Линейный синхронный электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода транспорта на магнитном подвесе. Целью /Ф I является увеличение тягового усилия и повышение надежности работы двигателя. Электродвигатель содержит индуктор, состоящий i из П-образного магнитопровода 2 со стержнями 3 и 4, обмотки возбуждения 10, размещенной на стержнях, обмотки якоря , уложенной в продольные пазы стержней , делящих каждый стержень на два примерно одинаковых зубца. Вторичный элемент состоит из П-образного магнитопровода со стержнями, каждый из которых, как и стержни индуктора, разделен на два зубца. Зубцы стержней одного из элементов - индуктора или вторичного элемента смещены в продольном направлении один относительно другого на ширину раскрытия паза якоря. Положительный эффект достигается за счет снижения реактивной составляющей тягового усилия. 1 з.п.ф-лы, 5 ил. СЛ С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я >s Н 02 К 41/03
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4625057/07 (22) 26.12.88 (46) 15.10.91. Бюл. М 38 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения и
Новочеркасский политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (72) Л.Ф. Коломейцев, С.А.Пахомин, П.Ф.Грибанов, В.M.Ïàâëþêoâ и И.В,Воронов (53) 621.313.282 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1169099, кл. Н 02 K 41/03, 1985. (54) ЛИНЕЙНЫЙ СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода транспорта на магнитном подвесе. Целью
1 Ф. SU 1684871 А1 является увеличение тягового усилия и повышение надежности работы двигателя.
Электродвигатель содержит индуктор, состоящий I из П-образного магнитопровода
2 со стержнями 3 и 4, обмотки возбуждения
10, размещенной на стержнях, обмотки якоря, уложенной в продольные пазы стержней, делящих каждый стержень на два примерно одинаковых зубца. Вторичный элемент состоит из П-образного магнитопровода со стержнями, каждый из которых, как и стержни индуктора, разделен на два зубца. Зубцы стержней одного иэ элементов — индуктора или вторичного элемента смещены в продольном направлении один относительно другого на ширину раскрытия паза якоря. Положительный эффект достигается за счет снижения реактивной составляющей тягового усилия. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
1684871
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве привода транспорта на магнитном подвесе, а также в других тяговых устройствах, где требуется одновременное обеспечение тягового усилия, электромагнитного подвеса и поперечной стабилизации транспортного средства, Цель изобретения — увеличение тягового усилия и повышение надежности работы двигателя.
На фиг. 1 изображен линейный синхронный электродвигатель, вид спереди; на фиг. 2 — двигатель, вид сбоку; на фиг, 3 и 4— вид А на фиг, 1; на фиг, 5 — вид 6 на фиг. 1.
Электродвигатель содержит П-образные шихтованные пакеты 1 длиной примерно z(z — полюсное деление), закрепленные вдоль путевой структуры с шагом z и образующие вторичный элемент, и индуктор, расположенный на подвижном транспортном средстве и состоящий из П-образного шихтованного магнитопровсда 2, Каждый стержень 3 и 4 магнитопровода 2 и каждый стержень 5 и 6 ферромагнитного пакета 1 разделены в поперечном направлении на два зубца одинаковой ширины и с расстоянием между ними, равным примерно ширине зубца. Магнитопровод 2 содержит пазы
7 и 8, в которые уложена обмотка 9 стабилизации, обмотку 10 возбуждения, охватывающую стержни 3 и 4, трехфазную (m-фаэную) с числом пазов на полюс и фазу
q = 05 обмотку якоря 11, уложенную на стержнях 3 и 4 в поперечные пазы.
Каждая пара зубцов стержней 5 и 6 ферромагнитного пакета 1 в продольном направлении сдвинута одна относительно другой на величину bn (фиг, 4) или стержни магнитопровода индуктора в продольном направлении сдвинуты друг относительно друга на величину bn (фиг. 5). Длины зубцов стержней 5 и 6 ферромагнитного пакета 1 в продольном направлении также могут отличаться друг от друга на величину bn. где bn — ширина пазового раскрытия якоря. Короткие зубцы могут быть расположены симметрично относительно концов длинных зубцов (фиг. 3).
При работе двигателя обмотка 10 возбуждения включается на постоянный ток, в обмотку 11 якоря подается трехфазный ток, создающий бегущее магнитное поле. Магнитный поток, созданный обмоткой 10 возбуждения, проходит по ярму индуктора и стержням 3 и 4 через воздушный зазор и замыкается через пакет 1 (фиг, 1). Тяговое усилие создается в результате взаимодействия намагниченного полем возбуждения
50 ферромагнитного пакета 1 с бегущим магнитным полем обмотки якоря.
При перемещении пакета 1 в продольном направлении иэ положения, в котором он перекрывает один паэ обмотки якоря, в положение, в котором перекатывает два паза (фиг. 2) появляется реактивная составляющая тягового усилия, препятствующая этому нахождению и вызывающая снижение тягового усилия. Выполнение ферромагнитного пакета 1 с зубцами стержней, отличающимися по длине на bn приводит к тому, что магнитная энергия двигателя при нахождении пакета 1 на второй паэ меняется медленнее (более плавно). чем в случае нахождения пакета 1 с зубцами стержней одинаковой длины. Следовательно, реактивная сила, вызывающая уменьшение тягового усилия и пропорциональная скорости изменения магнитной энергии при взаимном перемещении, в предлагаемом варианте оказывается меньше. Эффект снижения провала тягового усилия может быть также получен при выполнении пакета 1 со сдвигом пар зубцов стержней 5 и 6 в продольном направлении один относительно другого на величину bn (фиг. 4). Аналогичный эффект может быть получен путем сдвига стержней индуктора в продольном направлении один относительно другого на величину b,. Отклонение от указанной величины bn в большую или меньшую сторону снижение среднего за период значения тягового усилия вследствие уменьшения модуляции магнитного поля в зазоре, Технико-экономическая эффективность двигателя в сравнении с прототипом заключается в повышении тягового усилия при перемещении индуктора относительно вторичной части эа счет снижения реактивной составляющей тягового усилия при выполнении зубцов стержней ферромагнитного пакета различной длины или при сдвиге один относительно другого в продольном направлении стержней пакетов или индуктора, Таким образом, использование изобретения позволяет повысить надежность работы тягового двигателя при трогании транспортного средства, особенно в экстремальных режимах, например, при трогании на подъеме.
Формула изобретения
1, Линейный синхронный электродвигатель, состоящий из двух элементов — индуктора, включающего П-образный магнитопровод с ярмом и двумя стержнями. обмотку возбуждения, охватывающую оба стержня, обмотку якоря, уложенную в попе1684871
Фиг. 2 речные пазы стержней, и обмотку поперечной стабилизации, уложенную в продольные пазы стержней, причем каждый стержень разделен на два имеющих равную ширину зубца, и вторичного элемента, вы- 5 полненного из отдельных ферромагнитных пакетов. стержни которых также разделены на два имеющих равную ширину зубца. о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения тягового ус : ия и повышения надежно- 10 сти в работе, зубцы стержней одного из элементов смещены в продольном направлении относительно друг друга на ширину пазового раскрытия якоря.
2. Электродвигатель по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что длины зубцов каждой пары стержней вторичного элемента в продольном направлении отличаются одна от другой на ширину пазового раскрытия якоря.
1684871
Вид 4
Фиг д 5U8
Фи. 5
Составитель Т.Цынская
Редактор Л.Пчолинская Техред М.Моргентал Корректор М.Пожо
Заказ 3512 Тираж Подписное
8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101