Лазерная система начальной довыставки курса летательного аппарата на стоянке

Реферат

 

Изобретение относится к авиционной навигации и может быть использовано для начальной довыставки курсовых и инерциальных систем летательного аппарата в азимуте. Целью изобретения является повышение точности, помехозащищенности, обеспечение всепогодности и сокращение времени подготовки летательного аппарата к вылету. Система содержит приемопередатчик, установленный вне летательного аппарата, и оптический призматический отражатель, который установлен на жестко закрепленном на корпусе летательного аппаратав юстировочном приспособлении 8, а угол при вершине призматического отражателя 90+ выполняется исходя из условия: , где -величина смещения отраженного луча относительно падающего: D-расстояние между отражателем и приемопередатчиком. К передней стойке шасси прикреплено водило 18, образуя кинематическую рычажную систему. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной навигации и может быть использовано для начальной довыставки курсовых и инерциальных систем летательного аппарата (ЛА) в азимуте. Целью изобретения является повышение точности, помехозащищенности, обеспечение всепогодности и сокращение времени подготовки летательного аппарата к вылету. На фиг.1 представлена функциональная схема прибора начальной довыставки курса (ПНДК); на фиг.2 - схема кинематической рычажной системы; на фиг.3 - схема размещения оборудования и летательного аппарата на техпозиции после довыставки курса. На фиг. 1-3 обозначены: 1 - задающий генератор; 2 - кодово-импульсный модулятор; 3 - устройство накачки; 4 - лазерный полупроводниковый диод; 5 - регулировочный механизм лазерного полупроводникового диода; 6 - формирующая оптика; 7 - призматический отражатель; 8 - юстировочное приспособление для установки отражателя; 9 - приемная оптика; 10 - щелевая диафрагма; 11 - фотодиод; 12 - усилитель; 13 - кодово-импульсный демодулятор; 14 - компаратор; 15 - преобразователь импульсного сигнала в постоянное напряжение переменного уровня; 16 - индикатор поиска и захвата лазерного излучения; 17 - оптический прицел; 18 - водило; 19 - передняя стойка шасси; 20 - переднее колесо шасси; 21 - задние колеса шасси; 22 - фиксирующие колодки задних колес шасси; 23 - блок прибора начальной доставки курса с теодолитом; 24 - паспортизованная геодезическая точка; 25 - разметочные полосы; 26 - летательный аппарат; 27 - теодолит; 28 - ориентир; 29 - выходная клемма. Система работает следующим образом. При включении питания от бортовой сети 27 В напряжение питания подается на электрическую схему системы. При этом начинает работать задающий импульсный генератор 1, сигналы которого поступают на кодово-импульсный модулятор 2. Модулятор управляет работой устройства накачки 3 лазерного диода 4, причем диод 4 обеспечивает форму тела свечения в виде линии с необходимой мощностью излучения. Для осуществления надежной оптической связи передающей части с отражением излучение формируется с ножевой диаграммой в вертикальной плоскости. Это реализуется с помощью формирующей оптики 6, лазерного диода 4 и регулировочного механизма 5. Юстировка достигается с помощью шлифовки одной из регулировочных шайб и путем поворота оправы лазерного диода 4 вокруг оси вращения с последующей фиксацией стопорным винтом и контрящей гайкой. Сформированное излучение попадает на призматический отражатель 7, имеющий угол при вершине, равный 90о + ( в опытном образце лежит в пределах 5-14). Изображение отраженного излучения формируется в задней фокальной плоскости приемной оптики 9, где вертикально установлены щелевая диафрагма 10, ограничивающая в горизонтальной плоскости поле зрения до 1, и фотодиод 11. После этого электрический сигнал усиливается усилителем 12 и поступает на кодово-импульсный демодулятор 13, с выхода которого сигнал подается на компаратор 14, настроенный на определенный пороговый уровень, лежащий выше сигналов бликовых и фоновых помех. Затем сигнал поступает на преобразователь 15 импульсного сигнала в постоянное напряжение переменного уровня, на выходе которого стоит интегрирующая емкость С, через резистор связи соединяющаяся с входом индикатора 16 захвата заданного курса. Величина стояночного курса, определенная при юстировке системы, будет постоянной для данной техпозиции при условии юстировки призматического отражателя 7 на всех ЛА. После выполнения предварительных работ определение стояночного курса с помощью лазерной системы выполняется следующим образом. Приемопередатчик (блок ПНДК) включают в сеть 27 В. Загорается зеленая лампа. ЛА накатывают по размеченным полосам 25 на фиксирующие колодки 22. Отцепляют тягач. Поворотом водила 18 на угол, например, 30одобиваются срабатывания приемопередатчика до загорания на нем красной лампы. Загорание красной лампы на приемопередатчике (ПНДК) свидетельствует о том, что посланный луч отразился от призматического отражателя 7 и попал в приемную оптику 9, что однозначно гарантирует, что курс ЛА в этот момент равен величине, определенной при юстировке системы. Изобретение обеспечивает возможность работы системы в условиях всепогодности, ночью, при наличии крена ЛА, в условиях капонира, а также при наличии импульсных помех. Система позволяет обеспечить быстроту довыставки курса менее одной минуты и точность до 30 с.

Формула изобретения

1. ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА НАЧАЛЬНОЙ ДОВЫСТАВКИ КУРСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА СТОЯНКЕ, содержащая импульсный лазерный приемопередатчик, оптически сопряженный с призматическим отражателем, причем приемная часть приемопередатчика выполнена с щелевой диафрагмой, а выход приемной части приемопередатчика соединен со схемой обработки, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности и помехозащищенности, обеспечения всепогодности и сокращения времени подготовки летательного аппарата к вылету, лазерный приемопередатчик выполнен кодово-импульсным и установлен вне летательного аппарата с заданным углом азимута, оптический призматический отражатель установлен на юстировочном приспособлении, жестко закрепленном на корпусе летательного аппарата, продольная ось которого параллельна отражающей поверхности отражателя, оптическая ось лазерного приемопередатчика перпендикулярна оси заданного довыставочного курса, водило прикреплено к передней стойке шасси на фиксированном расстоянии от опор задних стоек, образуя кинематическую рычажную систему, при этом оптический призменный отражатель выполнен с углом при вершине 90o+ , где []рад=arctg; D - расстояние между отражателем и приемопередатчиком; - величина смещения отраженного луча относительно падающего. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что схема обработки содержит последовательно соединенные усилитель, кодово-импульсный демодулятор, компаратор и преобразователь импульсного сигнала в постоянное напряжение переменного уровня, выход которого соединен с входом индикатора захвата заданного курса и выходной клеммой, а вход усилителя является входом системы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3