Опорно-поворотное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к горным машинам , к опорно-поворотным устройствам. Цель - повышение надежности и производительности путем сокращения сроков ремонта за счет исключения демонтажа поворотной платформы. Каждый из катков 4 выполнен с центральным отверстием и с расположенными в нем с противоположных сторон ступицами из антифрикционного материала . Ось 12 выполнена из двух частей, образуя полости между торцевыми их поверхностями и внутренними торцевыми поверхностями ступиц 10 и 11. Оси 12 и 13 смонтированы поочередно в ступицах внутренней и внешней обойм. Диаметры осей внешней 6 и внутренней 5 обойм пропорциональны соответственно внешнему и внутреннему радиусам кругов катания 2 и 3, Свободные концы осей 12 и 13 соединены посредством упругой связи соответственно с внутренней 10 и внешней 11 обоймами. Обоймы 10 и 11 жестко связаны между собой разьемным соединением посредством дополнительных планок, расположенных между катками. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 Е 02 F 9/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

МСЕСЭЮфц иментнВ. Юещ рщщ I

ЙИБЛИ9 рнА !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ я-я

1 (21) 4694967/03 (22) 23.05.89 (46) 15.09.91. Бюл. М 34 (71) Красноярский политехнический институт и Красноярское производственное объединение тяжелых экскаваторов (72) В.В. Минин, С.П. Ереско, В.P. Эбич и

В.И. Точилин (53) 621.879(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

t4 947308, кл. Е 02 F 9/12, 1982.

Авторское свидетельство СССР

hb 676699, кл. E 02 F 9/12, 1979. (54) ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к горным машинам, к опорно-поворотным устройствам.

Цель — повышение надежности и производительности путем сокращения сроков ремонта за счет исключения демонтажа Ы 1677193 А1 поворотной платформы, Каждый из катков 4 выполнен с центральным отверстием и с расположенными в нем с противоположных сторон ступицами из антифрикционного материала. Ось 12 выполнена из двух частей, образуя полости между торцевыми их поверхностями и внутренними торцевыми поверхностями ступиц 10 и 11. Оси 12 и 13 смонтированы поочередно в ступицах внутренней и внешней обойм. Диаметры осей внешней 6 и внутренней 5 обойм пропорциональны соответственно внешнему и внутреннему радиусам кругов катания 2 и 3, Свободные концы осей 12 и 13 соединены посредством упругой связи соответственно с внутренней 10 и внешней 11 обоймами.

Обоймы 10 и 11 жестко связаны между собой разъемным соединением посредством дополнительных планок, расположенных между катками. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1677193

Изобретение относится к горным машинам, и более конкретно к опорно-поворотным устройствам, Цель изобретения — повышение надежности и производительности путем сокра- 5 щения сроков ремонта эа счет исключения

) демонтажа поворотной платформы.

На фиг. 1 изображено устройство, вид в плане; на фиг. 2 — сечение А — Л на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1, 10

Опорно-поворотное устройство содержит (фиг, 1) центральную цапфу 1, нижний 2 и верхний 3 двухрельсовые круги катания, опорные катки 4, заключенные между внутренней 5 и внешней 6 обоймами, связанны- 15 ми между собой посредством разъемного соединения планками 7 (например, из швеллера), верхний 3 двухрельсовый круг катания закреплен на переднем 8 и заднем 9 секторах устройства, Катки 4 (фиг, 2 и 3)

1 выполнены с центральными отверстиями с 20

; установленными в них ступицами 10 и 11 из антифрикционного материала, в которые заключены оси 12 и 13 внутренней 5 и внешней 6 обойм соответственно. Оси 12 (мень, шего диаметра) и 13 (большего диаметра) 25 установлены в ступицах 10 и 11 поочередно со стороны внутренней 5 и внешней 6 обойм, Выступающие концы осей 12 и 13 имеют кольцевые проточки 14 и 15 и закреплены, например, в сайлентблоках16 и 17 внут- 30 ренней 5 и внешней 6 обойм соответственно. Сайлентблоки 16 и 17 состоят из корпусов цилиндрической формы, жестко связанных с внутренней 5 и внешней 6 обоймами с установленными в них 35 втулками 18 и 19 из упругого материала (например, резины), которые с наружных торцевых поверхностей поджаты фланцами 20 и 21 посредством разъемных соединений (например, винтовых), Оси 12 и 13 выполне- 40 ны укороченными с продольными сверлениями 22 и 23 для нагнетания смазочных составов в полости 24 и 25, образованными между торцевыми поверхностями осей 12 и

13 и вкладышами 26 и 27, установленными 45 в центральных отверстиях катков 4. Центральные отверстия со ступицами 10 и 11 с незаключеными в них осями снабжены защитными крышками 28 и 29, закрепленными разъемными соединениями с торцевыми 50 поверхностями катков 4. Пространства между внутренними поверхностями сепаратора и торцевыми поверхностями катков 4 уплотнены кольцевыми прокладками 30 и 31 из эластичного антифрикционного материа- 55 ла. На наружных торцевых поверхностях осей 12 и 13 установлены пресс-масленки 32 и 33 соответственно.

Работа опорно-поворотного устройства заключается в следующем.

Под действием привода (не показан) осуществляется вращение верхних двухрельсовых кругов 3 катания относительно нижних 2. Возникающие при этом нагрузки воспринимаются; горизонтальная — центральный цапфой 1, вертикальная (от верхнего строения машины) — через верхние двухрельсовые круги 3 катания посредством катков 4 передается на нижние двухрельсовые круги 2, В условиях параллельности верхнего и нижнего кругов катания относительно друг друга вертикальная нагрузка от верхнего строения машины распределена равномерно по всем каткам, Нагрузка на оси 12 и 13 осуществляется только от веса обойм 5 и 6 и самих осей.

В условиях существующих регламентированных допусков на отклонение формы при изготовлении опорно-поворотных устройств значительных диаметров наблюдается отклонение от идеальной параллельности кругов катания, которые выражаются в непостоянстве расстояний как между поверхностями верхнего и нижнего кругов катания, так и по их периметру.

При этом при наезде отдельного катка (или группы катков) на выпуклость нижних опорных рельсов на него (на них) воздействует значительная (критическая) нагрузка. которая посредством осей передается на сайлентблоки 16 для каждого предыдущего катка и сайлентблок 17 — для каждого последующего, Противодействует такому перемещению жесткость втулок 18 и 19 из упругого материала. Энергия наезда на неровности поглощается за счет деформации упругого материала. Нагрузка на оси 12 и 13 со стороны ступиц 10 и 11 распределяется равномерно, что не увеличивает интенсивность износа антифрикционного материала. например радиационного полиэтилена, при воздействии данного фактора, Другим фактором, обеспечивающим равномерность износа ступиц 10 и 11 является выполнение осей 12 и 13 с различным диаметром. Опорные катки совершают свое движение по двухрельсовому кругу катания с центром вращения — центральная цапфа 1 (фиг. 1).

При постоянном диаметре осей при вращении катков будет наблюдаться проскальзывание, приводящее к дополнительному износу антифрикционного материала. Для устранения этого явления диаметры осей 12 (для внутреннего круга катания) и 13 (для наружного) принимают исходя из обеспечения следующего равенства отношений

ds/й)=Он/Бг или d/R=const

1677193

10 ступиц, выражаемых в появ..ении радиаль- 15

25

Здесь R> и Rz — радиусы внутреннего и наружного кругов катания соответственно, do и d - диаметры осей 12 и 13 соответственно. В процессе эксплуатации предлагаемого устройства в полости 24 и 25 через пресс-масленки 32 и 33 и продольные сверления 22 и 23 нагнетается смазка или пропиточный состав, что способствует удалению из зон контакта скольжения продуктов износа, снижению интенсивности износа вследствие уменьшения коэффициента трения, а также восстановления самосмазывающей способности антифрикционных материалов. В случае достижения максимально допустимых пределов износа ного биения ступиц 10 и 11 с поверхностями осей 12 и 13 соответственно производят постановку осей между катками. Для проведения такой операции демонтаж опорно-поворотной платформы не требуется. Оси 12 и 13 освобождают от связи с сайлентблоками 16 и 17 посредством снятия фланцев 20 и 21. Вынимают оси 12 и 13 вместе с упругими втулками 18 и 19 и производят установку осей в ступицы соседних катков, для чего снимают защитные крышки

28 и 29, которые крепят на торцевых поверхностях катков со стороны прежней постановки осей. Путем постепенного поворота платформы, для вывода очередной группы катков из секторов 8 и 9 при фиксированном положении сепаратора обеспечивают перемещение всех осей на соседние катки, После перестановки устройство готово к работе с гарантированным запасом надежности. Жесткая постановка ступиц 10 и 11 в центральных отверстиях позволяет сократить расходы антифрикционного материала.

Предлагаемое опорно-поворотное устройство позволяет существенно повысить надежность за счет обеспечения равномерности износа антифрикционного материала, обеспечиваемого вследствие равенства окружных скоростей в контактирующих парах скольжения. Так, для карьерного экскаватора ЭКà — 12,5 (15) исходя из соотношения dB/R1=dp/й2, задаваясь размерами его опорно-поворотного устройст30

45 ва, определяют диаметр оси, обеспечивающий равенство окружных скоростей для наружного круга катания

Вг/R1=3861/3739=1,0326, А=120 мм, тогда бай=120 1,0 326=124 мм.

Формула изобретения

1. Опорно-поворотное устройство. включающее центральную цапфу, круги катания и расположенные между ними катки, закЛюченные во внутренние и внешние обоймы, образующие с невращающимися осями и ступицами из антифрикционного материала пары скольжения, о т л и ч а ю ще е с я тем, что, с целью повышения надежности и производительности путем сокращения сроков ремонта за счет исключения демонтажа поворотной платформы, каждый иэ катков выполнен с центральным отверстием и с расположенными в нем с противсположных сторон ступицами . из антифрикционного материала, а ось катка выполнена иэ двух частей, торцевые поверхности которых и внутренние торцевые поверхности ступиц образуют полость, при этом оси смонтированы поочередно в ступицах внутренней обомы для каждого предыдущего катка, и внешней обоймы — для каждого последующего катка, а диаметры осей со стороны внешней и внутренней обойм пропорциональны соответственно внешнему и внутреннему радиусам кругов катания, причем концы упомянутых осей соединены посредством упругой связи соответственно с внутренней и внешней обоймами, жестко связанными между собой разъемным соединением посредством дополнительных планок, расположенных между катками, 2.устройство поп. 1, отлича ющеес я тем, что свободные от осей ступицы имеют защитные крышки, соединенные с торцевыми поверхностями опорных катков посредством разъемного соединения, при этом катки имеют расположенные на осях между обоймами и торцевыми поверхностями катков кольцевые уплотнительные прокладки, выполненные из антифрикционного материала, а оси выполнены с центральными отверстиями и имеют пресс-масленки.

1677193

1677193

Ж

19

Составитель В.Прокофьев

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор M.Êó÷eðÿâaÿ

Редактор В.Ковтун

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3090 Тираж, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5