Устройство для предохранительного торможения шахтной подъемной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 66 B 1/32
ГОСУДАР СТВ ЕННЫ Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4606440/03 (22) 15.11.88 (46) 30.09.91. Бюл. M 36 (71) Донецкий политехнический институт (72) С.Н.Шапочка и Ю.И.Шевчик (53) 621.867(088.8) (56) Алистратова И.Е., Беликов Н.Л„Васильев В.И. и др, Системы автоматического регулируемого предохранительного торможения шахтных подъемных машин.
М„ !ЦНИЭИуголь, 1987, вып. 22, с,22 — 23, рис. 7-8. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ШАХТНОЙ
ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к шахтному подъему, конкретно к тормозным системам шахтных подъемных установок. Цель изобретения — повышение надежности и безопасности эксплуатации шахтной подъемной машины. Изобретение содержит тормозной цилиндр 1, регулятор 2 давления, электроклапаны 3, 4 и 7 с соответствующи,, БЫ,„, 1б80б15 А1 ми катушками управления (КУ) 5, 6 и 8, редукционный клапан 9, регулируемые дроссели 10 и 11, воздухосборник 12, датчик 13 скорости, дифференциатор 15, компараторЫ (К) 16 и 17 замедления, К 18 минимальной скорости, источник питания, ключ 23 предохранительного торможения и резистор 24, В устройство введены два элемента И 19 и 22, элемент ИЛИ 20 и инвертор 21. При предохранительном торможении ключ 23 размыкается, КУ 5 обесточивается, а КУ 6 обесточивается через элемент 20. Начинается торможение. При снижении скорости срабатывает К 16. Через элементы 19 и 20
КУ 6 запитывается, и машина растормаживается. Таким образом, она тормозится с заданным ускорением. При срабатывании К
17 запитывается КУ 8 через элемент 22 и избыточное тормозное усилие убирается.
При срабатывании К 18 обесточиваются КУ
6 и 8, воздух из цилиндров 1 выходит. Машина тормозится полным тормозным моментом. 1 ил.
1680615
30
50
Изобретение относится к шахтному подъему, конкретно к тормозным системам шахтных подъемных установок.
Цель изобретения — повышение надежности и безопасности эксплуатации шахтной подъемной машины.
На чертеже изображена функциональная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит тормозной цилиндр 1, регулятор 2 давления, третий и первый электроклапаны 3 и 4 с катушками 5 и 6 управления соответственно, второй электроклапан 7 с катушкой 8 управления, редукционный клапан 9, регулируемые дроссели 10 и 11, воздухосборник 12, являющийся источником давления воздуха, датчик 13 скорости с выпрямительным 14, дифференциатор 15, два компаратора 16 и
17 замедления, компаратор 18 минимальной скорости, элемент И 19, элемент ИЛИ
20, инвертор 21, элемент И 22, ключ 23 предохранительного торможения и резистор
24.
Тормозной цилиндр 1 пневматически соединен с входом электроклапана 4 и выходом электроклапана 7, вход которого через дроссель 11 связан с воздухосборником
12, который также посредством регулятора давления 2 и клапана 3 связан с первым выводом клапана 4, вывод которого соединен с атмосферой посредством соединенных параллельно редукционного клапана 9 и дросселя 10. Скорость подъемной машины измеряется датчиком 13 скорости, выход которого через выпрямительный мост 14 соединен с входами дифференциатора 15 и компаратора 18 минимальной скорости. Выход дифференциатора 15 связан с входами компараторов 16 и 17 замедления, выходы которых подключены к соответствующим входам элементов И 19 и 22. Еще один вход элемента И 22 связан с выходом инвертора
21, вход которого соединен с вторым выводом резистора 24 и первым входом элемента ИЛИ 20, второй вход которого соединен с выходом элемента И 19. Выход элемента
ИЛИ 20 связан с катушкой 6, выход элемента 22 связан с катушкой 8, а катушка 5 связана с вторым выводом резистора 24.
Второй вывод. ключа 23 соединен с вторым выводом (плюсом) источника питания. Первый вывод резистора 24 соединен с первым выводом источника питания (с общей шиной устройства).
На чертеже изображен один канал устройства для предохранительного торможения шахтной подъемной машины, однако при снабжении машины двумя и более тормозными цилиндрами данное устройство содержит соответственно два или больше (по числу цилиндров) идентичных каналов, изображенных на чертеже, Общими в этом случае для всех каналов будут воздухосборник и регулятор давления.
Устройство работает следующим образом.
Растормаживание машины (ключ 23 замкнут) осуществляется подачей воздуха в тормозной цилиндр 1 с помощью регулятора 2 давления. Катушки 5 и 6 при этом запитаны, электроклапаны 3 и 4 сообщают тормозной цилиндр 1 с регулятором 2 давления, которым устанавливают в цилиндре
1 давление растормаживания. Электроклапан 7 отсекает тормозной цилиндр 1 от воздухосборника 12. При подаче ключом 23 команды на предохранительное торможение (ключ 23 размыкается) теряет питание катушка 5, и электроклапан 3 отсекает регулятор давление от тормозного цилиндра 1, чтобы машинист с помощью регулятора 2. уже не смог вмешаться в процесс предохранительного торможения, который осуществляется автоматически. Датчик 13 скорости измеряет скорость машин, сигнал от которого затем выпрямляется, чтобы не зависеть от направления вращения барабана, и дифференцируется. Сигнал фактической скорости машины V, сравнивается с минимальным уровнем Vo (обычно 4=0,30,6 м/с) компаратором 18, а сигнал замедления а сравнивается с заданными уровнями а1 и az в компараторах 16 и t7. Величина а> представляет собой нижнюю границу значений требуемой величины замедления при предохранительном торможении, а а — верхнюю границу. При размыкании ключа 23 на ходу (V > Vp) фактическое замедление машины а в первый момент после размыкания будет меньше а, На выходе компараторов
16 и 17 будут сигналы "0", на выходе компаратора 18 — сигнал "1", Следовательно, на выходе элемента ИЛИ 20 будет "0", катушка
6 теряет питание и воздух из тормозного цилиндра 1 через электроклапан 4, дроссель
10 и редукционный клапан 9 начинает выходить, тормозное усилие возрастает. На выходе элемента И 22 в этом время находится сигнал "0", катушка 8 обесточена и электроклапан 7 заглушен. Тормозной момент нарастает по мере выхода воздуха из цилиндра 1, соответственно растет замедление. Такое состояние продолжается до момента достижения равенства а=а, В этот момент на выходе компаратора 16, а значит, и на выходе элемента ИЛИ 20 появляется сигнал "1", катушка 6 запитывается и прекращается сброс воздуха из тормозного цилиндра 1 через электроклапан 4, машина тормозится достигнутым тормозным усили1680615 ем, состояние электроклапана 7 не меняется, его катушка 8 обесточена. Такое положение сохраняется пока выполняется
30
"0", катушки 6 и 8 обесточиваются и воздух выходит из тормозного цилиндра 1 через электроклапан 4, цилиндр 1 опорожняется и прикладывается полный стопорящий тормозной момент. Редукционный клапан 9
35 предназначен для быстрого выбора холостого хода тормоза после подачи команды на предохранительное торможение, что обеспечивается отсутствием дросселирования его выхлопа. Регулируемые дроссели 10 и 11 предназначены для задания темпов нарастания и убывания тормозного усилия в процессе предохранительного торможения при поддержании фактического замедления в требуемом диапазоне.
Формула изобретения
Устройство для предохранительного торможения шахтной подъемной машины, 45
Составитель B. Копылов
Редактор T. Лазоренко Техред М,Моргентал Корректор С,Черни
Заказ 3278 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 неравенство а < à < az. Но ввиду наличия упругих канатов, усилие приложенное к барабану машины колеблется, соответственно колеблется значение замедления а.
Превышение а > а свидетельствует о приложении избыточного тормозного усилия к . машине, которое необходимо убрать. В ,этом случае (при установлении неравенства а > az) срабатывает компаратор 17, íà его выходе появляется сигнал "1", который появляется также на выходе элемента И 22, Катушка 8 запитывается, и через электроклапан 7 и дроссель 11 воздух подается из воздухосборника 12 в тормозной цилиндр 1, повышая давление в последнем, т.е, уменьшая создаваемое им тормозное усилие, 3амедление машины при этом также начинает уменьшаться, снова устанавливаясь в требуемом диапазоне а «az. Так, с заданным замедлением машина тормозиться до момента снижения скорости Чдо уровня Vo.
Наступление равенства V-Чо свидетельствует о том, что опасности возникновения скольжения либо набегания уже нет и можно тормозить сколь угодно резко, На выходе компаратора 18 при этом появляется сигнал содержащее тормозной цилиндр, вход которого соединен с первыми выводами первого и второго электроклапанов, вторые выводы которых соединены с первыми выводами первого и второго регулируемых дросселей, второй вывод первого из которых соединен с атмосферой, редукцианный клапан, воздухосборник, выход которого соединен с первым выводом регулятора давления, второй вывод которого соединен с атмосферой, а третий — с первым выводом третьего электроклапана, второй вывод которого соединен с атмосферой, датчик скорости, выход которого с выходами компаратора минимальной скорости и дифференциатора, выход которого соединен с входами первого и второго компараторов замедления, источник питания, один вывод которого соединен с первым выводом резистора, второй вывод которого соединен с первым выводом ключа предохранительного торможения, второй вывод которого соединен с вторым выводом источника питания, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и безопасности эксплуатации шахтной подъемной машины, в него введены два элемента
И, элемент ИЛИ, и инвертор, причем выход первого компаратора замедления соединен с первым входом компаратора минимальной скорости и первым входом второго элемента И, второй вход которого соединен с выходом второго компаратора замедления, а третий вход — с выходом инвертора. вход которого соединен с вторым выводом резистора катушкой правления третьего электроклапана и первым входом элемента ИЛИ, выход которого соединен с катушкой управления первого электроклапана, выход второго элемента И соединен с катушкой управления второго электроклапана, выход воздухосборника соединен с вторым выводом второго регулируемого дросселя, третий вывод третьего электроклапана соединен с третьим выводом первого электроклапана, второй вывод которого через редукционный клапан соединен с атмосферой.