Устройство для дефектоскопии внутренних цилиндрических полостей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к технике неразрушающего контроля. Целью изобретения является повышение точности определения координат дефектов. За счет // использования двухосевого привода 1, на валах которого установлены роторы 2,11с ведущими роликами 12, обеспечивается их вращение в противоположном относительно друг друга направлении с одинаковой скоростью. Такое выполнение движителя повышает стабилизацию и маневренность устройства. Следящий ролик 6 с магнитами 7 по его периметру взаимодействует с магнитоуправляемым контактом, который закреплен на неподвижной части корпуса привода 1. Использование указанных элементов обеспечивает возможность производить измерение пройденного пути с высокой томностью. Устройство позволяет повысить точность определения местоположения обнаруженных дефектов, что повышает точность контроля. 2 ил. сл с с VI VI Оч О 00 Фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 N 27/90

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ! д g y g 122

4

4 ()Ь

О

Ы. (21) 4402994/28 (22) 04.04.88 (46) 15.09.91. Бюл. ¹ 34 (71) Уральский филиал Всесоюзного теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф.Э,Дэержинского (72) В.А.Агафонов, Ю.А.Федорчук и В.П.Шуховцев (53) 620.179.14 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1538109, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕФЕКТОСКОПИИ

ВНУТРЕННИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОЛОСТЕЙ (57) Изобретение относится к технике неразрушающего контроля. Целью изобретения является повышение точности определения координат дефектов, За счет

„„ Ж„„1677603 А1 использования двухосевого привода 1, на валах которого установлены роторы 2, 11 с ведущими роликами 12, обеспечивается их вращение в противоположном относительно друг друга направлении с одинаковой скоростью. Такое выполнение движителя повышает стабилизацию и маневренность устройства. Следящий ролик 6 с магнитами

7 по его периметру взаимодействует с магнитоуправляемым контактом, который закреплен на неподвижной части корпуса привода 1. Использование указанных элементов обеспечивает возможность производить измерение пройденного пути с высокой точностью, Устройство позволяет повысить точность определения местоположения обнаруженных дефектов, что повышает точность контроля. 2 ил, 1677603 корение), которая разворачивает устройство относительно начальной точки отсчета (устройство разворачивается в угловом направлении). Но так как роторы 2 и 11 вращаются в противоположных направлениях, то возникающие при их вращении дополнительные силы уравновешиваются, и устройство стабилизируется относительно начальной точки отсчета (условного нуля).

Преобразователь 13 находясь в непрерывном контакте с контролируемой поверхностью, также перемещается по винтовой линии и производит контроль сплошности металла на наличие дефекта (трещины), При движении устройства вдоль цилиндрической поверхности ролики 12 обкатываются по последней и тем самым удерживают устройство по центру контролируемой трубы. Одновременно с роликами

12, обкатываясь по поверхности, перемещается, и следящий ролик 6 с жестко закрепленными на нем постоянными магнитами 7.

Вращаясь, постоянные магниты 7 проходят мимо установленного на кронштейне магнитоуправляемого контакта 10, замыкают контакты, и на блоке регистрации фиксируется сигнал. Зная диаметр ролика 6 (его длину по окружности по периметру в месте, где установлен постоянный магнит) и количество заИзобретение относится к области неразрушающего контроля методом вихревых токов и может быть использовано в теплоэнергетике для контроля энергооборудования на наличие несплошности металла (трещины, раковины, технологические риски и т.д,) на внутренних поверхностях, например, цилиндрической полости осевых каналов роторов паровых турбин, а также в любой отрасли народного хозяйства, где необходим контроль внутренних поверхностей цилиндрических прямолинейных протяженных изделий, например в трубной, судостроительной, турбостроении, ремонтной службе.

Целью изобретения является точность определения координат дефектов.

На фиг.1 представлен общий вид устройства; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1.

Устройство содержит движитель (не обозначен) с приводом 1 и ротором 2, узел

3 центрирования, измеритель 4 пути, блок обработки сигналов, измеритель 5 пройденного пути со следящим роликом 6 и магнитами 7, выполненный в виде стабилизатора положения, представляющего полукольцо

8, закрепленное посредством подшипника

9 на корпусе привода 1, следящий ролик 6 с магнитами 7 закреплен на полукольце 8, магнитоуправляемый контакт 10, взаимодействующий с магнитами 7 следящего ролика 6, второй ротор 11 с ведущими роликами 12, при этом движитель выполнен в виде двухосевого привода 1, роторы 2 и 11 закреплены на валах привода 1, оси роторов

2 и 11 расположены в одной плоскости, а оси роликов 12 роторов 2 и 11 повернуты относительно оси устройства на один и тот же угол в противоположных направлениях.

Устройство работает следующим образом.

Устройство вводят в контролируемую цилиндрическую полость 13, так чтобы ведущие ролики 12 контактировали с контролируемой поверхностью. После этого подают питание на привод 1, и валы его начинают вращаться. Вместе с ними начинают вращаться и роторы 2,11. Ротор 2, установленный на полом валу, начинает вращаться по часовой стрелке, а ротор 11 в обратном направлении (напротив часовой стрелки).

Вместе с роторами 2,11 начинают вращаться и стаканы с установленными в них ведущими роликами 12. Так как оси ведущих роликов 12 перекрещиваются с осью роторов 2 и 11, то они, обкатываясь по контролируемой поверхности по винтовой линии, заставляют двигаться устройство вдоль оси.

25 мыканий контакта 10, определяется

30 местоположение преобразователя B полости в каждый промежуток времени относительно начальной точки отсчета.

Хотя стабилизация устройства обеспечивается вращением роторов 2 и 11 в противоположных направлениях; однако возможность колебания устройства (непосредственно привода 1) появляется из-за неточности изготовления (зазоры в местах соединения и т.д.), Чтобы исключить такие колебания, следящий ролик 6 установлен на полукольце 8. Так как это полукольцо 8 (стабилизатор положения следящего ролика 6) закреплено в нижней части привода 1 и его сила тяжести направлена все время вниз и совпадает с вертикальной осью изделия, то эта сила при появлении сил, проворачивающих устройство, поворачивает полукольцо 8 (со следящим роликом 6), установленное на подшипниках 9 качения, вокруг оси враще50 ния и тем самым положение следящего ролика 6 относительно начальной его точки остается неизменным, что исключает погрешность определения расстояния, вызванного появляющимися силами разворота устройства относительно вертикальной оси изделия, При обнаружении дефекта на поверхности контролируемой цилиндрической поПри вращении роторов 2,11 на устройство верхности 13 сигнал с преобразователя действуетдобавочная сила(кориолисовоус- через токосьемник и по кабелю (на фиг.1,2

1677603

Формула изобретения

Устройство для дефектоскопии внутренних цилиндрических полостей, содержаСоставитель А.Черных

Техред М.Моргентал

Корректор О.Кравцова

Редактор О,Спесивых

Заказ 3110 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, 4!5

Производственно-издательский комбинат "Патент"., г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 не показан) поступает на дефектоскоп. Одновременно с сигналом от преобразователя поступают сигналы от углового измерителя местоположения дефекта по угловому измерению и измерителя расстояния, где они все расшифровываются, и на табло дефектоскопа выдается характер дефекта с одновременным его метрированием как по длине, так и по углу (азимуту).

Таким образом, наличие двух вращающихся в противоположном относительно друг друга направлении роторов с ведущими роликами, стабилизатора положения привода с установленным на нем измерителем расстояния позволяет повысить точность определения мест положения обнаруженных дефектов в линейном измерении и в угловом измерении, что повышает точность контроля. щее движитель с приводом и ротором, узел центрирования, измеритель пути и блок обработки сигналов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности определе5. ния координат дефектов, оно снабжено измерителем пройденного пути со следящим роликом с магнитами, выполненным в виде стабилизатора положения, представляющего полукольцо, закрепленное посредством

10 подшипника на корпусе привода, следящий ролик с магнитами, расположенными равномерно по его периметру, закреплен на полукольце магнитоуправляемым контактом, установленным на корпусе привода и вэаи15 модействующим с магнитами следящего ролика, вторым ротором с ведущими роликами, движитель выполнен в виде двухосевого привода, роторы закреплены на валах привода, оси роторов расположены в одной

20 плоскости, а оси роликов роторов повернуты относительно оси устройства на один и тот же угол в противоположных направленияхх.