Способ отвалообразования
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при засыпке отработанных карьеров и зон обрушения. Цель изобретения - повышение эффективности работы горно-транспортного оборудования на отвале за счет обеспечения его свободного маневрирования в торцах насыпей при упрощении формирования бровок Способ основан на транспортировании породы и разгрузке ее под откос полосами постоянной ширины. Затем формируют опережающие насыпи в виде полуконусов до сопряжения их боковых откосов и горизонтальные площадки. Горизонтальные площадки ограничивают прямолинейными бровками, перпендикулярными друг другу. Породу в пространство между смежными насыпями отсыпают в форме опережающих насыпей. Бровки смежных насыпей перпендикулярны друг другу. Полосы при отсыпке насыпей формируют одинаковой длины Полосы в смежных нзсыпях формируют поочередно сначала параллельно одной из верхних бровок насыпи, а затем после наращивания насыпи параллельно другой бровке 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я }5 E 21 С 41/26
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
Мфф, ;;;;, = .
jg, ) 7 "
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4710249/03 (22) 26.06.89 (46) 07.10.91. Бюл. ¹ 37 (71) Криворожский горнорудный институт (72) А.М.Михайлов, В,А.Ковалевский, Н.А.Линник и B,А.Андрейченко (53) 622.271(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1033742, кл. Е 21 С 41/00, 1982.
Авторское свидетельство СССР № - 1265329, кл, Е 21 С 41/00, 1985. (54) СПОСОБ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЯ (57) Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при засыпке отработанных карьеров и эон обрушения. Цель изобретения — повышение эффективности работы горно-транспортно-. го оборудования на отвале ээ счет обеспечения его свободного маневрирования в
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при засыпке отработанных карьеров и зон обрушения.
Цель изобретения — повышение эффективности работы горно-транспортного оборудования на отвале эа счет обеспечения
его. свободного маневрирования в торцах насыпей при упрощении формирования бра вок, На фиг.1 показана схема формирования отвального фронта; на фиг.2 — схема отсыпки отвала.
Способ осуществляется следующим образом.
В начале отсыпают первичный отвал 1 в направлении от одного длинного борта карьера к другому, затем перпендикулярно откосу первичного отвала выполняют опережающие насыпи 2 путем отсыпки пород Ы l 682570 А1 торцах насыпей при упрощении формирования бровак. Способ основан на транспортировании породы и разгрузке ее под откос полосами постоянной ширины, Затем формируют опережающие насыпи в виде полуконусов да сопряжения их боковых откосов и горизонтальные площадки. Горизонтальные площадки ограничивают прямолинейными бровками, перпендикулярными друг другу. Породу в пространство между смежными насыпями отсыпают в форме опережающих насыпей. Бровки смежных насыпей перпендикулярны друг другу. Полосы при отсыпке насыпей формируют одинаковой длины. Полосы в смежных насыпях формируют поочередно сначала параллельно одной из верхних бровак насыпи. а затем после наращивания насыпи параллельно другой бровке, 2 ил. на его откос полосами 3 переменной длины с формированием на них горизонтальных площадок для работы горно-транспортного оборудования. При этом 0 продольные оси опережающих насыпей jQQ располагают параллельно длинным бортам () 1 карьера на расстоянии друг от друга, рав- jQq ном двойной ширине заложения откоса, что в последующем обеспечит смыкание их боковых откосов
L=-2 Н ст9а, где Н вЂ” заданная высота отвала; а — угол откоса отвала.
° аваев
Ширина каждой полосы обусловлена шириной отсыпки отвала с одного места разгрузки автосамосвала. отсыпка их производится с уменьшением длины, которая для каждой полосы определяется па формуле
1.. =2(Н erg à — b ).
1682570 где п — номер полосы;
b — ширина полосы, Отсыпка опережак>щих насыпей такими полосами обеспечит прямолинейность их боковых бровок 4 с схсждением их в торцах при длине насыпи Еп = Н ctg Q, которые ограничивают горизонтальные площадки, При этом угол пересечения верхних бровок как смежных насыпей, так и бровок одной насыпи принимается равным 900, что обеспечит нормальную работу автотранспорта и горно-транспортного оборудования при наращивании длины опережающих насыпей.
Увеличение значения этого угла ведет к снижению устойчивости отвала, а уменьшение его на угол более чем 10 . ведет к усложнению работы горно-транспортного оборудования и увеличению обьема бульдозерных работ, После этого наращивают высоту отвала до заданной высоты Н, рассчитанной с учетом действия опережающих насыпей и полученной формы отвала, При этом вершины полуконусов фланговых опережающих насыпей располагают на расстоянии от длинных бортов карьера не более Н (ctg а+ ctg P), гдето — угол откоса длинных бортов карьера, что обеспечивает упор их внешних откосов в борт карьера, В результате выполненных работ создают откос отвала зигзагообразной формы с сопряженными боковыми поверхностями 5 полуконусов б, Участки откоса в виде полуконусов обладают максимальной естественной устойчивостью. Устойчивость откоса отвального фронта между полуконусами обеспечивается за счет смыкания нижних бровок боковь1х откосов опережающих насыпей, а устай1ивость внешних откосов фланговых опережающих насыпей — за счег упора их в борт карьера.
Последующая от=ыпка отвала осуществляется частями 7,8 l-а участках равной длины Iy путем укладки породы в частях прямолинейными полосами 9 постоянной ширины, что обеспечивает равномерность работы горно-трансгортного оборудования и сохранение зигзагообразной формы отвального фронта.
При этом сначала отсыпают одну часть
7 полосами, параллельными одной из верхних бровок боковых откосов смежных насыпей, в направлении к одному длинному борту 10 на ширину I><. равную длине Io одной вышеуказанной бровки
5 Ь1 =! ь =- Н ctg а V2.
Отсыпка частей такой ширины дает возможность максимальное время вести отвальные работы в одном направлении, что обеспечивает усадку и стабилизацию отвала
10 на временно нерабочих участках отвала.
Бершины конусов из положений
1< 12,13 перемещают в направлении отсыпки частей в положения 11,12,13 . После этого осуществляют отсыпку второй части
15 отвала 8 в направлении к противоположному длинному борту 14, т.е, полосы породы в этой части располагают параллельно другой верхней бровке опережающих насыпей, При этом вершины полуконусов перемеща20 ют в положения 11",12",13".
За время отсыпки двух частей (цикл) величина продвигания отвального фронта А =
2 Н ctg а . Последующую отсыпку отвала производят в той же последовательности.
25 Формула изобретения
Способ отвалообразования, включающий транспортирование породы и разгрузку ее под откос по длине отвального фронта полосами постоянной ширины, формирова30 ние опережающих насыпей в виде полуконусов до сопряжения их боковых откосов и верхних площадок насыпей, ограниченных бровками, наращивание их до проектной
35 высоты отвала, отсыпку пород в пространстВо между опережающими насыпями, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности работы горно-транспортного оборудования на отвале за счет обеспе40 чения его свободного маневрирования в торцах насыпей приупрощении формирования бровок, породу в пространство между смежными насыпями отсыпают в форме опережающих насыпей, полосы формируют
45 равной длины, верхние площадки насыпей ограничивают прямолинейными бровками, перпендикулярными одна другой и бровкам смежных насыпей, причем полосы в смежных насыпях формируют поочередно, 50 сначала параллельно одной из верхний бровок насыпи, а после наращивания насыпей — параллельно другой бровке.
1682570 юг .
Составитель M. Алимов
Техред M.Mîðãåíòàë Корректор H. Король
Редактор И.Шмонова
Заказ 3392 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101