней 9 и нижней 10 цепей не равно расстоянию между смежными осями верхней и нижней цепей на холостой ветви ТО. Расстояние между осями вращения поворотных звездочек для верхней и нижней цепей ТО равно полусумме расстояний между смежными осями 11 и 12 на грузовой и холостой ветвях ТО При движении тягового органа положение КС 13 относительно траверсы 14 и желоба конвейера зависит от расстояния между смежными осями 11 и 12 и не зависит от направления движения. Следовательно, реверс ТО обеспечивается. 10 ил. Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И С ТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
30ИОИЗИ6 (" >"" T М1Ч"6ИИ
F : I:ë
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4698848/03 (22) 31.05,89 (46) 15,09.91. Бюл. М 34 (71) Донецкий научно-исследовательский угольный институт (72) В.M.Ãoðëîâ (53) 621.867.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 735503, кл. B 65 6 19/24, 1977.
Авторское свидетельство СССР
hh 415387, кл. В 65 G 19/00, 1972. (54) СКРЕБКОВЫЙ ЗАБОЙНЫЙ КОНВЕЙЕР (57) Изобретение относится к транспортным средствам для доставки угля из очистных забоев. Цель — повышение надежности работы конвейера. Конвейер включает рабочий и нерабочий желоба, в которых размещены грузовая и холостая ветви горизонтально замкнутого тягового органа (TO) в виде цепей 9, 10 с закрепленными на нем консольными скребками (КС) 13. Каждый КС
13 закреплен на ТО траверсой 14, выполненИзобретение относится к транспортным средствам для доставки угля из очистных забоев шахт, а именно — к горизонтально замкнутым скребковым забойным конвейерам, работающим в шахтах, разрабатывающих тонкие пласты.
Цель изобретения — повышение надежности работы конвейера, На фиг. 1 изображен конвейер, вид в плане; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4— разрез B-В на фиг. 2; на фиг. 5 — конвейер с двумя угловыми секциями, вид в плане; на
„„Я „, 1676945A1 ной по концам с продольными пазами, и имеет продолговатое отверстие (ПО). Оси
12, закрепленные на одной из цепей, размещены в одних продольных пазах траверс 14 и ПО скребков с возможностью их перемещения вдоль пазов и ПО при переходе ТО иэ одного желоба в другой. Оси 11 другой цепи размещены в других пазах траверс 14.
Расстояние между осями 11 и 12 верхней 9 и нижней 10 цепей не равно расстоянию между смежными осями верхней и нижней цепей на холостой ветви ТО. Расстояние между осями вращения поворотных звездочек для верхней и нижней цепей TO равно полусумме расстояний между смежными осями 11 и 12 на грузовой и холостой ветвях 3
ТО, При движении тягового органа положение КС 13 относительно траверсы 14 и желоба конвейера зависит от расстояния между смежными осями 11 и 12 и не зависит от направления движения. Следовательно, реверс ТО обеспечивается. 10 ил. Ъ. фиг. 6 — разрез Г-Г на фиг. 5; на фиг. 7 — (у( разрез Д вЂ” Д на фиг. 5; на фиг. 8 и 9 — концевые секции конвейера, вид в плане, и кинематика движения скребков и траверс тягового органа при прохождении их; на фиг, 10 — угловая (поворотная) секция конвейера, вид в плане.
В прямолинейном исполнении (см. фиг.
1) скребковый забойный конвейер включает концевые секции 1 и 2 с поворотными звездочками 3-6, одни из которых выполнены приводными, а другие — обводными. Секции
1 и 2 соединены между собой решеточным
1676945 ставом, имеющим рабочий желоб 7 для перемещения груза и нерабочий желоб 8.
В желобах 7 и 8 размещены соответственно грузовая и холостая ветви горизонтально замкнутого тягового органа, выполненного в виде двух цепей 9 и 10, разнесенных по высоте в одной вертикаль| ной плоскости. На верхней цепи 9 закреплены направленные вниз оси 11, а на нижней цепи 10 — направленные вверх оси 12. Консольные скребки 13 закреплены на тяговом органе посредством траверс 14. Каждый скребок 13 соединен с траверсой 14 шарнирно посредством пальца 15, размещенного в соосных отверстиях скребка и траверсы. Каждая траверса 14 выполнена с продольными пазами 16 и 17 по концам, а каждый консольный скребок 13 — с продолговатым отверстием 18. Оси, закрепленные на одной из цепей, например оси 12, размещены в продольных пазах 16 траверс 14 и в продолговатых отверстиях 18 скребков 13 с возможностью их перемещения вдоль продольных пазов 16 и отверстий 18 при переходе тягового органа из одного желоба конвейера в другой, Оси другой цепи, например оси 11, размещены в продольных пазах 17 траверс также с возможностью перемещения вдоль их продольных осей при огибании тяговым органом поворотных звездочек. При этом расстояние между смежными 11 и 12 осями верхней 9 и нижней
10 цепей на грузовой ветви не равно расстоянию между смежными осями на холостой ветви тягового органа, а расстояние между осями вращения поворотных звездочек 3 и
4 или 5 и 6 для верхней и нижней цепей тягового органа равно полусумме расстояний между смежными осями 11 и 12 на грузовой и холостой ветвях тягового органа, При угловом исполнении конвейер (см. фиг. 5) включает по меньшей мере одну поворотную секцию 19 с обводными звездочками 20-21 для цепей на грузовой ветви тягового органа и звездочками 22 — 25 для цепей 9 и 10 на холостой ветви.
Скребки 13 в рабочем желобе 7 расположены перпендикулярно продольной оси тягового органа, а в нерабочем желобе 8— параллельно продольной оси холостой ветви тягового органа.
Конвейер работает следующим образом.
Вращением звездочек 3 и 4 (или 5 и 6) приводятся в движение цепи 9 и 10 с шарнирно закрепленными траверсами 14 и скребками 13. На концевой секции 1 (фиг. 8) при выходе холостой ветви тягового органа из желоба 8 расстояние между смежными осями 11 и 12 максимальное, больше рас10 стояния между осями вращения звездочек, установленных на концевой секции 1. Узел крепления оси 12 к нижней цепи 10 входит в контакт со звездочкой 4 раньше, чем узел крепления оси 11 с верхней цепью 9, вследствие чего при обходе звездочек оси 11 и 12 сближаются, ось 12 совместного крепления траверсы и скребка перемещается вдоль продольного паза 16 траверсы, а скребок поворачивается до упора его основания в траверсу, т,е. на 90 . В рабочем желобе 7 скребок 13 располагается перпендикулярно траверсе, которая перемещается совместно
55 со скребком двумя цепями и траспортирует груз.
На концевой секции 2 первой в контакт со звездочкой 6 входит узел крепления оси
12 к нижней цепи, и, вследствие того, что расстояние между смежными осями 11 и 12 меньше расстояния между осями вращения звездочек 5 и 6, происходит его отставание от узла крепления оси 11 к цепи 9, расстояние между осями 11 и 12 увеличивается, ось
12 перемещается в пазу 16, и скребок 13 поворачивается на 90 относительно продольной оси тягового органа, устанавливается параллельно последнему и удерживается в транспортном положении на своей длине хвостовой ветви. При выходе траверсы на концевую секцию 1 цикл повторяется.
Как,видно из кинематики движения тягового органа, положение скребка 13 относительно траверсы 14 и желоба конвейера зависит от расстояния между смежными осями 11 и 12 и не зависит от направления движения. Следовательно, реверс тягового органа обеспечивается.
При реверсировании движения тягового органа на секции 1 происходит сокращение расстояния между осями 11 и 12 и скребок разворачивается в транспортное положение, в котором перемещается до секции 2, где при проходе звездочек 5 и 6 расстояние между осями 11 и 12 сокращается, и скребок 13 устанавливается s положение, перпендикулярное траверсам и движется по рабочему желобу.
При оснащении конвейера угловыми секциями 19 (фиг. 5 — 7) цепи, огибая звездочки 20-25, располагаются по дуге, а траверса — no хорде, сокращается расстояние между смежными осями 11 и 12. Ось 11 при этом смещается по пазу 17 в траверсе, и расположение скребков траверс сохраняется постоянным на рабочей и холостой ветвях.
Фиксированное положение скребка относительно траверсы в рабочем и холостом желобах обеспечивает реверсирование тягового органа, так как расстояние между
1676945
Qluz1
lf
15 ф
-2 — 12 — 10
t точками крепления траверс к цепям (осями
11 и 12) не зависит от направления движения тягового органа.
В зависимости от угловой эксплуатации концевые секции могут быть оснащены приводами, передающими вращение звездоч- 5 кам как для одной, так и для обеих цепей 9 и 10 одновременно, Формула изобретения
Скребковый забойный конвейер, включающий рабочий и нерабочий желоба, в ко- 10 торых размещены соответственно грузовая и холостая ветви горизонтально замкнутого тягового органа с закрепленными на нем консольными скребками, выполненного в виде двух охватывающих установленные по 15 концам конвейера поворотные звездочки и разнесенных по высоте в одной вертикальной плоскости цепей, на верхней из которых закреплены направленные вниз, а на нижней — направленные вверх оси, консольные 20 скребки расположены в рабочем желобе перпендикулярно продольной оси грузовой ветви тягового органа, а в нерабочем желобе — параллельно продольной оси холостой ветви тягового органа, о т л и ч а ю щ и й. с я 25 тем, что, с целью повышения надежности работы конвейера, каждый консольный скребок закреплен на тяговом органе посредством траверсы, соединенной с консольным скребком шарнирно, при этом траверса выполнена по концам с продольными пазами, а консольный скребок — с продолговатым отверстием, причем оси, закрепленные на одной иэ цепей тягового органа, размещены с возможностью перемещения в продольных пазах на одних концах траверс и в продолговатых отверстиях консольных скребков, а оси, закрепленные на другой цепи тягoBoc органа, размещены с возможностью перемещения в продольных лазах на других концах траверс, при этом расстояние между смежными осями верхней и нижней цепей на грузовой ветви т гового орлеана не равно расстоянию меж,у смежными осями верхней и нижней цепей на холостой ветви тягового органа, а расстояние между осями вращения поворотной звездочки для нижней цепи и поворотной звездочки для верхней цепи тягового органа равно полусумме расстояний между смежными осями верхней и нижней цепей на грузовой и холостой ветвях тягового органа.
1676945
1676945
1б76945
Составитель Т.Бобылева
Редактор Л.Веселовская Техред М.Моргентал
Заказ 3078 Тираж Подписное
ВНИИПИ Г осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 роизводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина 101