Способ контроля работоспособности осветительного элемента транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к контролю герметичности автомобильных фар и позволяет повысить достоверность путем приближения условий испытания к эксплуатационным при контроле фар с отверстием в корпусе. Фару герметизируют и создают перепад давления на корпусе фары путем создания ударной подачи воздуха в зону отверстия фазы. При этом избыточное испытательное давление воздуха в полости фары должно быть равно алгебраической сумме силы давления встречного потока воздуха при заданной скорости движения транспортного средства и силы избыточного средства и силы избыточного рабочего давления среды внутри корпуса фары. О негерметичности фары судят по изменению давления снаружи корпуса фары вне зоны отверстия. 4 -илс о сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)s G 01 М 3/02

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Г, 1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4749942/28 (22) 12.10.89 (46) 23.09.91. Бюл, % 35 (71) Научно-производственное объединение по автоэлектронике и автотракторному электрооборудованию (72) В.И.Сергейчев и Л.М.Атрушкевич (53) 620.165.29 (088.8) (56) ТУ 37,003 1142-83. Фары автомобильные ближнего и дальнего света. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОСВЕТИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к контролю герметичности автомобильных фар и позволяет повысить достоверность путем приближения

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для контроля работоспособности автомобильных фар и подфарников.

Целью изобретения является повышение достоверности путем приближения условий испытания к эксплуатационным при контроле осветительных элементов с отверстием в корпусе.

На фиг. 1 изображена смеха стенда для осуществления способа; на фиг. 2 - узлы уплотнения кожуха, корпуса и бурта фары; на фиг.3- уплотнение сферической поверхности корпуса фары; на фиг;4-узел токоподвода фары.

Стенд содержит смонтированные на станине 1 два датчика 2 и 3 давления, Подставки 4 расположены внутри полости 5, образованной корпусом 6 и станиной 1.

„„ Ы„„1679228 Al.условий испытания к эксплуатационным при контроле фар с отверстием в корпусе.

Фару герметизируют и создают перепад давления на корпусе фары путем создания ударной подачи воздуха в зону отверстия фазы. При этом избыточное испытательное давление воздуха в полости фары должно быть равно алгебраической сумме силы давления встречного потока воздуха при заданной скорости движения транспортного средства и силы избыточного средства и силы избыточного рабочего давления среды внутри корпуса фары. О негерметичности фары судят по изменению давления снаружи корпуса фары вне эоны отверстия.

4 ил

Имеются гидроцилиндр 7 и система создания зон герметизации для испытания соединений элементов фары.

Гидроцилиндр? соединен с нагнетающим трубопроводом 8 через редуктор 9 и трехходовый кран 10, давление в котором показы вэет манометр 11.

Система создания эон герметизации включает соединенный с гидроцилиндром

7 колпак 12 и кожух 13, соединенные при помощи кронштейна 14. Колпак 12 и кожух.

13 снабжены уплотненными кольцами 15, прилегающими к корпусу 16 фары. На кожухе 13 установлено уплотнительное кольцо

17, герметизирующее плоскости 18 полость

19. Полость 19 соединена с нагнетающим трубопроводом 20 через редуктор 21, пневмокран 22. Корпус 6 имеет уплотнительное

1679228 кольцо 23, соединенное с нагнетающим трубопроводом 24, Постановка имеет фиксирующий буртик 25 и опорную поверхность 26. Уплотнительные кольца 15 состоят из кольцевых пружин 27, армированных в резиновой основе 28, имеющей контактную поверхность

29, соответствующую форму корпуса 16 фары. Полости 30 и 5 соединены каналами 31 и 32 с датчиками 2 и 3 давления. Примером датчика 2 или 3 давления может служить реле давления, содержащее корпус 33 из изоляционного материала с двумя электродами 34 в нем и центральным каналом 35, соединенными с 31 и 32 для подвода избыточного давления в проверяемых полостях. К электродам подключены сигнализирующие лампочки 36 и 37.

Стенд содержит также блок контроля электрических параметров фары, включающий электричекский контакт в виде щупа

38, который вставлен в электроизоляционную втулку 39, крепящуюся винтами 40 на колпаке 12, Пружина 41 служит для обеспечения надежного контакта и выбора зазора между щупом 38 и клеммой 42 фары 16, Резиновое кольцо 43 и прокладка 44 герметизируют блок контроля электрических параметров. Гайки 45 и 46 служат для регулировки хода щупа 38.

Стенд работает следующим образом.

Испытываемую фару устанавливают рассеивателем 47 вниз на подставку 4. При перемещении поршня гидроцилиндра 7 колпак 12 и кожух 13 прижимают к корпусу

16 фары, образуя герметичные полости 19 и 30, создавая необходимое давление в трубопроводе 24 и внутри кольцевого уплотнения 23, герметизируют полость 5 в корпусе 6 рассеивателя 47.

При герметизации полостей 5,19,30 поршень гидроцилиндра 7 прижимает рассеиватель 47 фары к подставке 4. При этом создают усилие, равное алгебраической сумме силы избыточного давления внутри фары и силы давления потока воздуха на стекло фары при движении автомобиля со скоростью 120 км/ч и шквальном ветре 60 км/ч, что сЬставляет около 60 кг на всю поверхность рассеивателя.

Например, при движении автомобиля со скоростью 120 км/ч и шквальном ветре

60 км/ч, направленном перпендикулярно плоскости фары (навстречу движению), усилие которое должно выдержать фара (клеевой шов) без нарушения герметичности, равно

P =c>< S, г где Р - усилие, воспринимающее нагрузку ветра; сх - коэффициент лобового сопротивления, 5 р- О,l25- плотность воздуха на высоте

1 м от поверхности;

Ч - скорость ветра плюс скорость движения автомобиля равна 180 км;

S - площадь стекла фары.

10 Следовательно, 2

Р =033 0,125 180 110 =57 кг.

2

Дальнейшее испытание фары на работоспособность осуществляется следующим

15 образ

После герметизации полостей 5,19,30 в полость 19 подают воздух иэ трубопровода 20, создавая избыточное давление, которое регулируется редуктором 21. Воздух

20 через отверстие 48 корпуса 16фары (см,фиг,2) попадает во внутреннюю полость фары, что создает ударно избыточное давление, равное 0,7...1,0 атм, поддерживаемое не менее 5с. . В случае утечки воздуха из фары через клеевой шов 49 или место соединения фары сгерметич,ной гайкой 50 в полостях 30 и

5 создаются избыточное давление. Из одного или из двух полостей 30 и 5 воздух по каналам 31 или 32 проходит в центральный канал 35 датчика. Пузырьки воздуха вытесняют воду из канала 35, при этом меняется установившееся сопротивление между электродами 34, и по наклонной поверхности 51перемещается вверх в направлении электродов 34, разрывая электрическую цепь между ними. Сигнал о разрыве цепи фиксируется лампочками 36 или 37, которые после этого горят постояннодо сброса

40 давления.

Бо время проверки на .герметичность проводят электрические испытания на дальне и ближнее свечение лампы по потребляемому току при максимальном на45 пряжении при помощи щупа 38, подключая лампочку 52 фары к источнику питания. При неудовлетворительном режиме работы и отказе лампы 52 в фаре поступает сигнал на стенд, например загорается индикатор.

После проведения испытания на герметичность снижают давление в полостях 30 и 19 и в полости кольцевого уплотнения.

Гидроцилиндр 7 отводит колпак 12 с кожухом 13 от корпуса 16 фары, одновременно разрывая электрическую цепь контроля фаP bi.

Способ позволяет уменьшить трудоемкость. По сравнению с прототипом работоспособность проверяется за одну установку

1679228

25 на стенде при одновременном испытании на герметичность и электротехнических параметров. Кроме того, способ позволяет испольэовать детали негерметичных фар для разборки и для повторного использования части этих деталей в сборке новых фар, Также повышена достоверность эа счет приближения условий испытания к натурным.

Формула изобретения

Способ контроля работоспособности осветительного элемента транспортного средства путем герметизации осветительного элемента, создания на его корпусе перепада давления и определения степени негерметичности через время выдержки, о тлича ю щийс я тем, что, с целью повышения достоверности путем приближения. условий испытания и эксплуатационным при контроле осветительных элементов с отвер5 стием в корпусе, перепад давления создают путем ударной подачи воздуха в зону отверстия так, чтобы избыточное испытательное давление в полости осветительного элемента было равно алгебраической сумме

10 силы давления встречного потока воздуха при заданной скорости движения транс портного средства и силы избыточного рабочего давления среды внутри корпуса осветительного элемента, а о его негерме15 тичности судят по изменению давления снаружи корпуса вне эоны отверстия.

1679228

Фиг,2

1679228

Редактор А. бар

Заказ 3202 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

ПО

an ека

Составитель В. Вихлеев

Техред М.Моргентал Корректор М. Кучерявая