Способ измерения несоосности валов и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для измерений несоосности валов. Целью изобретения является повышение точности измерения несоосности валов. Устройство содержит два составных кронштейна 1 и 2 с площадками 7 и 8, каждую из которых выставляют параллельно соответствующему контролируемому валу и взаимно параллельно в плоскостях, перпендикулярных оси одного из валов, проводя эти операции в исходном положении валов, когда площадки кронштейнов номинально горизонтальны. Поворачивают валы на 90° и выставляют кронштейны параллельно оси соответствующего вала в вертикальной плоскости. В положениях, кратных 90° от исходного, определяют взаимное положение площадок 7 и 8 в двух сечениях одного из кронштейнов, перпендикулярных оси вала, на котором он установлен, и по результатам измерений судят о несоосности валов. Выставку кронштейнов 1 и 2 и повороты валов на необходимые углы осуществляют с помощью узла 10 юстировки. 2 с. п. ф-лы. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э G 01 В 5/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ .СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4660635/28 (22) 09.03.89 (46) 07.10.91. Бюл. М 37 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. М,М. Фе- . дорова (72) П.Ф. Беликов, А.И. Захарченко, В.И. Матsees и В.А. Романов (53) 531.717 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1024690, кл. G 01 В 5/24, 1983. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НЕСООСНОСТИ ВАЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для измерений несоосности валов. Целью изобретения является повышение точности измерения несоосности валов. Устройство содержит два,и> QJ <и> 1 682758 A l составных кронштейна 1 и 2 с площадками

7 и 8, каждую из которых выставляют параллельно соответствующему контролируемому валу и взаимно параллельно в плоскостях, перпендикулярных оси одного из валов, проводя эти операции в исходном положении валов, когда площадки кронштейнов номинально горизонтальны. Поворачивают валы на 90 и выставляют кронштейны параллельно оси соответствующего вала в вертикальной плоскости. В положениях, кратных 90 от исходного, определяют взаимное положение площадок 7 и 8 в двух сечениях одного из кронштейнов, перпендикулярных оси вала, на котором он установлен, и по результатам измерений судят о несоосности валов. Выставку кронштейнов 1 и 2 и повороты валов на необходимые углы осуществляют с помощью узла 10 юстировки. 2 с. и. ф-лы, 2 ил, 1682758

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для измерений несоосности валов при их центровке.

Цель изобретения — повышение точности измерения несоосности валов.

На фиг. 1 представлено устройство для реализации способа, общий вид; на фиг. 2— узел юстировки.

Устройство содержит два кронштейна 1 и 2 с базовыми элементами, предназначенными для установки их на контролируемые валы. Кронштейны 1 и 2 выполнены составными, их регулируемые части устанавливаются на базовых элементах и крепятся соответственно в шарнирах 3 и 4. На регулируемых частях кронштейнов 1 и 2, вдоль них, на одном из концов каждого выполнены соответственно два цилиндрических хвостовика 5 и 6, а вдоль их осей на регулируемых частях кронштейнов 1 и 2 выполнены площадки 7 и 8.

На площадке 7, разнесенные в продольном направлении кронштейна 1, установлены два измерителя 9 так, что направление их измерения перпендикулярно этой площадке. Устройство снабжено узлом 10 юстировки, который содержит основание 11 с площадкой 12. На основании 11 установлен уровень 13 с .возможностью разворота в плоскости, параллельной площадке 12, и наклонов на углы, кратные 90, в плоскости, перпендикулярной площадке 12. Уровень

13 имеет тонкую регулировку в.плоскости наклонов с помощью перемещающейся пластины 14, а при поворотах на углы 90 удерживается фиксатором 15. К площадке

12 присоединена винтами съемная призма

16,между которой и основанием 11 выполнено отверстие 17 для установки узла 10 юстировки на хвостовики 5 и 6.

Способ осуществляется следующим образом.

Устанавливают кронштейны 1 и 2 их базовыми элементами на соответствующие контролируемые валы. Устанавливают узел

10 юстировки призмой 16 на первый вал и выставляют уровень 13 в нулевое положение вдоль оси вала, перемещая пластину 14.

Переустанавливают узел юстировки отверстием на хвостовик 5 и выставляют площадку 7 регулируемой части кронштейна 1 параллельно оси первого вала в вертикальной плоскости, Идентично выставке площадки 7 выставляют площадку 8 параллельно оси второго вала. Отсоединив призму 16, устанавливаютузел юстировки на площадку

7 площадкой 12, Устанавливают уровень 13 поперек площадки 7 и, вращая регулируемую часть кронштейна 1 вокруг оси хвосто50.-дый кронштейн параллельно оси соответствующего вала в вертикальной плоскости, а о взаимном расположении валов судят по результатам измерений взаимного расположения площадок кронштейнов, которое в каждом угловом положении валов определяют в двух сечениях одного иэ кронштейнов, перпендикулярных оси вала, на котором он установлен.

2. Устройство для измерения несоосности валов, содержащее два кронштейна с

30 вика 5, устанавливают площадку 7 горизонтально в плоскости, перпендикулярной оси хвостовика 5. Таким же образом выставляют горизонтально площадку 8 в плоскости, перпендикулярной оси хвостовика 5. Допускается выставлять площадки 7 и 8 не горизонтально, а под одним углом к горизонту.

Разворачивают валы на 90 от исходного положения. Переустанавливают узел юстировки поочередно на хвостовики 5 и 6, выставляя регулируемые части кронштейнов 1 и 2 параллельно соответствующим валам, предварительно зафиксировав положение уровня при размещении узла юстировки на них.

В исходном положении валов измеритеии 9 вводят во взаимодействие с площадкой

8 и обнулят. Разворачивают оба вала поочередно в положения, кратные 90 от исходного, используя для точного разворота уровень 13 узла юстировки, устанавливаемого на хвостовики 5 и 6 ампулой уровня 13 поперек осей валов. Перед каждым изменением положения каждого вала на 90 уровень 13 переустанавливается на 900 и закрепляется фиксатором 15, а вал вращают до повторения нулевого отсчета уровня 13.

В положениях, кратных 90 от исходного, снимают показания измерителей 9 и по их результатам судят о несоосности валов.

Формула изобретения

1. Способ измерения несоосности валов, заключающийся в том, что используют установленные на валах кронштейны, синхронно поворачивают валы на углы 90, 180 и

270 от исходного положения и измеряют взаимное расположение осей валов, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности измерения, в исходном положении валов при номинально горизонтальных площадках кронштейнов производят выставку площадки каждого кронштейна параллельно оси соответствующего вала в продольном направлении площадки, выставляют площадки кронштейнов параллельно одна другой в плоскости, перпендикулярной оси одного из валов, разворачивают валы на угол 90 вокруг их осей и выставляют каж,6

16В2758

Составитель Ю. Бугаев

Техред М,Моргентал Корректор С. Шевкун

Редактор В. Данко

Заказ 3401 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 базовыми элементами, предназначенных для установки по одному на каждый контролируемый вал, два измерителя линейных перемещений, один из которых установлен на первом кронштейне, отл ича ю щеес я 5 тем. что, с целью повышения точности измерения, оно снабжено узлом юстировки, выполненным в виде уровня, установленного на основании с возможностью разворота в плоскости, параллельной установочной пло- 10 щадке основания, и фиксированного наклона на углы, кратные 90, в плоскости, перпендикулярной установочной площадке основания, кронштейны выполнены составными с возможностью регулировки состав- 15 ляющих их частей относительно базовых элементов, на одном из концов регулируемой части каждого кронштейна выполнены цилиндрические хвостовики и вдоль их осей выполнены площадки, второй измеритель линейных перемещений установлен параллельно первому на первом кронштейне, направление измерения обоих измерителей перпендикулярно площадке, основание выполнено в виде установочной площадки с установленной на ней съемной призмой, развернутой от уровня, а между призмой и площадкой основания выполнено отверстие, предназначенное для установки в него цилиндрических хвостовиков,