Устройство для регулирования частоты вращения трехфазного асинхронного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов. Целью изобретения является упрощение. При запуске двигателя 1 или в моменты времени , когда скорость двигателя ниже заданной напряжение рассогласования, поступающее с задатчика 8 частоты вращения и датчика 9 частоты вращения, через элемент сравнения 7 на блок 10 формирования управляющих сигналов включают оптрон 11. Этот оптрон через токоограничивающий резистор 13 включает тиристор 5. Обмотки двигателя 1 замыкаются через резистор 3, и двигатель разгоняется . Коммутирующий конденсатор 4 заряжается до напряжения, равного половине падения напряжения на резисторе 3 в выходной цепи мостового выпрямителя. Когда скорость двигателя 1 превысит заданную , то тиристор 5 закрывается. Начинается процесс спадания скорости двигателя, и конденсатор 4 перезаряжается через резистор 3 и открытый тиристор 6. По достижении заданной скорости снова открывается тиристор бис помощью конденсатора 4 закрывается тиристор 6. В результате таких последовательных включений и отключений двигателя скорость поддерживается на заданном уровне. 2 ил. Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я) Н 02 Р 7/62
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕ ГЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4685653/07 (22) 03.05.89 (46) 15.09.91. Бюл. ¹ 34 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.ИЛапидус (53) 621,313.477 (088.8) (56) Танатар А,И. Методы регулирования скорости асинхронных двигателей, Киев, "Техника", 1968, с. 123-124.
Авторское свидетельство СССР
¹598206,,кл,,Н 02 Р7/62,,1975. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО
АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов.
Целью изобретения является упрощение.
При запуске двигателя 1 или в моменты времени, когда скорость двигателя ниже заданной напряжение рассогласования, поступающее с задатчика 8 частоты вращеИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов.
Целью изобретения является упрощение.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства для регулирования частоты вращения трехфазного асинхронного электродвигателя; на фиг, 2 приведен пример выполнения устройства в виде развернутой электрической схемы, на которой показан возможный вариант реализации функциональных блоков.
Устройство для регулирования частоты вращения трехфазного асинхронного элект„„5U „„1677841 А1 ния и датчика 9 частоты вращения, через элемент сравнения 7 на блок 10 формирования управляющих сигналов включают оптрон 11. Этот оптрон через токоограничивающий резистор 13 включает тиристор 5. Обмотки двигателя 1 замыкаются через резистор 3, и двигатель разгоняется. Коммутирующий конденсатор 4 заряжается до напряжения, равного половине падения напряжения на резисторе 3 в выходной цепи мостового выпрямителя.
Когда скорость двигателя 1 превысит заданную, то тиристор 5 закрывается. Начинается процесс спадания скорости двигателя, и конденсатор 4 переэаряжается через резистор 3 и открытый тиристор 6. По достижении заданной скорости снова открывается тиристор 5 и с помощью конденсатора 4 закрывается тиристор 6. В результате таких последовательных включений и отключений двигателя скорость поддерживается на заданном уровне. 2 ил. родвигателя 1 содержит трехфазный мостовой выпрямитель 2, вход которого предназначен для подключения к фазным выводам статорной обмотки, катодный вывод трехфазного мостового выпрямителя 2 подключен к одному выводу первого резистора 3, другой вывод которого подключен к одному выводу первого конденсатора 4 и к аноду первого тиристора 5, катод которого соединен с катодом второго тиристора 6, анод которого соединен с другим выводом первого конденсатора 4. Устройство также содержит элемент сравнения 7, два входа которого подключены соответственно к выходам задатчика 8 частоты вращения и дат1677841 чика 9 частоты вращения, выход элемента сравнения 7 подключен ко входу блока 10 формирования управляющих сигналов с двумя парами выходных выводов, подключенных соответственно к светодиодам первого 11 и второго 12 оптронов.
Фототиристоры первого 11 и второго 12 onтронов соответственно через второй 13 и го и второго тиристоров 5 и 6 соответственно.
Другой вывод первого конденсатора 4 подключен к общей точке соединения одних выводов второго, третьего и четвертого конденсаторов 15, другие выводы предназначены для подключения к фазам источника питания.
Устройство работает следующим образом.
При запуске электродвигателя 1 или в моменты времени, когда скорость двигателя ниже заданной, напряжение рассогпасования, поступающее с задатчика 8 частоты вращения и датчика 9 частоты вращения через элемент сравнения 7 на блок 10 формирования управляющих сигналов, включает оптрон 11. Этот оптрон через токоограничивающий резистор 13 включает тиристор 5. Обмотки двигателя 1 замыкают25
30 ся через токоограничивающий резистор 3, и двигатель разгоняется. Коммутирующий конденсатор 4 заряжается до напряжения. равного половине падения напряжения на токоограничивающем сопротивлении 3 в
35 выходной цепи мостового выпрямителя 2, благодаря получению искусственной точки нулевого потенциала за счет трех конденсаторов 15, включенных по схеме "Звезда".
Из-за падения напряжения на резисторе 3 40
его средняя точка по сравнению с крайними точками имеет нулевой потенциал. Поэтому напряжение на коммутирующем конденсаторе 4 равно разности потенциалов между искусственным нулем и правым выводом резистора 3. соединенного с анодом тиристора 5, Когда скорость двигателя 1 поевысит заданную, то сигнал элемента сравнения
7 через блок 10 формирования управляющих сигналов включает оптрон 12, который в свою очередь через резистор 14 включает тиристор 6, и к тиристору 5 через тиристор
6 прикладывается запирающее напряжение конденсатора 4, тиристор 5 закрывается.
Начинается процесс спадания скорости двигателя, и конденсатор 4 перезаряжается через резистор 3 и открытый тиристор 6. По достижении заданной скорости в момент поступления следующего сигнала с блока 10 на оптрон 11 снова открывается тиристор 5
55 третий 14 резисторы включены между анодами и управляющими электродами перво- 10 и с помощью конденсатора 4 закрывается тиристор 6. В результате таких последовательных включений и отключений двигателя скорость поддерживается на заданном уровне.
Задатчик 8 частоты вращения состоит из источника постоянного тока 16. балластного сопротивления 17, стабилитрона 18 и потенциометра 19, с которого снимается сигнал, пропорциональный задаваемой скорости вращения двигателя.
Датчик 9 частоты вращения состоит из тахогенератора 20, выводы которого включены в диагональ выпрямительного моста
21. Этот мост применяется для того, чтобы независимо от направления вращения тахогенератора 20, полярность его напряжения, подаваемого на делитель из резисторов 22 и 23, не менялась, Элемент 7 сравнения выполнен в виде двух оптронов 24 и 25 и двух резисторов 26 и 27. Напряжение рассогласования между задатчиком 8 частоты вращения и датчиком
9 скорости частоты вращения подается на вход элемента 7 сравнения. Если напряжение задатчика 8 частоты вращения больше напряжения, снимаемого с выхода датчика
9 частоты вращения, то через резистор 26 включается тиристорный оптрон 24, если же сигнал с выхода датчика 9 частоты вращения больше сигнала с выхода задатчика 8 частоты вращения, то через резистор 27 включается тиристорный оптрон 25. Сигналы с выходов оптронов 24 и 25 подаются на блок 10 формирования управляющих сигналов, В качестве формирователя управляющих сигналов использована двухтактная . схема на двух транзисторах 28 и 29, питаемых от источника постоянного тока 30. Резисторы 31-36 предназначены для согласования параметров в цепях транзисторных усилителей блока 10. В зависимости от соотношения между заданной и действительной скоростью двигателя происходит поочередное включение транзисторов 28 и 29, которые в свою очередь управляют поочередным открыванием оптронов 11 и 12. Сигналы с выхода этих оптронов через резисторы 13 и 14 подаются на вход соответственно тиристоров 5 и 6.
Таким образом, соединение звездой трех конденсаторов, подключенных к трехфаэной питающей сети, и получение тем самым искусственной точки нулевого потенциала позволяет осуществлять принудительное гашений тиристоров без дополнительного источника постоянного тока за счет перезарядки коммутационного конденсатора напряжением, равным половине па1677841
Фиг./ дения напряжения на токоограничивающем сопротивлении в выходной цепи мостового выпрямителя. Введение оптронов в управляющие цепи тиристоров, вместо инерционных элементов — трансформаторов позволяет увеличить быстродействие устройства, уменьшить его габариты и обеспечивает возможность многовариантного исполнения блока управления на стандартных полупроводниковых элементах, Формула изобретения
Устройство для регулирования частоты вращения трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее трехфазный мостовой выпрямитель, в од которого предназначен для подключения к фазным выводам статорной обмотки, катодный вывод трехфазного мостового выпрямителя подключен к одному выводу первого резистора, другой вывод которого подключен к одному выводу первого конденсатора и к аноду первого тиристора, катод которого соединен с анодным выводом трезхфазного мостового выпрямителя и с катодом второго тиристора, анод которого соединен с другим выводом первого конденсатора, элемент сравнения, два входа которого подключены соответственно к выходам задатчика частоты вращения и датчика частоты вращения, выход элемента сравнения подключен ко
5 входу блока формирования управляющих сигналов с двумя парами выходных выводов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения, в него введены второй, третий
10 и четвертый конденсаторы, второй и третий резисторы и первый и второй оптроны, светодиоды которых подключены к соответствующим парам выходных выводов блока формирования управляющих сигналов, фо15 тотиристоры первого и второго оптроновсоответственно через второй и третий резисторы включены между анодами и управляющими электродами первого и второго тиристоров соответственно, другой
20 вывод первого конденсатора подключен к общей точке соединения одних выводов второго, третьего и четвертого конденсаторов, другие выводы которых предназначены для подключения к фазам источника питания.
1677841
Составитель Е.Перммыслова
Техред М.Моргентал Корректор 3,Лончакова
Редактор В.Фельдман
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 3122 Тираж 333 Подписное
ВНЙИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5