Шарнир универсального шпинделя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к металлургическому машиностроению и может быть использовано в приводах валков прокатных станов, а также правильных и других машин. Цель изобретения-увеличениедолговечности и ремонтопригодности шарнира. Крутящий момент от вала к вилке передается через лопасть, сопряженную с вилкой посредством вкладышей скольжения. Лопасть контактирует с обоймой наружными криволинейными поверхностями. Обойма закреплена на вилке. Каждая наружная поверхность лопасти, контактирующая с обоймой, образована сферической и сопряженными с ней с двух сторон коническими поверхностями. Диаметр сферы определяется по аналитической зависимости, а сферическая поверхность выполнена в пределах двойного угла перекоса шпинделя . Конусные поверхности имеют углы конусности , равные двойному углу перекоса шпинделя. Лопасть и вал сопряжены между собой по сферическому поясу, имеющему возможность контактирования с конической поверхностью реборды, закрепленной в обойме. Крепление обоймы с вилкой выполнено байонетным. Это позволяет повысить точность сопрягаемых деталей шарнира между собой, упростить монтаж и демонтаж шпинделя при ремонтных работах и повысить взаимозаменяемость деталей . 7 ил. NW Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (м)ю В 21 В 35/14, F 16 О 3/24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4657527/02 (22) 28.11.88 (46) 07.10.91. Бюл. N 37 (71) Днепропетровский центр научно-технического творчества молодежи "Импульс" (72) В.Я.Головачев, Б.Н.Лагутин. А,А.Заяц, И.П.Цыпляков и В.В.Зеленский (53) 621.771.2.06(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 625789, кл. В 21 В 35/14, 1978.
Авторское свидетельство СССР
N. 1585038, кл. В 21 В 35/14, 28,09.88. (54) ШАРНИР УНИВЕРСАЛЬНОГО ШПИНДЕЛЯ (57) Изобретение относится к металлургическому машиностроению и может быть использовано в приводах валков прокатных станов, а также правильных и других машин.
Цель изобретения — увеличение долговечности и ремонтопригодности шарнира, Крутящий момент от вала к вилке передается через лопасть, сопряженную с вилкой посредством вкладышей скольжения. Лопасть
Изобретение относится к металлургическому машиностроению и может быть использовано в приводах валков прокатных станов, а также правильных и других машинах.
Цель изобретения — увеличение долговечности и ремонтопригодности шарнира.
На фиг.1 изображен шарнир универсального шпинделя, общий вид, продольный разрез; на фиг,2 — то же, вид сверху, продольный разрез; на фиг.3 — вид А на фиг.1; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг,3; на фиг.5 — узел I на фиг.1; на фиг.6 — шарнир с
„„Я2„„1681992 А1 контактирует с обоймой наружными криволинейными поверхностями. Обойма закреплена на вилке. Каждая наружная поверхность лопасти, контактирующая с обоймой, образована сферической и сопряженными с ней с двух сторон коническими поверхностями. Диаметр сферы определяется по аналитической зависимости, а сферическая поверхность выполнена в пределах двойного угла перекоса шпинделя, Конусные поверхности имеют углы конусности, равные двойному углу перекоса шпинделя. Лопасть и вал сопряжены между собой по сферическому поясу, имеющему возможность контактирования с конической поверхностью реборды, закрепленной в обойме. Крепление обоймы с вилкой выполнено байонетным. Это позволяет повысить точность сопрягаемых деталей шарнира между собой, упростить монтаж и демонтаж шпинделя при ремонтных работах и повысить вэаимозаменяемость деталей. 7 ил. перекосом шпинделя; на фиг.7 — в системе пространственных координат внутренняя цилиндрическая поверхность обоймы и одна из плоскостей лопасти, Шарнир универсального шпинделя включает лопасть 1(фиг,1, 2, 5 и б) на конце вала 2, цилиндрическую вилку 3 с зевом 4 и пазом 5, вкладыши 6, смонтированные в зеве 4 вилки 3, узел соединения вилки 3 и вкладышей 6 с лопастью 1 вала 2.
Узел соединения вилки 3 и вкладышей 6 с лопастью 1 вала 2 выполнен в виде обоймы
7. установленной на цилиндрической повер1681992
0=2 хности 8 вилки 3 с возможностью поворота вокруг оси 9 вилки 3, а обращенная к внутренней цилиндрической поверхности 10 обоймы 7 наружная поверхность 11 лопасти
1 образована сферической 12 и двумя коническими поверхностью 10 обоймы 7 контактирует сферическая наружная поверхность
12 лопасти 1. При этом сферическая наружная поверхность 12 лопасти 1 выполнена в пределах двойного угла 2 а перекоса шпинделя и имеет диаметр D, определяемый по формуле
R +h bhtga
cos а где R — радиус вилки 3 в месте соединения вилки 3, обоймы 7 и лопасти 1;
L — возможное смещение центра 01 сферической наружной поверхности 12 лопасти
1 от центра О шарнира;
Ь вЂ” толщина лопасти 1; а — угол перекоса шпинделя.
Конические наружные поверхности 13 и
14 лопасти 1 сопряжены по касательным и сферической наружной поверхности 12 лопасти 1 и имеют угол конуса, равный двойному углу 2 а перекоса шпинделя. Переход от конической наружной поверхности 14 лопасти 1 к валу 2 выполнен в виде сферического пояса 15, сопряженного своей сферической наружной поверхностью 16 с внутренней конической поверхностью 17 реборды 18. При этом реборда 18 жестко закреплена в обойме 7. На торце лопасти 1 выполнен выступ 19 со сферической опорной поверхностью 20. Выступ 19 сферической опорной поверхности 20 контактирует с внутренним торцом 21 паза 5 вилки 3. На цилиндрической наружной поверхности 8 вилки выполнен наружный кольцевой бурт
22, который установлен в образованной в обойме 7 кольцевой проточке 23.
Кроме того, в обойме 7 выполнено не менее двух внутренних буртов 24, равномерно расположенных по окружности, в которые для соединения обоймы 7 с вилкой 3 установлены секции 25 L-образной формы в сечении. Каждая секция 25 зафиксирована от поворота относительно обоймы 7, например, посредством болта 26. Расстояние I< по окружности между внутренними буртами 24 в обойме 7 превышает ширину Iz секции 25.
Кроме того, в обойме 7 выполнена кольцевая проточка 27, в которую вставлено уплотнение 28, а обойму 7 и вал 2 шпинделя охватывает гофрированный гибкий, например, из маслостойкой резины кожух 29 с возможностью проскальзывания по валу 2
55 при проворачивании обоймы 7 относительНо Вилки 3.
В случае, когда лопасть 1 в шарнире шпинделя не имеет осевой подвижности и когда центр 01 наружной сферической поверхности 12 лопасти 1 совпадает с центром шарнира О (т.е. центр 0 наружной сферической поверхности 12 лопасти 1 совпадает с осью зева 4 под вкладыши 6 в вилке 3), диаметр D наружной сферической поверхности 12 лопасти 1 можно принять равным внутреннему диаметру 01 обоймы 7, надеваемой на вилку 3.
Однако в реальных условиях для компенсации неточностей изготовления и монтажа, а также изменения расстояния между центрами шарниров шпинделя при изменении углом а между валами 2 шпиндельной передачи предусматривается осевая подвижность h в соединении, реализуемая в различных конструкциях по-разному.
В предлагаемом соединении осевая подвижность h реализуется перемещением лопасти 1 с валом 2 вдоль оси 9 вилки 3, т.е, центр 01 наружной сферической поверхности 12 лопасти 1 относительно оси вкладышей 6 (оси зева 4 в вилке 3) смещается вдоль оси 9 вилки 3 в ту или другую стороны на величину h, При таком осевом смещении h u при относительном перекосе валов 2 шпиндельной передачи на угол а максимальное радиальное смещение центра О> наружной сферической поверхности 12 лопасти 1 от оси 9 вилки 3 составляет hsln а, что соответствует необходимому уменьшению радиуса наружной сферической поверхности 12 лопасти 1, если наружная сферическая поверхность 12 не усеченная. Но так как наружная сферическая поверхность 12 лопасти 1 усечена двумя плоскостями 30, пересекающимися с наружной сферической поверхностью 12 по окружности, радиус наружной сферической поверхности 12 лопасти 1 находится как расстояние от цента 01 наружной сферической поверхности 12 лопасти 1 до точки касания окружности с наружной цилиндрической поверхностью 8 вилки 3(внутренней цилиндрической поверхности 10 обоймы .7) или, что одно и то же, как минимальное расстояние гмин от центра
01 наружной сферической поверхности 12 лопасти 1 до точек эллипса, по которому теоретически пересекается плоскость 30 с внутренней цилиндрической поверхностью
10 обоймы 7.
На фиг.7 показана цилиндрическая поверхность радиуса R. соответствующая внутренней цилиндрической поверхности
10 обоймы 7, В точке О, соответствующей
1681992
D=2 гмин=)P yZ2 R2
Х соз а — I sin a = a гминcos а 2а
cos а центру шарнира, помещено начало системы координат, причем ось У направлена вдоль оси внутренней цилиндрической поверхности 10 обоймы 7, ось Z — вдоль оси вкладышей 6, т.е. вдоль оси цилиндрической проточки в вилке 3. На расстоянии а, равном половине толщины Ь лопасти 1, проведена плоскость, параллельная оси Z и под углом а к оси I. Эта плоскость соответствует боковой рабочей плоскости 30лопасти1 шпинделя и пересекается с внутренней цилиндрической поверхностью 10 по эллипсу. Центр 01 наружной сферической поверхности 12 лопасти 1 смещен из центра шарнира (точки O) на величину h в точку К(параллельно плоскости 30).
Цилиндрическая поверхность радиуса R в выбранной системе координат (фиг.7) описывается уравнением
Х2+ Z2 R2 а плоскость, соответствующая рабочей плоскости 30 (фиг.1 и 7) лопасти 1, — уравнением
X cosa - Isin a = а.
Совместное решение этих уравнений, т.е. система эллипс, по которому плоскость 30 пересекается с цилиндром. Точка К (центр наружной сферической поверхности 12)имеет координаты
Х» = hsln а; Y» = hcosa; Z».= О.
Расстояние от точек эллипса до точки К можно определить по формуле
r = (к) (к) (к)
После подстановок координат точки К и уравнение эллипса и соответствующих преобразован .й получают г 2 +,2+ 2 з!па 1 cosa " а
Исследуя известными методами данную функцию на экстремум, находят сова 2
cos а так как 2а = Ь вЂ” толщина лопасти 1 (фиг,2), то гминТаким образом, диаметр D наружной сферической поверхности 12 лопасти 1 необходимо определить по формуле
=1
cos2 а где R — радиус вилки 3 в месте соединения вилки 3, обоймы 7 и лопасти 1;
h — возможное смещение центра 01 сферической наружной поверхности 12 лопасти
1 от центра О шарнира;
Ь вЂ” толщина лопасти 1: а — угол перекоса шпинделя.
Сборка и работа шарнира осуществляется следующим образом.
Вилку 3 и лопасть 1 шарнира устанавливают так, чтобы ось вкладыша 6 располагалась горизонтально. После сбоку между вилкой 3 и лопастью 1 устанавливают сначала нижний вкладыш 6, а затем на него опускают лопасть 1 и устанавливают верхний вкладыш 6. Далее перемещают по цилиндрической поверхности 8 вилки 3 обойму 7 до упора в кольцевой бурт 22 вилки 3. После этого между внутренними буртами 24 обоймы 7 вводят секции 25 L-образной формы в сечении. Затем секции 25 перемещают по цилиндрической поверхности 8 вилки 3 до совмещения секций 25 с внутренними буртами 24 обоймы 7. Далее каждую секцию 25 фиксируют от поворота относительно обоймы 7, например, посредством одного болта
26, После этого через канал (не показан) в обойме 7 подают смазку в узел соединения вилки 3 и вкладышей 6 с лопастью 1 вала 2.
При вращении ведущего вала (не показан) и вилки 3 она через вкладыши 6 передает вращение лопасти 1, жестко соединенной с валом 2. Обойма 7 с уплотнением 28, охватывающим цилиндрическую поверхность 8 вилки 3, а также кожух 29, охватывающий обойму 7 и вал 2, герметизируют шарнир универсального шпинделя от утечки смазки и попадания абразивной пыли, грязи, окалины, воды и т.д.
Предлагаемый шарнир универсального шпинделя позволяет увеличить его долговечность и надежность.
Формула изобретения
Шарнир универсального шпинделя, содержащий закрепленную внутри цилиндрической обоймы вилку и лопасть на конце вала шпинделя, имеющую наружные криволинейные поверхности, контактирующие с внутренней поверхностью обоймы, при этом вилка и лопасть сопряжены между собой посредством вкладышей, размещенных в зеве вилки с возможностью перемещения лопасти и вкладышей вдоль их продольных осей. уплотнительный элемент, за к реплен1681992
D=2
cos а
Л1 Я 2723
Z9 g ду
Фиг.2 ный на торце обоймы, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности и ремонтопригодности шарнира, наружная поверхность лопасти образована сферической и сопряженными с ней с двух сторон 5 коническими поверхностями, при этом сферическая поверхность лопасти выполнена в пределах двойного угла перекоса шпинделя и имеет диаметр, равный где R — радиус вилки в месте соединений обоймы, вилки и лопасти; 15
3 g Я27Ю13 72 14 5 1718 29
3 21 7 Ж 27 19 У б 11
h — возможное емещение центра сферической наружной поверхности лопасти от центра шарнира;
Ь вЂ” толщина лопасти; а — угол перекоса шпинделя, а каждая из конических поверхностей лопасти имеет угол конуса, равный двойному углу перекоса шпинделя, при этом переход от наружной поверхности лопасти к валу выполнен в виде сферйческого пояса, контактирующего своей сферической наружной поверхностью с внутренней конической поверхностью реборды, закрепленной внутри обоймы, а крепление обоймы и вилки выполнено в виде байонетного соединения.
18 17 1д 1Ф 12 АЗУ 27B 25
1681992 б-b
3 2о 23 7 8
2 24 22 28 27 аг. Ф
ИГ,5
Х
7/О Ж 17!8
Фиг. 5
9 2/ 2522 28511 Ф7508610151718 Ю
2711 6 30 f
1681992
Составитель И. Зуев
Техред М.Моргентал
Редактор С, Лыжова
Корректор С. Черни
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101
Заказ 3363 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5