Затвор для топливного бака транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для повышения различных параметров топливных баков. Цель изобретения -снижение потерьтоплива при заправке и улучшение очистки посту лающего в бак воздуха. Затвор содержит колпак 1, крышку 2, расположенные под ней один в другом стаканы с отверстиями. Кроме того, имеется фиксатор 4 ствола 5 запра вечного механизма на крышке 2, снабженной полостью с клапанами и фильтром 14, заполненным влагопоглотителем а также выпускным паровым клапаном 16 Стаканы выполнены в виде упругих сильфонов 21 и 22, отверстия в них - в виде прорезей и сетки, причем во внутреннем стакане расположен третий стакан из сетки с ребрами 25 жесткости и ручкой привода 3 ил
СОЮЗ СОВЕГСКИХ
СОЦИАПИС ИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (21) 4615351/11 (22) 06.12.88 (46) 15.10,91. Бюл. ¹ 38 (75) Н,Л,Егин и А.Т,Ротт (53) 629.113 (088.8) (56) Патент ФРГ ¹ 3602844, кл. В 60 К 15/07, 1987.
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) ЗАТВОР ДЛЯ ТОПЛИВНОГО БАКА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для повышения различных параметров топливных баков.
Цель изобретения — снижение потерьтоплиИзобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию топливных баков транспортных средств, Цель изобретения — снижение потерь топлива при заправке и улучшение очистки поступающего в бак воздуха.
На фиг.1 изображен затвор для топливного бака при хранении топлива, общий вид; на фиг.2 — то же, при заправке бака; на фиг.3 — разрез А — А на фиг,1.
Затвор для топливного бака. содержит колпак 1, подвижно установленный на крышке 2 за счет отбортовки 3. Между колпаком 1 и крышкой 2 установлен фиксатор 4 ствола 5 заправочного механизма, Фиксатор 4 выполнен в виде зажима и включает .несколько секторообразных кулачков 6 с манжетой 7, эксцентрично установленных на крышке 2 посредством, например, осей
8. Внешняя боковая поверхность кулачков 6 кинематически связана с внутренними выступами 9, выполненными на внутренней поверхности подвижного колпака 1, который вместе с крышкой 2 имеет центральное
„., . >ЦÄÄ 1684107 А I () В 60 К 15/04, В 65 0 51/16 ва при заправке и улучшение очистки поступающего в бак воздуха. Затвор содержит колпак 1, крышку 2, расположенные под ней один в другом стаканы с отверстиями. Кроме того, имеется фиксатор 4 ствола 5 заправочного механизма на коышке 2, снабженной полостью с клапанами и фильтром 14, заполненным влагопоглотителем, а также выпускным паровым клапаном 16, Стаканы выполнены в виде упругих сильфонов 21 и 22, отверстия в них — в виде прорезей и сетки, причем во внутреннем стакане расположен третий стакан из cerK«с ребрами 25 жесткости и ручкой привода. 3 ил. отверстие 10 для установки ствола 5 заправочного механизма, закрытое пробкой 11.
Крышка 2 снабжена внутренней полостью
12 с Boóñêíûìë воздушными клапанами 13, которые отделены сетчатыми фильтрами 14 от полости 12, заполненной через окна 15 влагопоглотителем, например гранулированным силикагелем. Крышка 2 снабжена выпускным паровым клапаном 16 и выступами 17, которыми крепятся на буртике 18 горловины 19 бака, Между крышкой 2 и буртиком 18 установлена уплотняющая прокладка 20. Под крышкой 2 на ее днище закреплен механизм открытия и закрытия затвора, включающий два KQBKcvlBilbHo расположенных один в другом спиралевидных сильфона, прикрепленных к крышке 2 по периметру отверстия 10 в виде стаканов.
Наружный сильфон 21 выполнен, например, из бензостойкой резины, а внутренний сильфон 22 — из капроновой сетки.
Сильфон 21 имеет ряд отверстий в виде щелевых прорезей 23. На днище сильфона 22 расположен легкосъемный грязевлагосбор,л . . л :;полне ный, например, из латун;.<ю .: KI1полусферической формы с ячейками, не пропускающими воду.
i рязевлагосборник 24 в верхней части снабжен ребрами 25 жесткости и ручкой 26 привода.
Затвор работает следующим образом.
В исходном состоянии запас горячего находится в баке и расходуется двигателем, При этом спиралевидные сильфоны 21 и 22 под действием собственных упругих сил сжаты, Поэтому через щелевидные прорези
23 атмосферный воздух через горловину 19 в бак не поступает, кроме того, пробка 11 препятствует проникновению влаги и загрязнению полости сильфонов 21 и 22. По мере расхода топлива освободившиеся объемы в баке занимаются воздухом, который проходит через воздушные клапаны 13 в боковой стенке крышки 2, а затем через полость 12 — с селикагелем и воздушные клапаны 13 в нижней стенки крышки 2. При этом влага, содержащаяся в атмосферном воздухе, сорбируется селикагелем, а в бак поступает сухой воздух, который не образует конденсата на стенках и днище бака.
При хранении топлива в баке с неработающим двигателем образуются пары, которые по достижении известного давления открывают выпускной паровой клапан 16 и удаляются в атмосферу, предохраняя бак от деформации. При этом впускные воздушные клапаны 13 в днище крышки 2 под действием собственных упругих сил остаются в закрытом состоянии, предохраняя загрязнения селикагеля в полости 12 топливным конденсатом, А впускные воздушные клапаны 13 в боковой стенке крышки 2 также закрыты и предохраняют загрязнения селикагеля в полости 12 влагой из атмосферного воздуха, При заправке бака топливом крышка 2 из горловины 19 бака не снимается.
Пробка 11 снимается и ствол 5 заправочного механизма устанавливается в центральное отверстие 10 колпака 1 на необходимую величину. Оператор поворачивает колпак 1 по часовой стрелке (см, фиг,3), тогда выступы 9 взаимодействуют с боковой поверхностью кулачков 6 и перемещают их относительно осей 8 в центр отверстия 10. Манжета 7, выполненная, например, из бензо©.ойкай резины плотно охватывает ствол 5 заправочного устройства по периметру и удерживает его в заданном неподвижном положении. Это обеспечивает фиксацию ствола заправочного устройства топливной колонки АЗС в горловине бака автомобиля от выпадания при подаче топлива под давлением, Введен5
55 ныи в горловину 19 б эха с1 Рпл 5 3 -3правпч ного механизма через ребра жесткости 25 взаимодействует с сильфонами 21 и 22, которые раздвигаются (см. фиг.2). При этом щелевые прорези 23 в наружном сильфоне
21 принимают форму отверстий. При подаче топлива по давлением в ствол 5 оно занимает объем между внутренними стенками сильфона 22 и наружными стенками ствола
5 заправочного механизма, Топливо проходит через сетчатые стенки внутреннего сильфона 22, фильтруется от механических примесей и воды, которые по спиральным участкам сил ьфона 22 опускаются и собираются в легкосъемном грязевлагосборнике
24. Чистое топливо проходит через отверстие 23 в стенках наружного сильфона 21 и стекает по горловине 19 в бак. При этом выбросы горючего из горловины 19 бака ствола 5 заправочного механизма в атмосферу не происходят, так как зона повышенного давления горючего находится внутри сильфонов 21 и 22 и изолирована от атмосферы герметичной манжеты 7. Воздух, вытесняемый из бака, по мере заполнения последнего топливом проходит через выпускной паровой клапан 16 в атмосферу, После проведения заправки оператор поворачивает колпак 1 против часовой стрелки, что приводит к снижению усилия воздействия манжеты 7 на ствол 5 заправочного механизма фиксатором 4, и вынимает ствол 5 из горловины 19 бака.
Сильфоны 21 и 22 сжимаются под действием собственных упругих сил и возвращаются в исходное положение (фиг.1). При этом спиральные участки сильфонов 21 и 22 полностью вытесняют остатки профильтрованного топлива горловины 19 бака. Остатки механических примесей и воды, выделенные из топлива, вытесняются в легкосъемный грязеводосборник 24. Отверстия
23 в наружном сильфоне 21 сжимаются и препятствуют проникновению влаги и загрязнений из атмосферного воздуха через отверстие 10 в бак и топлива в нем.
Оператор ручкой 26 привода вынимает грязеводосборник 24 из отверстия 10 и удаляет из него конденсат и отстой. При этом топливо проникает через латунную сетку грязеводосборника 24 и остается в баке.
Механические примеси и вода имеют больший удельный вес и поверхностную силу натяжения, поэтому остаются на дне грязеводосборника 24 при его подъеме из бака и полностью удаляются оператором за пределами бака и затвора. После этого грязеводосборник 24 обратно устанавливается на свое место и отверстие 10 закрывается пробкой 11, 16Р4 )Ц7
Формула изобретения
Затвор для топливного бака транспортного средства, содержащий съемно-закрепленную на горловину крышку, на верхней части которой подвижно установлен колпак с фиксатором ствола заправочного механизма, а к ее нижней части прикреплен механизм открытия и закрытия затвора, причем крышка снабжена клапанами для выпуска паров топлива через горловину бака и спуска через нее в бак воздуха, а в центральной части крышки и колпака выполнено отверстие для ствола заправочного механизма, отличающийся тем,что,сцелью снижения потерь топлива при заправке и улучшения очистки поступающего в бак воздуха, фиксатор ствола заправочного механизма выполнен в виде зажима, включающего секторообраэные кулачки, установленные на крышке подвижно и с эксцентриситетом относительно их осей в плане. внешние боковые повепхног.iv к. i рых кинематически связаны с выступами выполненными на внутренней поверхногти колпака, а на внутренних боковых повер5 хностях которых закреплена с огиоанием отверстия для ствола манжета иэ упругого материала, крышка затвора снабжена внутренней полостью для размещения влагопоглотителя, отделенная от клапанов для впуска
10 воздуха и выпуска паров сетчатым фильтром, а механизм открытия и закрытия затвора включает два аксиально расположенных спиралевидных сильфона из упругого материала, прикрепленных к крышке затвора по пери15 метру отверстия для ствола в виде стаканов, причем в наружном сильфоне выполнены щелевые прорези для прохода топлива, а внутренний сильфон выполнен в виде сетчатого топливного фильтра и на его дне сьемно уста20 новлен сетчатый грязевлагосборник из жесткого материала.
1 (\, . (g
Составитель П,Шеко
Редактор Н,Федорова Техред М.Моргентал Корректор. С,Черни
Заказ 3474 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям г1ри (к i i . (113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственн » >да ельский комбинат "Патент", r. Ужгорг>д yn (;.».:.;