Рабочее оборудование роторного экскаватора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к землеройному машиностроению, а именно к мощным карьерным роторным экскаваторам, имеющим привод рабочего органа двухдвигательного исполнения. Целью изобретения является повышение надежности рабочего оборудования за счет подавления механических противофазных колебаний в приводе рабочего органа Для этого в рабочем оборудовании, содержащем установленный на роторной стреле 1 рабочий орган 2 с ковшами 3, редуктор 4, навешенный на вал 5 рабочего органа 2, и два приводных
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)л Е 02 F 3/24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4700339/03 (22) 02.06.89 (46) 30.09.91. Бюл. М 36 (71) Донецкий политехнический институт (72) В,Ю,Чудновский, Н.И.Пономарев и В,В,Коньков (53) 622.325 (088.8) (56) Владимиров B,М.. Трофимов В.К, Повышение производительности карьерных многоковшовых экскаваторов, М.: Недра, 1980, с, 267-312. (54) РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ РОТОРНОГО Э KCKABATOPA
„„5U„„1680880 А1 (57) Изобретение относится к землеройному машиностроению, а именно к мощным карьерным роторным экскаваторам, имеющим привод рабочего органа двухдвигательного исполнения. Целью изобретения является повышение надежности рабочего оборудования за счет подавления механических противофазных колебаний в приводе рабочего органа. Для этого в рабочем оборудовании, содержащем установленный на роторной стреле 1 рабочий орган 2 с ковшами 3, редуктор 4, навешенный на вал 5 рабочего органа 2, и два приводных
1680880 двигателя 6 и 7, установленные на редукторе 4 и соединенные с его входными валам
9 посредством муфт 8 предельного момента, дополнительно применены двухобмоточные генераторы постоянного тока (ГПТ) 11 и
12, Установлены ГПТ 11 и 12 соосно приводным двигателям 6 и 7 и соединены с ними посредством жестких муфт 10. К первым обмоткам 15 возбуждения ГПТ 11 и )2 подключен блок 16 питания. В цепь параллельно соединенных якорей 13 ГПТ 11 и 12 включен резистор 14, к которому подключен вход усилителя 17. Выход усилителя 17 соединен с вторыми обмотками 18 возбуждения, включенными встречно. Обмотки 15 создают слабое постоянное подмагничивание
Изобретение относится к землеройному машиностроению, а именно к карьерным
poTopHblM экскаваторам, предназначенным для ведения вскрышных идобычных работ, и имеющих привод рабочего орга- 5 на двухдвигательного исполнения.
Цель изобретения — повышение функциональной надежности рабочего оборудования роторного экскаватора за счет подавления механических противофазных 10 колебаний.
На чертеже изображено рабочее оборудование роторного экскаватора с двухдвигательным приводом рабочего органа, Рабочее оборудование включает уста- 15 новленные на роторной стреле 1 рабочий орган 2 с ковшами 3, редуктор 4, навешенный на вал 5 рабочего органа 2, и два приводных двигателя 6 и 7, установленные на редукторе и соединенные посредством эа- 20 щитных муфт 8 предельного момента с его входными валами 9. Соосно двигателям установлены и соединены с ними посредством жестких муфт 10 двухобмоточные генераторы 11 и 12 постоянного тока, якорные 25 обмотки которых 13 соединены через ограничитель 14 тока параллельно, а первые обмотки независимого возбуждения 15 подключены к блоку 16 питания, К ограничителю тока подключен вход усилителя 17, а 30
его выход соединен с вторыми обмотками независимого возбуждения 18, включенными встречно.
Устройство работает следующим образом. 35
Роторная стрела 1 с рабочим органом 2 вводится в забой и ковши 3 вступают во
ГПТ 11 и 12. При отсутствии колебаний в приводе ток в якорной цепи ГПТ 11, 12 отсутствует и они работают в режиме холостого хода. При нагружении привода в системе возникают механические противофазные колебания, Обмотка 18 ГПТ 11(12), связанного с приводным двигателем 6(7), имеющим в данный момент колебаний большую скорость, создает сильное возбуждение того же знака, что и обмотка 15, Поэтому ГПТ работает в режиме самовозбуждения, в то же время второй ГПТ переводится в режим работы двигателя. B предлагаемом устройстве ГПТ 11 и 12 выполняют роль демпфера механических противофаэных колебаний. 1 ил, взаимодействие с горной породой. Усилие резания создается двигателями 6 и 7, которые через муфты 8, валы 9, редуктор 4 и вал
5 вращают рабочий орган 2. Одновременно двигатели 6 и 7 через жесткие муфты 10 вращают генераторы 11 и 12, которые постоянно слабо возбуждены током, обтекающим обмотки 15 от блока 16 питания.
При отсутствии противофазных колебаний в приводе разность потенциалов на концах ограничителя 14 тока равна нулю. В этом случае генераторы 11 и 12 работают
s режиме холостого хода, При возникновении в приводе под нагрузкой противофазных колебаний из-за разности скоростей вращения генераторов 11 и 12 в цепи их якорей 13 возникает ток, что приводит к появлению разности потенциалов на концах ограничителя 14 тока и напряжения на выходе усилителя 17. Это напряжение подается на обмотки возбуждения 18, соединенные так, что, если- в некоторый момент времени скорость вращения генератора 11 окажется, например, выше, чем генератора 12, то магнитные поля его обмоток 18-1 и 15-1 будут складываться и, следовательно, генератор 11 будет охвачен положительной обратной связью, определяющей его работу как генератора в режиме самовозбуждения. Одновременно в генераторе 12 сильное магнитное поле обмотки
18-2 будет направлено встречно магнитному полю обмотки 15-2 и подавит его, чем переведет генератор 12 в двигательный режим работы. На этой фазе колебаний в приводе генератор 11 отбирает у двигателя 6, имеющего большую скорость. некото1680880
Составитель Б.Барбараш
Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий
Редактор Н.Шитев
Заказ 3291 Тираж 381 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 рую мощность и передает ее через генератор 12, работающий в режиме "двигателя". приводному двигателю 7. В момент времени, когда скорость приводного двигателя 6 меньше скорости двигателя 7, в режиме самовозбуждения работает генератор 12, а генератор 11 — в режиме работы двигателя.
Следовательно, отбирается мощность у приводного двигателя 7 и перекачивается двигателю 6.
Таким образом, благодаря свойству обратимости электрических машин постоянного тока, в приводе обеспечивается перекачка некоторой части мощности от приводного двигателя, имеющего большую скорость, к приводному двигателю, имеющему меньшую скорость, что препятствует возникновению противофазных колебаний, а в случае появления — способствует их подавлению. Генераторы 11 и 12 в данном устройстве выполняют роль демпфера механических колебаний.
Применение данной конструкции рабочего оборудования роторных экскаваторов при двухдвигательном исполнении привода рабочего органа обеспечивает по сравнению с известным, благодаря эффективному гашению механических противофаэных колебаний, достижение положительного технико-экономического эффекта, определяемого увеличением срока службы зубчатых колес, подшипниковых узлов, двигателей, уменьшение затрат на их ремонт и замену, снижение потерь рабочега времени на простои, связанные с ремонтом.
Формула изобретения
Рабочее оборудование роторного экскаватора, включающее установленный на роторной стреле рабочий орган
10 с ковшами, кинематически связанный через редуктор и муфты предельного момента с соответствующими приводными двигателями, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения функциональ15 ной надежности за счет подавления механических противофазных колебаний, в него введены две жесткие муфты, два генератора постоянного тока с двумя обмотками независимого возбуждения, ограничитель
20 тока, усилитель и блок питания, подключенный к соединенным последовательно первым обмоткам независимого возбуждения генераторов постоянного тока, якорные обмотки которых последовательно соединены
25 между собой и зашунтированы ограничителем тока, выход которого соединен с входом усилителя. выход которого подключен к соединенным параллельно вторым обмоткам независимого возбуждения гене30 раторов постоянного тока, кинематически связанные через муфты с соответствующими приводными двигателями,