Автобалансирующее устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к балансировочной технике. Цель изобретения - повышение надежности за счет облегчения перехода шаров в коническую впадину. В процессе балансировки шары 7 переходят с конической поверхности 4 на поверхность внутренней кольцевой проточки 3, выполненной конической с таким углом наклона образующей, чтобы при перевороте устройства облегчить переход шаров 7 в коническую впадину, образованную дополнительными коническими поверхностями 5 и 6. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (l)s G 01 М 1/38
ГОСУДАР СТ В Е ННЫ И КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕ . ЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1597643 (21) 4438133/28 (22) 10.06,88 (46) 15.10.91. Бюл. М 38 (71) Томский политехнический институт им.
С.M. Кирова (72) В.П,Нестеренко, С,Н,Кладиев, А.П.Соколов и С.Л.Катанухина (53) 620.1.05:531.382(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР (Ф 1597643, кл. G 01 М 1/38, 1990. (54) АВТОБАЛАНСИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО
„, SU,, 1684607 А2 (57) Изобретение относится к балансировочной технике. Цель изобретения — повышение надежности за счет облегчения перехода шаров в коническую впадину, В процессе балансировки шары 7 переходят с конической поверхности 4 на поверхность внутренней кольцевой проточки 3, выполненной конической с таким углом наклона образующей, чтобы при перевороте устройства облегчить переход шаров 7 в коническую впадину, образованную дополнительными коническими поверхностями 5 и 6.4 ил.
1684607
Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано для автоматической балансировки роторов, вращающихся с переменной частотой, в частности для балансировки ручных шлифовальных машин.
Цель изобретения — повышение надежности за счет облегчения перехода шаров в коническую впадину.
На фиг.1 и 2 изображены схемы сил, действующих на шары при вращении системы; на фиг.3 — устройство на докритической частоте, общий вид; на фиг.4 — перевернутое устройство на закритической частоте с зафиксированными шарами.
Устройство содержит жестко установленный на роторе 1 цилиндрический корпус
2 с внутренней кольцевой проточкой 3, выполненной конической с углом наклона а, сопряженной с меньшим диаметром последней своим большим диаметром конической поверхностью 4 и двумя абра;:ующими суживающуюся коническую впади: у дополнительными коническими поверхностями 5 и 6, меньший диаметр первой из которых сопряжен с большим диаметром внутренней кольцевой проточки 3, и расположенные внутри цилиндрического корпуса 2 шары 7.
Угол а наклона образующей внутренней кольцевой проточки 3 определяют по омле ф р а = arctg g/R N, где g — ускорение свободного падения;
R — расстояние от оси вращения до центра шара;
Q — угловая частота вращения, Угол наклона образующей первой конической поверхности 5 выполнен меньшим, чем угол наклона образующей второй конической поверхности 6 на 6-12О.
Для определения величины угла а рассмотрим схему сил, действующих на шар при вращении системы (фиг.1 и 2). Внутреннюю кольцевую проточку можно разделить на три части (фиг.3); "нижнюю" часть, в которой находятся шары на докритических частотах вращения ротора, переходную коническую поверхность, на которую шары выкатываются за счет действия составляющей центробежных сил на закритических частотах вращения, и коническую впадину для фиксации шаров в сбалансированном состоянии ротора. Таким образом, величина угла а должна быть такой, чтобы сила подъема шара (составляющая центробежной силы) уравновешивалась на переходной поверхности составляющей силы тяжести шг.ра и силами трения. Балансировка ротора шарами происходит на переходной поверхности. При повороте системы на 180 (фиг.4) силы трения меняют направление на
180О, а составляющая силы тяжести шара совпа5 дает по направлению с составляющей центробежной силы, действующей при вращении системы на шар, вместе они образуют суммарную "скатывающую" силу, перемещающую шары с переходной повер10 хности в коническую впадину, На фиг,1 и 2 представлены схемы действия сил на шары, находящиеся на переходной конической поверхности и соответствующие положениям автобалансирующего устройства, изобра15 женным на фиг.3 и 4 соответственно. Так как шарик по окончании процесса балансировки неподвижен относительно корпуса автобалансирующего устройства, составим уравнения равновесия относительно по20 движной системы координат с учетом трения, Из схемы на фиг.1 следует;
2- Fx = % Gx тр = 0 (1)
3 Fy = N — (Ф у + Gy) =- 0; (2)
25 2 МА(Гх) =Фх гш Gx гш — Мтр = 0 (3)
Ф = Ф sin а; Фу = Фсоз а; (4)
Gx=G cosa: Gy=G slna: (5)
F = f И = f (Фу + ау) = (Ф cosa +
+G sin a); (6)
30 М,р =д N =д (Ф у + Gy) =д (Ф cosa
+G sin а) (7) где Ф=- mR 6 — центробежная сила;
G = mg — сила тяжести шара;
N — сила нормального давления;
F ð сила трения скольжения;
Mrp — момент трения качения;
f и д — коэффициенты трения скольжения и качения;
Ф, Фу, Gx, Gy — проекции центробежных
40 сил и силы тяжести на соответствующ е оси координат;
R — расстояние от оси вращения до центра шара; гш — радиус шара;
45 0- угловая частота вращения ротора;
g — ускорение свободного падения:
m — масса шара.
Из (1) и (3) следует;
Ф sin а — G cos л — f (Ф сов а+
+ G sin а) = 0; (8)
@sin a r — G cos a r>— — д (Ф cos а+ G sin а) = О, (9)
Из выражений (8) и (9) получим значение угла a:
G (гш — ) д
f а - агсс9 — — — д — =агсщ — —
Ф(гш--) R GP
1684607
Очевидно, что величина угла наклона образующей переходной конусной поверхности зависит только от частоты вращения ротора и от геометрических размеров внутренней кольцевой проточки в средней ее 5 части, так как ускорение свободного падения есть величина постоянная, например, для Q= 1800 об/мин и R = 0,05 и получим а =1 19, Устройство работает следующим обра- 10 эом.
В начальный момент, показанный на фиг.3, ось ротора 1 располагается вертикально, чтобы шары 7 прижимались центробежными силами к конической поверхности 15
4, образуя замкнутое кольцо иэ соприкасающихся шаров, на докритической частоте вращения ротора 1. По досгижении системой закритической частоты вращения шары
7 перемещаются на переходную кониче- 20 скую поверхность внутренней кольцевой проточки 3 и устанавливаются в положения, уравновешивающие ротор 1. Эти положения шаров показаны на фиг.1. Составляющая центробежной силы, поднимающая 25 шары вверх, уравновешивается составляющей силы тяжести шаров 7 и трением. Шары
7, находясь на конической поверхности внутренней кольцевой проточки ., устанавливаются в положения, балансирующие ро- 30 тор 1.
Затем устройство поворачиваешься на
180 так, чтобы коническая впадина, образованная коническими поверхностями 5 и 6, заняла нижнее положение, KGK это показано на фиг.2 и 4. При этом составляющие центробежной силы и силы тяжести совпадают по направлению и под их действием шары 7 опускаются в коническую впадину, образованную дополнительными коническими поверхностями 5 и 6, и фиксируются в ней центробежными силами, достаточными для удержания шаров 7 в неподвижном состоянии относительно цилиндрического корпуса
2 при переменной частоте вращения ротора, После остановки ротора 1 шары 7 занимают исходное положение при обратном повороте устройства на 180" (фиг 3)
Таким образом, эа счет облегчения перехода шаров в коническую впадину г .вышается надежность устройс-,ва, à при перевороте умсньшается время скат., влния в коническую впадину.
Формула изобретения
Автобалансирующее устройство по авт св. N 1597643, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, внутренняя кольцевая проточка выполнена ко ) нической с углом наклона а = arctg (g/RO ), где g — ускорение свободногс падения;
R — расстояние от оси вращения до нтра шара:
Q — угловая частота вращения, и сопряжена большим диаметром с конической впадиной для фиксации шаров, а меньшим — с большим диаметром конической поверхности, 1684607 ( »
Составитель Ю. Круглсв
Техред М.Моргентал Корректор С, Черни
Редактор A. Лежнина
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3499 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5