Способ открытой разработки горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к горной промышленности и м б использовано при открытой разраб. горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых Цель изобретения - повышение эффективности разраб за счет снижения среднего коэффициента вскрытий Вскрытие месторождения ведут временными внутренними съездами 6 на рабочем борту карьера, постоянной транспортной бермой 9 временным внутренним съездом 7 на внутренний отвал 4 и постоянным внутренним съездом 8 на дневную поверхность Обработку ниж---ОП Фи /
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Е 21 С 41/28
ГОСУДАР СТВ Е ННЫ Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЪ|ТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4422671/03 (22) 05.04,88 (46) 30.09.91. Бюл. hb 36 (71) Государственный союзный институт по проектированию предприятий горнорудной промышленности (72) В,Б.Кульбацкий, Л.А.Мельник, Е.И.Коротков, В,А.Окулов, Ю.П.Громов, В.Ф.Воробьев и Л.С. Шкварцова (53) 622.271(088.8) (56) Ржевский В.В, Технология и комплексная механизация открытых горных работ,—
М,: Недра, 1980, с.190-194, рис. 6.8д.
Там же, с.190-194, рис.6.8у.
„,; Ы„„1681000 А1 (54) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ПОЛОГИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (57) Изобретение относится к горной промышленности и м.б, использовано при открытой раэраб. горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых.
Цель изобретения — повышение эффективности разраб. за счет снижения среднего коэффициента вскрытий, Вскрытие месторождения ведут временными внутренними съездами 6 на рабочем борту карьера, постоянной транспортной бермой 9, временным внутренним съездом 7 на внутренний отвал 4 и постоянным внутренним съездом
8 на дневную поверхность. Обработку ниж1681000
10 него вскрышного уступа 3 ведут укладкой пород во внутренний бестранспортный гребневой о вал 4, Отработку верхних вскрышных уступов 2 производят с транспортированием пород в отвал 5 поверх отвала 4. Добытое полезное ископаемое 16 транспортируют на поверхность потребителю. Отработку уступов ведут с формированием транспортных полос и берм 9 на
Изобретение относится к орной промышленности и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых, Цель изобретения — повышение эффективности разработки за счет снижения среднего коэффициента вскрыши, На фиг. 1 изображена схема разработки месторождения; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
На чертежах приняты следующие обозначения: 1 - добычный уступ, 2 - верхние вскрышные уступы, отрабатываемые с применением автомобильного транспорта, 3-нижний вскрышный уступ, отрабатываемый по бестранспортное схеме, 4 — внутренние отвалы, отсыпаемые по бестранспортной схеме, 5 -- внутренние отвалы, отсыпаемые с применением автомобильного транспорта; б — временные внутренние съезды н"; рабочем борту карьера, 7 — временный внутренний съезд на отвал, 8 — постоянный внутренний съезд на поверхность, 9 постоянная транспортная берма на нерабочем борту карьера, 10 — экскаватор типа прямая механическая лопата, 11 — экскаватор типа драглайи (вскрышная мехлопата, роторный экскаватор с отвалообразователем), 12 — самосвал, 13 — трасса временных и постоянных автомобильных дорог, 14— направление транспортирования полезного ископаемого, 15 — направление транспортирования пустых пород, 16 — готовые к выемке запасы полезного ископаемого, 17 — отработанный пласт полезного ископаемого.
Способ осуществляют следующим образом.
Вскрытие карьерного поля осуществляют двумя системами транспортных выработок: временными внутренними съезда "«6 на рабочем борту карьера и постоянной флангах карьера. При этом формируют также постоянные внутренние съезды 8 на нерабочем борту карьера. Формирование транспортны" полос производят на бермах
9 на уровне гребней отсыпаемых пород внутреннего бестранспортного отвала 4, Для доставки пород на поверхность отвала
4 и их отсыпки в отвал 5 формируют временные съезды 7. 2 ил. транспортной бермой 9 для двухполостного движения автосамосвалов 12. временным внутренним сьездом 7 с транспортной бермой 9 на внутренний отвал 4 и постоянным внутренним съездом 8 с транспортной бермы 9 на дневную поверхность.
Отработку нижнего вскрышного уступа 3 ведут экскаватором 11 с укладкой пород во внутренний бестранспортный гребневой отвал 5. Отработку верхних вскрышных уступов 2 производят экскаваторами 1,0 с последуюшим транспортированием пород в автосамосвалах 12 для их складирования поверх поверхности бестранспортных отвалов 4, По мере отработки вскрышных уступов 2 и З,формируют транспортные полосы и бермы 9 на флангах карьера, а также постоянные внутренние съезды
8 на нерабочем борту карьера. Выемку полезного ископаемого 16 из добычного уступа 1 осуществляют экскаваторамл типа
r!рямая механическая лопата с последующим его транспортированием в автосамосвалах 12 потребителю.Гранспортирование как вскрытых пород верхних уступов 2, так и полезного ископаемого 16 ведут первоначально по временным внутренним сьездам
6 на рабочем борту карьера и по сформлрованным трассам 13 при отработке месторождения на постоянных транспортных бермах 3 и на флангах карьера. Для дальнейшего транспортирования на поверхность полезного ископаемого 16, указанного стрелкой 14, используют постоянный внутренний съезд 8. Для дальнейшей доставки пород на поверхность внутренних отвалов 4 периодически формируют временные сьезды 7, по которым в направлении, указанном стрелкой 15, движутся автосамосвалы с породой для формирования Отвала 5. Формиоование транспортных полос производя на бермах 9 на уровне
1681000 гребней отсыпанных пород внутреннего бестранспортного отвала 4, Расположение транспортной бермы на нерабочих бортах карьера, позволяет ликвидировать постоянные внутренние траншеи на почве пласта 17 полезного ископаемого.
Постоянные внутренние съезды 8 с транспортной бермы на дневную поверхность, служащие для транспортирования полезного ископаемого, формируют один раз после отсыпки пионерной насыпи автомобильного отвала на весь срок отработки место рождения, Грузопоток полезного ископаемого и верхней толщи вскрышных пород направляют почти по одним и тем же вскрывающим выработкам, что ведет к сокращению их числа и соответственно затрат на их формирование и поддержание.
Транспортирование полезного ископаемого и пустой породы производят попеременно через систему транспортных выработок левого и правого флангов в зависимости от направления рабочего хода вскрышных экскаваторов 11 на отработке нижнего вскрышного уступа 3 по бестранспортной схеме и тяготения экскаваторных забоев верхних вскрышных уступов 2 к тому или иному флангу, Наличие системы транспортных выработок на обоих флангах карьера позволяет иметь постоянно минимальную дальность транспортирования пустых пород во внутренний отвал и организова: b работу вскрышных экскаваторов по бестранспортной схеме без технологических простоев мощного вскрышного оборудования. Работу вскрышного экскаватора 11 (или экскаваторов) на отработке нижнего вскрышного уступа 3 обеспечивают с холостыми ходами. По окончании отработки очередной вскрышной заходки транспортирование полезного ископаемого 16 осуществляют попеременно через систему вскрывающих выработок левого и правого флангов карьерного поля, что позволяет избежать технологических простоев оборудования, свойственных спосабу вскрытия одной фланговой въездной траншеей или фланговым внутренним съездом.
Внутренние временные сьезды 6 на
5 рабочем борту карьера располагают ближе к флангу карьерного поля, через который происходит откатка породы во внутренний отвал 5. Срок их службы зависит от интенсивности разработки месторождения, т.е, 10 от скорости подвигания рабочего борта карьера.
Наличие временных съездов 7 на отвале, которые по мере подвигания фронта отвальных работ погашают и вновь
15 формируют вслед за подвиганием фронта работ, позволяет поддерживать минимальной и постоянной дальность транспортирования пород верхней толщи во внутренний отвал 5 автомобильным транспортом.
Формула изобретения
Способ открытой разработки горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых, включающий вскрытие
25 месторождения, отработку нижнего вскрышного уступа с укладкой пород во внутренний бестранспортный гребневой отвал с формированием транспортных полос и берм на флангах карьера и постоянных
30 внутренних сьездов на нерабочем борту карьера, отработку верхних BcKpblLUHb!x ус° тулов с последующим транспортированием пород в отвал и выемку полезного ископаемого с последующим его транспортирова35 нием потребителю, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности разработки за счет снижения среднего коэффициента вскрыши, вскрытие месторождения осуществляют временными внутренними
40 съездами по рабочему борту карьера, при этом формирование транспортных полос производят на бермах на уровне гребней отсыпанных пород внутреннего бестранспортного отвала, а складирование пород
45 верхних вскрышных уступов ведут поверх поверхности бестранспортных отвалов с формированием временных съездов на отвале.
Составитель M.ÃðàäóñoB
Редактор M,Êîáûëÿíñêàÿ Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор M.Màêcèìèøèíeö
Заказ 3297 . Тираж 291 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101