Способ реконсервации временно нерабочих бортов карьера
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к горной промети и предназначено для отработки нерабочих бортов карьера. Цель - повышение интенсивности ведения работ по консервации и расконсервации временно нерабочих бортов (В Н Б) п ри снижении объемов вмещающих пород за счет снижения расстояния транспортирования горной массы и увеличения произ-сти горно-транспортного оборудования . Для этого при отработке очередного этапа работ осуществляют подИзобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отработке нерабочих бортов карьера. Цель изобретения - повышение интенсивности ведения работ по расконсервации временно нерабочих бортов при снижении объемов вмещающих пород за счет снижения расстояния транспортирования горной массы и увеличения производительности горно-транспортного оборудования. На фиг. 1 и 2 показана схема последовательности расконсервации ВНБ карьера; на готовку блоков горной массы. На нерабочем уступе отрабатываемого горизонта формируют рабочую площадку (РП). Уступы отрабатывают наклонными слоями на ширину полосы разноса. Отработку полосы разноса ведут двумя этапами с формированием наклонной РП и отработкой наклонного слоя диагональными блоками, расположенными под углом к направлению проектирования ВНБ. Определяют угол а по зависимости „..rc..g ф., ) С ( - « ш -l / град, где Ш т ( п ) - средняя ширина транспортных берм (ТБ) и предохранительных берм ВНБ карьера, м; Шр - ширина РП, м; h - высота уступа, м; Le - длина ВНБ карьера, м; Не - высота ВНБ карьера, м. На первом этапе отработку ведут в направлении от торцов ВНБ к его середине с формированием наклонных ТБ. На втором этапе отработку ведут от центра рабочего борта к его торцам. По ранее сформированным при отработке первого этапа разноса наклонным ТБ транспортируют горную массу. 5 ил. фиг. 3 - отработка вмещающих пород этапа; на фиг, 4 и 5 - схема приведения рабочего борта во временно нерабочее положение. Расконсервация ВНБ карьера, состоящего из нескольких уступов 1, разделенных между собой по высоте последовательно чередующимися предохранительными 2 и транспортными 3 бермами, осуществляется наклонными слоями, проходимыми с поверхности и от торцов ВНБ в направлении его середины. Количество наклонных слоев, наw Ј а VI ю о со ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
0с V О
О
Од
ЬЭ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4716697/03 (22) 10.07.89 (46) 23.09.91. Бюл. N. 35 (71) Отделение проблем природоиспользования и региональной экономики Института технической механики AH УССР (72) А. Г. Шапарь. Л. M. Солодовник, Л. В.
Якубенко и А. Г. Саакян (53) 622.271(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N . 1089260, кл. Е 21 С 41/00, 1982.
Селянин В.Г.Интенсификация горных работ в глубоких карьерах. — М.: Недра, 1977. с. 115-122. (54) СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ ВРЕМЕННО НЕРАБОЧИХ БОРТОВ КАРЬЕРА (57) Изобретение относится к горной промсти и предназначено для отработки нерабочих бортов карьера. Цель — повышение интенсивности ведения работ по консервации и расконсервации временно нерабочих бортов (В Н Б) при снижении обьемов вмещающих пород за счет снижения расстояния транспортирования горной массы и увеличения произ-сти горно-транспортного оборудования. Для этого при отработке очередного этапа работ осуществляют подИзобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отработке нерабочих бортов карьера.
Цель изобретения — повышение интенсивности ведения работ bio расконсервации временно нерабочих бортов при снижении объемов вмещаЮщих пород за счет снижения расстояния транспортирования горной массы и увеличения производительности горно-транспортного оборудования.
На фиг. 1 и 2 показана схема последовательности расконсервации ВН6 карьера; на
„„,, « Ц„„1679032 A l готовку блоков горной массы. На нерабочем уступе отрабатываемого горизонта формируют рабочую площадку (РП). Уступы отрабатывают наклонными слоями ма ширину полосы размоса. Отработку полосы разноса ведут двумя этапами с формированием наклонной РП и отработкой наклонного слоя диагональными блоками, расположенными под углом к направлению проектирования
ВНБ. Определяют угол а по зависимости
Фц(() )II () — ш)) ) — и ) f7 / +
"« 3- " — ° град, где Ш т() — средняя ширина транспортных берм (ТБ) и предохранительных берм ВНБ карьера, м; ШР— ширина РП, м; h — высота уступа, м; 1Б — длина ВНБ карьера, м; Нб — высота ВНБ карьера, м. На первом этапе отработку ведут в направлении от торцов ВНБ к его середине с формированием наклонных ТБ; На втором этапе отработку ведут от центра рабочего борта к его торцам.
По ранее сформированным при отработке первого этапа разноса наклонным ТБ транспортируют горную массу. 5 ил. фиг, 3 — отработка вмещающих пород этапа; на фиг. 4 и 5 — схема приведения рабочего борта во временно нерабочее положение.
Расконсервация ВНБ карьера, состоящего иэ нескольких уступов 1, разделенных между собой по высоте последовательно чередующимися предохранительными 2 и транспортными 3 бермами, осуществляется наклонными слоями, проходимыми с поверхности и от торцов ВНБ в направлении его середины. Количество наклонных слоев, на1679032 1 — — м з1п а
М/ГОД, В
F = — сща, 2 резка которых осуществляется с поверхности, определяется по формуле
L8 I
n — — -, шт„
2 103h где LII — длина ВНБ, м;
Il) — руководящий уклон наклонного слоя, ;
h — Высота уступа, м.
Формирование наклонных слоев осуществляется последовательно сверху вниз и ширина их равна половине ширины полосы и разноса этапа, Первоначально на Верхнем горизонте
ВНБ карьера обуривается и взрывается и блоков 5 треугольной формы, основанием которых служит часть периметра временно нерабочего горизонта длиной, определяемой из выражения где  — ширина полосы разноса этапа, м; а — угол ориентирования диагональных б IDKOB, ГРВД
Где LII т (д ) — средняя ширина транспод-Гных и предохранительных берм В Н Б карьера, м, Ш)) — нормативная ширина рабочей площадки, м;
h —.высота уступа, м;
LI) Нб сООтВетстВВннО длина и ВысОта
ВНБ карьера, м.
После отгрузки взорванной горной массы,первоначального блока 6 обуривается и взрывается следующий блок 7 в виде параплелОГрамма, Основание котороГО Ориентировано под углом а к простиранию ВНБ (фиг. 1). При отработке диагональных блоков 8 от торцов ВНБ к его центру вдоль борта (прямой ход) отрабатывается горная масса соответствующего наклонного слоя на половину ширины полосы разноса этапа
СО СКОРОСТЬЮ ПОДВИгаНИЯ фРОНта ГОРНЫХ Работ и Сэ+ В hug а
М/Год, .Г "8 Qg ГодОВая прОизводитепьность экска° - ватора, м .
Это обеспечивает на подошве вскрытоr0 горизонта формирование площадки 9. Необходимой дпя вскрытия нижележащего горизонта. При достижении длины площадKI4 10, равной нв ней обуривается, взрывается первоначальный блОк 6 с ПОследующим формирОВВ нием диагонального блока 8, который при
10 пОДВиГании нар8388т транспортную б8рму
11 и наклонную б ому Вышележащего наклонного слоя, ъикп Работ по Расконсервации нижележащих горизонтов повторяется в указанной последовательности (фиг, 2), 15 Скорость пониженля горных работ на этом j÷ÿñTK8 борта составляет
B Q.. + В" I; ctq a
Y =
4ВI " " " +ь(. Р +
s é Q
Гд8 ау, 8 соответстг)еннО УГОЛ откоса усту
1 па и погашения торца карьера, град, Таким образом, при возобновлении работ на ВНБ карьера формируется высота рабочей зоны, состоящая иэ 5 — 6 одновременно расконсервируемых горизонтов.
Производство ЭкскаватОрных раоот при ; аскон, 8р8.,öèû .. >НБ Г:p."::,!(".сматривае Г на пичи8 на кзждОм гоpиэoнтэ накпоннОЙ р800 "еи ппогца )ки 1.r.:-ii ) мат iBHOJ) вфирины месте форм14ровани".,Д .иагональных блоков
8 и нгкпонн:lx pансгортных берм ",1, предназна енных цпя перемещения горной масо=) из ":Koкаватсрных забоев к месту назначения.
В месте встречи и Взаимной отработки диагональных блоков верхнего наклонного слоя для врезки в следующую половину полосы разноса и обратного хоДа отработки диагональных блоков 8 на нем обуривается и взрывает я блок 13 треугольнои формы с уг лами при Основании, равными a . Развал взорванных пород 14 размещается на рабо4б) чей площадке 15 трапециевидной формы ни)кележаще 0 слоя, Обеспечивающей укладку на ней взорвзннОЙ ГОрнОЙ массы (фиГ. 3), При перемещении диагональных блоков
8 от центра рабочего борта к его торцам (обратный ход) отрабать:вается вторая полоВина ширинь, полосы разноса. Грузотранспортная связь между экскаваторными забоями и пунктами доставки осуществляется по ранее нарезанным наклонным транспортным бермам 11, погашаемым по мере подвигания Диагональных блоков 8 к тОрцам ВНБ карьера, В реэупьтат8 чеГО рабочий борт приводится во временно неоабо1679032
>3 6
l I с -:.Ое I", 01к.;-;и-« .0)-в.-". з «.Ои.ее следуаII I f q Y(" (" (.". (((.".g I »(("((ПЬ ОГ < ОЛ" (фФ (ф 3 му (» 9 (7 (,г(i 8 ò.„» 4 (((я
«,r(G.oo р. - сконсе„ъва,.ии 3;(еменно нерабочих f;fiGT:,". 9 к зpi е G. ÇI" (гп(очаюЩи(Й fiодготовку блоке:в гор сй :.яссы Opfl o-.рзботкс очеред:.Orc з апч работ, фо1;мировгние на нерабочем уступе отраба ..ва мого горизонта рабочей пiio(ЦЯДки, o f p 3áo7 êó «,;тупов
НаКЛОННЫМИ ЛОЯМ,4 На ИИО((.(4У П "IiO "h P3:;наса, выемку и транспортироьа;4ие горной массы по транспортным бармам, о т I и ч а
f0 Ur, и Й с Я тем, чтсч с (ЕУ!Ью повышениЯ интенсивности ьее е14ия работ по KolicGp83(,uu;. расконсерва,»v вр(еменнс нерабочих бортов, при сни, кении(Ol 1ьемов BMehlafoll
ГДЕ Ш â€”, (л ) — СРЕДНЯЯ О.ГИРИНг rp:-f .-.(-(ОРТНЫ . и поедохранител,(4@x берм В, 1Б кс)рье Я, ...,:
Ыр — ы(рина рабо геЙ пло 1;,,:; r;:.
h- высота ступа м, 1 з — ьлина РН6 карьера, м;
Нг, - 8h ñoTî ь: 1Б карьера, I :, "(5 причем на первом зтапе отраблтку;,еду-;. наппа алании От 10рцов РАНЬ k "-. o =OÐ, ièi-
c Фоомированием наклоннык трв;;,и" и, : ьi: г ерм а на Втором этапе огграбГ(I .: вед,(. 0
;.,ентра рабочего борта к его арго, а.::-;,-ioпортирование ГОрнОА массы Вее, (по 1зане(= сфорк4ированным при отраоот »е первого зтапа разноса наклонным транспортным бермам.
1679032
1679032
Составитель И,Алимов
Техред М.Моргентал Корректор Н.Король
Редактор И.Горная
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3192 Тираж 288 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., 4/5